Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 16:48, контрольная работа
Цель данной работы: определить значение психодиагностики в консультировании. Для достижения данной цели, предполагается решить следующие задачи:
Дать понятие психодиагностике, определить её цели, задачи, функции
Описать основные методы психодиагностики.
Раскрыть основные этапы постановки диагноза в консультировании.
Понять основные негативные моменты постановки диагноза в консультировании.
Обычно, процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляют после беседы. Данный метод может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов. [7, С.97]
Анализ продуктов деятельности.
Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, который позволяет опосредовано изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело лишь с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе взаимодействий и отношений. В широком плане изучение продуктов деятельности – это изучение изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, а в более узком плане речь может идти о материальных результатах деятельности: сочинениях, поделках, рисунках, моделях и т. д.
Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития. [7, С.106]
Существуют также такие методы, как, оценивание, обобщение независимых характеристик, эксперимент.
Методика – конкретная частная процедура или система действий, привязанная к решению узкого класса практических задач и направленная на диагностику определённых свойств. Методика всегда имеет конкретное название («тест облаков», «дом-дерево-человек» и т. д.), которое может быть так же представлено в виде аббревиатуры (ТАТ, MMPI, ТЮФ и др.) или носить фамилию автора (тест Розенцвейга, тест Сонди и др.). [3, С.99]
Психодиагностические методики – это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. [9, С.8]
Разработка диагностической методики – сложный процесс, существенно отличающийся от житейского представления о том, что достаточно только составить задания или сформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощённое отношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым «психологическим тестом» считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший необходимой проверки.
Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработке, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения. [9, С.12]
Работая с методиками, психодиагност использует не одну методику, а несколько – батарею методик. Выбор батареи методик не может быть произвольным, он как минимум должен отвечать следующим требованиям:
адекватность поставленной клиентом задачи;
адекватность психологической теории, в рамках которой работает психодиагност;
интерпретация полученных результатов, основанная на предполагаемых многофакторных отношениях между полученными данными. Другими словами, интерпретация результатов должна исходить из того, что определённый результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности. Например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатка интереса, недостатков перцепции и т. п. [1, С.110]
Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определённому классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода.
С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следуют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага:
установление симптомов;
установление их причин;
нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. [9, С.93]
В психологической литературе существует множество вариантов схемы (этапов) проведения психодиагностического обследования, однако все они довольно похожи, разница лишь в степени развернутости схемы.
Наиболее развёрнутой нам представляется схема, предложенная Н. И. Шевандриным:
Рассмотрим наиболее интересные этапы подробнее.
Изучение запроса.
Запрос – это явно выраженная клиентом просьба или жалоба, словесное формулирование клиентом своих трудностей, в разрешении которых он ожидает психологической помощи. [10, С.34]
Для уточнения запроса необходимо проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос. Беседа, в данном случае и сбор первичной информации о клиенте и выявление трудностей в дальнейшем диагностическом обследовании.
Формулировка психологической проблемы.
На основании всей информации, полученной о клиенте, диагност преобразует запрос в психологическую проблему и чётко её формулирует.
Выдвижение гипотез.
Постановка психологической проблемы и выдвинутые психологом задачи исследования на предыдущем этапе, предполагают формулировку научных предположений о причинах возникновения данной проблемы – гипотезы (как правило их несколько). Отметим, что в процессе диагностического исследования и на основании новых данных гипотезы могут видоизменятся, либо выдвигаться новые.
Выбор методов исследования.
Выбор методов и методик определяется характером и целью запроса и особенностями конкретной ситуации и самого клиента. Само психодиагностическое исследование должно быть быстрым и экономичным, при этом максимально соответствовать запросу.
Формулировка диагноза и прогноза.
Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. [4, С.130]
При формулировании диагноза следует не просто констатировать симптомы отклонений в поведении личности клиента, но и определить причины этих отклонений. При этом следует иметь ввиду, что возможна, с одной стороны, чрезмерная общность и неопределённость выводов, а с другой – слишком большая их категоричность и однозначность.
