Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:52, реферат
Актуальность изучения проблемы женской карьеры очевидна, т.к успешная профессиональная карьера в корне может изменить микроклимат семьи, поскольку возрастет авторитет женщины как матери и жены. Возникнут предпосылки для изменения самооценки мужем себя как мужчины, с которым связана судьба преуспевающей женщины, возможно, произойдет изменение взгляда и на распределение семейных обязанностей. Вместе с тем продвижение женщины по ступеням карьерной лестницы позволит ей увеличить материальное благосостояние семьи, повлияет на уровень и качество жизни последней.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Карьера в жизни женщины.............................................................................5
1.1 Деловые качества женщины......................................................................5
1.2 Психологический портрет деловой женщины.........................................8
1.3Самоуважение, как один из факторов построения успешной карьеры..9
1.4 Типология "карьеристов" и "карьеристок"............................................10
2. Выбор карьеры для женщины......................................................................12
2.1 Виды карьер..............................................................................................12
2.2. Этапы профессиональной деятельности...............................................14
2.3 Устройство на работу...............................................................................16
2.4 Карьерный рост или смена работы.........................................................20
3. Женщина - руководитель..............................................................................21
3.1 Карьерный взлет.......................................................................................21
3.2 Женщина и власть....................................................................................22
3.3 Особенности межличностного взаимодействия....................................23
3.4 Мужчины и женщины: сходства и различия в манере руководства...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................30
Собеседование (интервью) может длиться не более получаса, но за это короткое время работодатель формирует свое мнение о кандидате и принимает решение. Конечно, каждый работодатель, беседуя с кандидатом на вакантную должность, использует свой собственный метод ведения интервью. Психологи все же попытались сгруппировать их и выделить три основных вида интервью:
-неформальное интервью, форма которого не определена заранее; последовательность и характер диалога не планируются, разным претендентам задаются разные вопросы в соответствии с направлением беседы; подобное интервью практикуется в основном для предварительной оценки претендентов, нежели для сбора информации о них;
-типовое интервью представляет собой интервью, процедура которого унифицирована для всех претендентов и предполагает методичный и тщательный опрос с целью выяснения всех деталей личности кандидата на вакантную должность; выясняется, почему человек выбрал свою специальность, почему покинул прежнее место работы, что он ценит в своей профессии и т.д.;
-ситуационное интервью предполагает искусственное создание интервьюером определенной ситуации, дающей ему возможность наблюдать за поведением потенциального работника; одной из разновидностей ситуационного интервью является стрессовое интервью, при котором претендент сталкивается с событиями, обычно вызывающими у человека тревогу, страх и беспокойство (кандидата, например, могут посадить на стул со сломанной ножкой, пролить на него горячий кофе в надтреснутой чашке, подать ему ручку, которая рассыплется у него в руках, с тем чтобы понаблюдать за его реакцией); должность получает тот, кто стойко и мужественно переносит все испытания; другая разновидность ситуационного интервью получила название интервью "из корзины": перед кандидатом на должность ставится корзина с инструкциями, приказами, распоряжениями; разобравшись в них за определенный срок, он должен принять оптимальное решение; от того, какое это будет решение и как он обоснует его, зависит, будет ли он принят на данную должность; кроме названных используется также групповое интервью, дающее возможность оценить работу кандидатов в коллективе.
Для положительного исхода
собеседования психологи
-выглядеть опрятно и одеться в традиционном стиле или как одевается большинство работников компании;
-при встрече и завершении беседы лучше всего использовать крепкое рукопожатие в сочетании с естественной улыбкой, стоять прямо, не переминаясь с ноги на ногу и избегая суетливости в поведении;
-не начинать беседу с вопроса о зарплате, лучше если его затронет сам работодатель, в крайнем случае его можно задать в конце беседы;
-во время беседы не критиковать организацию, в которой вы работаете или работали;
-не возражать интервьюеру и не спорить с ним, не выказывать неудовлетворенности ходом беседы;
-избегать многословия и излишней жестикуляции, говорить кратко и только о тех аспектах работы, которые имеют отношение к образованию и специальности;
-постараться четко сформулировать для себя основную цель и основания выбора работы, а также степень своей профессиональной пригодности;
-внимательно слушать интервьюера, проявляя интерес ко всему, что он говорит, даже если это, на ваш взгляд, не имеет отношения к вашей предстоящей работе и не перебивать его;
-не будьте излишне самоуверенны, держитесь спокойно и непринужденно;
-после проведения собеседования поблагодарите собеседника и всех людей, принявших хоть какое-то участие в вашем приеме на работу.
