ЗПР, ее формы и суть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:48, доклад

Описание работы

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма (Лоран и Лассег), а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). К этой группе детей относят также детей с нарушением поведения.

Файлы: 1 файл

ЗПР.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

- на операциональном уровне имеется недоразвитие фонематического восприятия, несколько снижена способность к символизации, имеются проблемы в оптимальном функционировании зрительно-моторной координации, трудности перекодирования временной последовательности звуков в пространственную последовательность букв (слухомоторная координация);

- на уровне навыка — недостаточная сформированность графомоторных навыков, несформированность навыка звуко-буквенного анализа.

Особенности коммуникации

Дети с ЗПР имеют  тягу к контакту с детьми более  младшего возраста, которые лучше  их принимают. А у некоторых детей  возникает страх перед детским  коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

 В результате отрицательной  обратной связи у этих детей  зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные (регрессивные) реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии. В основном предпочитают сверстников своего пола.

У детей с ЗПР навык сотрудничества довольно низкок, у них оказываются несформированными навыки кооперации, а это необходимые составляющие процесса эффективного общения.

Все это может обусловливать  развитие неблагоприятных межличностных отношений в группе дошкольников, способствовать закреплению у детей негативных поведенческих и личностных качеств.

Неумение наладить продуктивные отношения  с окружающими, отклоняющийся тип  поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у детей с ЗПР может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте.

Страхи детей с ЗПР  характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.

Мотивационно-потребностная сфера

Из внутренних мотивов  доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования, в то время как у нормально  развивающихся сверстников ведущими в младшем школьном возрасте становятся познавательные мотивы, связанные со стремлением к интеллектуальной активности, овладению новыми умениями, знаниями и навыками, и широкие социальные, отражающие потребность ребенка занять определенное положение в системе доступных ему общественных отношений. Дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги их продуктивность падает. Отмечается факт повышенной значимости для дошкольников и младших школьников с ЗПР положительных поддерживающих отношений со стороны близких взрослых. Это, с одной стороны, обусловливает их повышенную чувствительность и ранимость в ситуации критических замечаний со стороны взрослых, а с другой — в этом заключен определенный потенциал познавательного и социального развития детей данной категории.

Мотивационная сфера детей с  ЗПР дисгармонична с точки  зрения соотношения реального уровня развития и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами».

Информация о работе ЗПР, ее формы и суть