При постановке диагноза следует помнить, что отклонения в развитии клиента могут быть двух форм:
отклонение, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики.
временное отклонение (нарушение) и неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых клиентов. [10, С.37]
Психологический прогноз – это профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития личности. [3, С.94]
Прогноз следует формулировать в двух направлениях: при условии, если с клиентом своевременно будет проведена необходимая работа (коррекционная, консультативная, развивающая, терапевтическая), и при условии, если такой работы с ним проведено не будет.
Рекомендации.
Завершающий этап психодиагностического обследования. Психологические рекомендации должны быть чёткими, конкретными, содержательными, последовательными, понятными для клиента (излагаться на доступном для уровня его развития языке), содержать чёткие указания о проводимых мероприятиях и устраняемых ими явлениях.
К сожалению, психолог не всегда имеет возможность проследить точность и правильность выполнения рекомендаций и программ, большая часть ответственности за эффективность выполнения рекомендаций в таком случае ложится на самого клиента.
Согласно Р. Кочюнасу, между отдельными школами психологического консультирования и психотерапии существуют довольно явные противоречия в отношении диагностики.
Представители разных теоретических ориентаций, как правило выносят на первый план неодинаковые аспекты затруднений клиента Например, аналитически ориентированный консультант большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист – поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной терапии – субъективному миру. Это делает системы психологической диагностики нестабильными и говорит не в их пользу. Наконец, если в медицине определённый диагноз практически всегда предполагает специфическое лечение, соответствующее уровню развития медицины в данный момент, то в психологическом консультировании характер и способы помощи легче предугадать по теоретической ориентации консультанта, нежели по проблемам клиента.
Консультанты, настаивающие на необходимости диагностики (чаще всего представители психоаналитической и бихевиористской ориентаций), утверждают, что диагноз, основанный на оценке поведения клиента в прошлом и настоящем, позволяет правильно планировать процесс психологической помощи. [8, С.94]
Радикальные
же критики диагностического подхода,
а среди них большинство составляют представители
экзистенциально-
У различных авторов выделяются следующие опасные аспекты диагностики в консультировании:
диагноз заставляет человека принять тот способ поведения, который навязывается диагнозом, а людей из окружения клиента – оценивать его по поставленному диагнозу;
когда психологические проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия;
у консультанта возникает желание передовериться результатам тестирования;
диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать.
По мнению некоторых авторов, диагноз является никчемным, если он создаёт дистанцию между консультантом и клиентом. Категоризация клиентов, их «раскладывание по полочкам» по существу разрушает консультативный контакт. Ведь каждый чувствует себя неуютно и неприятно, когда кто-то пытается причислить его к какой-либо категории, вместо попытки понять. [8, С.97]
Интересным нам представляется так же классификация диагностических ошибок, допускаемых в процессе психодиагностики.
З. Плевицкая выделила две основные их группы: ошибки, связанные со сбором данных и ошибки, связанные с их обработкой.
К первой группе относятся:
ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искажённой качественно или количественно форме);
ошибки регистрации (эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; различие в понимании одних и тех же предметов разными людьми);
ошибки инструментальные, которые возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.
Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:
эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;
ошибка атрибуции – приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;
ошибка ложной причины;
познавательный радикализм – тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;
познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез. [4, С.131]
Однако, диагностика – составная часть процесса психологического консультирования. Абсолютное игнорирование диагноза, может привести к пренебрежению реальными заболеваниями: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, а это уже этическая проблема. Диагноз должен отражать стиль жизни клиента, и помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать её результаты и в то же время не упускать из вида реальную патологию в поведении клиента. [9, С.97]
Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого будет впоследствии составлена программа помощи. Речь идёт исключительно о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящихся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимися с какими-либо затруднениями и проблемами психологического плана.
Это могут быть проблемы: детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и т. д.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).
Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.
Информация о работе Значение психодиагностики в консультировании