Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:48, доклад
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма (Лоран и Лассег), а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). К этой группе детей относят также детей с нарушением поведения.
ЗПР – общая информация
По уровню интеллектуального развития (тест Векслера) дети с ЗПР часто оказываются в зоне так называемой пограничной умственной отсталости (от 70 до 90). ЗПР - «общее расстройство психологического развития», имеющее характер дисфункций и минимальных мозговых повреждений (МКБ).
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма (Лоран и Лассег), а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). К этой группе детей относят также детей с нарушением поведения.
Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обусловливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.
При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.
Классификация ЗПР (виды инфантилизма) – Певзнер/Власова (устаревшая):
• психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);
• с недоразвитием познавательной деятельности неолигофренической природы;
• с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
• с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
Причины ЗПР – Певзнер/Власова:
• неблагоприятное течение беременности, связанное с:
- болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- токсикозами, особенно во второй половине беременности;
- токсоплазмозом;
- интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
• патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
• социальные факторы - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
Инфантилизм - «целостная структура физических и психических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту "детскости"».
Отчетливо проявляется в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно координировании и четки. В классе ведут себя наивно, непосредственно, играют в принесенные с собой игрушки. Они не учитывают и не понимают школьной ситуации, не включаются в общую работу и прекращают ее при малейшем затруднении.
Такой психофизический инфантилизм называется гармоническим, черты эмоционально-волевой незрелости при этой форме выступают в чистом виде и сочетаются с инфантильным (субтильным или грацильным) типом телосложения. Это связано с замедленным созреванием ассоциативных лобных структур головного мозга.
Классификация ЗПР - Лебединская (этиопатогенетический принцип):
- конституционального происхождения;
- соматогенного;
- психогенного;
- церебрально-органического.
Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.
• ЗПР конституционального происхождения
Соответствует гармоническому инфантилизму (неосложненному психическому и психофизическому инфантилизму). Эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития. Преобладает игровая мотивация поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Инфантильное телосложение.
Данная форма незрелости эмоционально-волевой сферы может возникать вследствие обменно-трофических расстройств в течение внутриутробного развития. В этих случаях речь идет о конституциональном инфантилизме генетического происхождения.
• ЗПР соматогенного происхождения
Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.
• ЗПР психогенного происхождения
Связана с длительными неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Происходят сдвиги нервно-психической сферы, сначала нарушаются вегетативные функций, а затем психические, в первую очередь эмоциональное развитие - патологическое (аномальное) развитие личности (отличать от чистой педагогической запущенности, связанной с недостатком интеллектуальной информации – только социальный характер).
ЗПР психогенного происхождения наблюдается чаще при нормальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленной явлениями гипоопеки (не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта). Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.
Вариант аномального развития личности - «кумир семьи» (гиперопека) — не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. На фоне общей соматической ослабленности характерно общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Познавательная (и учебная) деятельность страдает вторично вследствие снижения общего тонуса организма. Наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
Вариант патологического развития по невротическому типу (грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи) - формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и отсутствии инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.
• ЗПР церебрально-органического происхождения
Встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушении как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.
В анамнезе - наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще — резидуального характера: патология беременности, недоношенность, асфиксия, травма в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни.
Общим является наличие легкой дисфункции головного мозга - синдром, отражающий наличие легких нарушений развития, возникших в основном в перинатальном периоде, характеризующийся весьма пестрой клинической картиной. Входят различные состояния, заполняющие континуум между здоровыми и тяжело соматически и психически больными детьми.
Факторы риска:
- поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
- патологическое течение предыдущих беременностей; хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
- психосоциальные факторы (например, нежелательная беременность), факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы и т.д.);
- наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
- низкая или, наоборот, чрезмерная (более 4000 г) масса ребенка при родах;
- патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.
Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом - отсутствует живость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Стремление к игре - способ ухода от целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.
В зависимости от преобладающего эмоционального - два вида органического инфантилизма:
»» неустойчивый — с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерны малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, отсутствие стойких привязанностей при повышенной внушаемости, бедность воображения;
»» тормозимый — с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, которые могут быть отражением врожденной или приобретенной функциональной недостаточности вегетативной нервной системы по типу невропатии. Могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, диспептические явления, сосудистая лабильность. Астенические и неврозоподобные особенности сопровождаются ощущением физической слабости, робостью, неумением постоять за себя, несамостоятельностью, чрезмерной зависимостью от близких.
Нарушения познавательной деятельности: недостаточность памяти (долговременной и кратковременной), внимания (неустойчивость), инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемостью, а также дефицитарность отдельных корковых функций. Недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживаются плохая ориентировка в пространственных понятиях «право-лево», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных графем.
В зависимости от преобладания
в клинической картине явлений
либо эмоционально-волевой
1) органический инфантилизм - нарушения высших корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля;
2) задержка психического развития с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности - доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебрастенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы.
Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования. Этот вариант ЗПР представляет более тяжелую форму данной аномалии развития. Нарушена электрокорковая активность.
Нарушения целенаправленного внимания занимают первое место (одно из проявлений эмоционально-волевой незрелости).
Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
• неустойчивость (колебания) - ведет к снижению продуктивности, свидетельствует о незрелости нервной системы;
• сниженная концентрация - трудности сосредоточения, быстрая утомляемость. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;