Для того чтобы лучше показать себя во время подобных испытаний, нужно постараться собрать как можно больше информации о той организации, где вы хотели бы работать. В наши дни владеть нужной информацией означает владеть миром. Б. Дизраэли говорил: "В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией". Вооружившись необходимой информацией, можно эффектно, но ненавязчиво продемонстрировать заинтересованность и суметь задать компетентные вопросы. Последнее очень важно, ибо интеллект человека чаще можно больше узнать по формулировке его вопросов, а не по ответам, поскольку ответ можно заучить. Кроме того, интервью часто приобретает форму стресса. Предварительная подготовка поможет избежать излишнего волнения.
2.4 Карьерный рост или смена работы
Каждый сотрудник хоть раз в своей профессиональной жизни сталкивался с ситуацией, когда ему уже не интересно заниматься тем, чем он все время занимался. Ему кажется, то он уже "вырос" из своей должности и "созрел" для новой. Бывает так, что человек, проработав двадцать лет в одной должности, вдруг начинает чувствовать, что оказался в тупике, осознает бесперспективность своей карьеры, не видит в ней возможностей для индивидуального роста и решает посвятить себя другому делу. Кроме того, некоторые виды карьеры приходят к своему естественном завершению. Например, спортсмены еще в цветущем возрасте ищут для себя новую сферу приложения сил. Иногда перемена карьеры бывает вынужденной, обусловленной внешними обстоятельствами, например подсиживанием сотрудников, банкротством предприятия, сокращением штатов или конфликтом с начальством.
Психологи советуют в таких случаях тщательно продумать свое решение, выписав на лист бумаги все его плюсы и минусы. Они предлагают оценить его по четырем пунктам:
1. Что приобретается, а что теряется в связи со сменой работы;
2. Что приобретают, а что теряют близкие;
3.Способствует ли смена работы повышению самооценки и самоуважения;
4. Одобряется ли данное решение окружающими.
Ответ на данные вопросы помогает человеку осознать все преимущества и недостатки его настоящей и будущей работы. В результате подобного анализа человек начинает осознавать, что его интерес не стоит той жертвы, на которую придется пойти его семейному окружению.
3. Женщина - руководитель
3.1 Карьерный взлет
Большинство женщин успешно справляются со своими обязанностями руководителя. Как ни странно, многие чувствуют себя действительно на своем месте. Конечно, их радует должность, которой они по праву гордятся. Между тем часто возникает вопрос: правильно ли я делаю то, что делаю? Есть повод задуматься над этим.
После повышения по службе проблемы не заканчиваются, а только начинаются. Женщина-руководитель сталкивается в своей работе с вопросами, которые раньше не возникали. Внезапно каждое ее слово становится очень важным. Она ввязывается во властную игру, правила которой не знает. Бывшие коллеги не радуются тому, что одной из них повезло и с завистью встречают нового начальника. Раньше ветер дул лишь в одном направлении, теперь же он внезапно дует отовсюду. Ни к одной из этих и других проблем женщина не была готова. Последствия недостаточной подготовки: женщина "сгорает" в процессе работы. Она не знает многое из того, что она должна делать как руководитель. В течение первых ста дней она демонстрирует свой имидж руководителя, но при этом часто пропускает многие мелочи. Коллеги достаточно быстро находят поводы для критики своего руководителя-женщины, нежели руководителя-мужчины: "У нее нет четких и правильных представлений о бизнесе", "Она совсем не смыслит в бизнесе".
