Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 16:48, контрольная работа
Цель данной работы: определить значение психодиагностики в консультировании. Для достижения данной цели, предполагается решить следующие задачи:
Дать понятие психодиагностике, определить её цели, задачи, функции
Описать основные методы психодиагностики.
Раскрыть основные этапы постановки диагноза в консультировании.
Понять основные негативные моменты постановки диагноза в консультировании.
СОДЕРЖАНИЕ
Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки её задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. [6, С.16]
Абрамова Г. С. определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, а главной задачей психолога – создать для нормального психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
На близких позициях находится Р. Кочюнас. Целью психологического консультирования, с его точки зрения, является появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь – проявление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта. [6, С.22]
Абрамова так же считает, что все задачи в профессиональной деятельности психолога-консультанта могут быть классифицированы на четыре большие группы. Основанием для такой классификации является степень ответственности и персонифицированности целей, средств и способов воздействия психолога на другого человека. Итак, типы задач:
психодиагностические;
психокоррекционные;
психотерапевтические;
консультационные.
Диагностические задачи – задачи минимальной ответственности и персонифицированности целей, средств и способов воздействия, а консультационные – максимальной.
Психодиагностические задачи – это ситуации, когда психологу нужно определить, что происходит с человеком. Они конкретно могут выглядеть так: «В каком состоянии человек? Каков профиль его личности? В каком состоянии он был в конкретный момент времени? Готов ли человек к осуществлению определённого вида деятельности? И т. д.». [2, С.20]
Ответы на данные вопросы, то есть решение психодиагностических задач в деятельности психолога-консультанта, являются необходимым аспектом консультативной помощи, иначе говоря, без диагностирования проблем человека, его психологического статуса, особенностей личности, работа по решению его психологических проблем может быть затруднена, или вовсе невозможна.
Цель данной работы: определить значение психодиагностики в консультировании. Для достижения данной цели, предполагается решить следующие задачи:
Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Росшарху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать всё то, что связано с измерением индивидуальных различий. [4, С.100]
В литературе, по мере развития диагностической науки, давались разнообразные формулировки её сути, сейчас же предлагают определять психодиагностику следующим образом:
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. [4, С.104]
Или так: психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а так же об использовании этих методов в практической деятельности. [9, С.7]
Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики, обработка и систематизация (классификация) полученных данных, выработка психологических рекомендаций и т. п. [3, С.25]
Различные авторы выделяют так же ряд задач психодиагностики:
анализ, диагноз, прогноз;
конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов;
контроль динамики психического развития личности, коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей, выработка рекомендаций. [3, С.25]
Выделяют две функции практической психодиагностики – научную и практическую.
Первая характеризует её как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик, к которым предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определённым правилам и проверяются по ряду критериев.
Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими уже сконструированные и проверенные диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей. Эти виды деятельности практических психологов называют постановкой диагноза. Слово диагноз (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение. [9, С.8]
Обе, названные выше, функции психодиагностики не осуществляются изолированно. Так, создатели методик нередко не только проверяют их, но и применяют на практике, решая определённые прикладные задачи, возникающие в работе, в свою очередь практические психологи не только применяют уже разработанные диагностические методики, но, и, ощутив необходимость, должны уметь составить схему, сформулировать вопросы диагностического интервью, разработать тест достижений и т. д. [9, С.9]
Психодиагностика опирается на основные принципы психологии: принцип отражения, развития, диалектической связи сущности и явления, принцип единства сознания и деятельности, личностный принцип.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных в психической реальности. [1, С.99]
Психодиагностические методы и методики применяются в различных сферах практической деятельности человека:
Метод – широкий класс методик, определяющихся общим родством технологических приёмов и процедур в проведении всех методик данного типа. Например, существуют проективные, интерактивные, приборные методы, метод тестирования, метод эксперимента и др. [3, С.99]
Психодиагностический метод, описанный Л. Ф. Бурлачуком, конкретизируется в трёх основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик. Эти подходы условно могут быть обозначены как:
Объективный, диагностика осуществляется на основе результативности и способа выполнения деятельности. В основном, это два типа методик – личностные особенности и диагностика уровня интеллектуального развития личности.
Субъективный, диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе (самоописание, самооценивание). Методики этого подхода представлены многочисленными опросниками (личностные, опросники состояния и настроения, опросники-мнения, опросники-анкеты);
Проективный, предполагает диагностику на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящемся в силу его известной неопределённости (слабоструктурности) объектом проекции. Методики данного подхода можно разделить на моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические. [3, С.187-188]
Типы диагностических методов:
Эти два типа методов не стоит противопоставлять друг другу. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. Так сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемым, с этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения. [9, С.43]
Рассмотрим наиболее популярные методы более подробно.
Тест.
Под тестом (англ. test – проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определённую форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной и качественной оценки и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности. [4, С.113]
В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования – на групповые и индивидуальные, по направленности – на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования.
Активно разрабатываются тесты компьютерные (новые или приспосабливаются к компьютерной среде известные тесты), изначально конструируемые с учётом возможностей современной вычислительной техники. Здесь стоит заметить, что наряду с неоспоримыми преимуществами, которое даёт использование компьютера, возникают сложности, связанные с вносимым компьютером изменений в традиционно сложившуюся схему «экспериментатор – тест - испытуемый». Отсутствие непосредственного наблюдения и живого контакта обнаруживает у 30 % обследованных «феномен компьютерной тревожности». [4, С.117]
Опрос.
Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).
Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. Данный метод отличается от беседы (равноправие собеседников), необходимостью дать оценку, определить позицию респондента.
Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели, что в интервью, только на основе анализа письменных ответов респондентов.
Каждая из этих форм имеет свои сильные и слабые стороны. Сильной стороной устного опроса является живой контакт исследователя и исследуемого, возможность индивидуализации вопросов, слабая же – в возможности внушения респондентам позиции исследователя и трудность охвата широкого круга лиц.
Сильные стороны письменного опроса – напротив, заключаются в возможности охватить исследованием большое количество опрашиваемых, а слабой стороной анкет является их стандартный характер и отсутствие живого контакта. [7, С.100]
Наблюдение.
Наблюдение – есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса. [7, С.93]
Виды наблюдений различают по различным признакам: по времени – непрерывное и дискретное; по объему – широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за процессом развития личности как таковой) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон или объектов; по типу связи наблюдателя и наблюдаемого – включённые и невключённые наблюдения.
Наблюдение, как исследовательский метод, отличается от обыденного житейского восприятия человеком происходящих событий засчёт: целенаправленности, аналитического характера наблюдения, его комплексности, систематичности. Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. Он позволяет изучить предмет в его целостности, но, в то же время, этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определённые ситуации, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с другими методами, дополнять и углублять их. [7, С.96]
Беседа.
Беседа позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путём анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе.
Исследователь должен стремиться, поддерживать во время беседы доброжелательные отношения, предупреждать возникновение отчуждённости и барьеров общения. Целесообразнее начинать беседу с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес, что ещё раз подтверждает важность тщательной подготовки к беседе.
Информация о работе Значение психодиагностики в консультировании