В результате этих упреков многие женщины-руководители начинают сомневаться в себе. Они спрашивают себя: на своем ли я месте? Создана ли я для этого? И хочу ли я вообще этого? Радость от пребывания на новой должности омрачена, удовольствие от работы часто полностью исчезает. Многие женщины разочаровываются, что вообще поднялись на эту должность.
В итоге у них пропадает желание занимать руководящую должность из-за отсутствия основных знаний и навыков, необходимых для руководства. До тех пор пока женщина это не осознает, у нее будут проблемы в деле руководства. Никогда не поздно учиться тому, чтобы быть успешной, довольной и оставаться при этом собой.
3.2 Женщина и власть
Руководство без власти не
существует. Тот, кто управляет другими,
автоматически приобретает
С одной стороны, такая установка на власть этична, социально приемлема и похвальна, с другой - женщины-руководители, которые так скептически отзываются о власти, допускают конфликты, саботаж, дезориентацию среди сотрудников. Когда кошка бездеятельна и равнодушна, то мыши начинают танцевать на столе. Кроме того, женщины-руководители не всегда дают четкие указания, считая их типичными средствами поддержания власти. В результате сотрудники не всегда точно знают, что от них ожидают. Таким образом, понятно, что скептическая установка на власть имеет отрицательные последствия для работы как самого руководителя, так и его подчиненных.
Ежедневно на наших предприятиях происходит очевидное злоупотребление властью. На фоне этого совершенно ясно, почему женщины считают власть отрицательным явлением. Тем не менее, при более точном рассмотрении этого вопроса, такая оценка оказывается весьма опрометчивой. "Власть плоха сама по себе!" - это господствующее предубеждение разоблачается на примере семьи, который так близок и знаком женщине.
В обычной семье мать решает, что приготовить к обеду, что полезно для здоровья, что надевать детям и даже супругу, какие, когда и где продукты покупать, куда поехать в отпуск или куда пойти вечером. В каждой семье есть вопросы, которые самостоятельно решает женщина. Разве это не власть? В семье женщины властвуют и относятся к этому как к естественному явлению. Почему эта власть не является таким же отрицательным явлением, как власть руководителя? Прежде всего потому, что она вносит рациональное начало, ясность в семейные отношения и семейный быт, ответственность за совершаемые дела.
Поэтому если женщина считает власть отрицательным явлением, то ей надо как можно быстрее избавиться от этого предубеждения.
3.3 Особенности межличностного взаимодействия
Время наступает женское.
Именно поэтому, женщины активны
и чувствуют, что их время пришло,
что час пробил! Мир меняется,
меняется психологически. И сейчас
женщине приходится работать в мужском
обществе и коллективе в 2 – 3 раза чаще,
чем в женском. Доказано, что женщине
очень трудно стать частью мужской
компании, особенно компании «старых
друзей», потому что в таких случаях
женщине перестает хватать
Современные психологи не
могут не согласиться с тем, что
исторически сложившиеся
Согласно стереотипному
взгляду на мужчин, они более пригодны
для занятия руководящих
В психологической литературе все чаще высказывается мнение, что женщины обладают качествами, дающими им преимущество перед мужчинами. В процессе развития мужчины очень часто бывают уязвимыми физически и более чувствительными к стрессу, женщины же в любой период жизни лучше справляются со стрессом, реже болеют, по характеру более открыты и экспансивны. Женщины чаще улыбаются и смеются, внимательнее смотрят на собеседника и гораздо лучше читают неречевые сигналы – жесты, мимику, интонации, при этом их собственные лица выразительнее, чем у мужчин.
Женский стиль руководства оказывается более гибким, женщины-лидеры более открыты и общительны, чем это характерно для традиционного мужского стиля. Женщины-руководители оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при контакте с подчиненными. Женщины склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости. А руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными. Как отмечает И.С. Кон, все-таки было бы наивно считать, что все мужчины – суровы и грубы, а все женщины – мягки и нежны.
В соответствии с женскими
стереотипами, в женщинах больше ценятся
такие способности как