Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:48, доклад
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма (Лоран и Лассег), а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). К этой группе детей относят также детей с нарушением поведения.
• снижение объема внимания, затруднено восприятие ситуации в целом;
• сниженная избирательность внимания - затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
• сниженное распределение внимания;
• «прилипание внимания» - трудности переключения (отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию);
• повышенная отвлекаемость.
Выраженное негативное влияние интерферирующих воздействий. Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала.
В настоящее время по отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушения внимания, осложненные повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). На первое место ставят причины биологического характера, в частности слабое развитие лобных долей, которые отвечают за программирование и контроль поведения, а также нарушения ретикулярной формации (блок активации). Отмечается также отягощенный акушерский анамнез, нежелательность беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес при рождении. Кроме того, отмечается и значение генетического фактора (наследственная предрасположенность). Не исключаются и причины социально-психологического порядка, такие, как стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.
Несмотря на описанные
выше общие недостатки внимания, у
детей с ЗПР наблюдается
Первичных нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР не обнаруживается. Нарушенным оказывается сложное взаимодействие ощущений и соответственно формирование целостного образа (отсюда бедность опыта – мало информации поставляется).
Развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта (Венгер):
- формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
- формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
Для детей с ЗПР характерны прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что связано с неполноценным восприятием.
При ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность – дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы - отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении, испытываемой данной категорией детей.
Страдает целостность восприятия - испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении недостаточно точны и количество образов-представлений у них значительно меньше. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно, затруднения в выделении фигуры (объекта) на фоне.
Существенным недостатком восприятия является замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия многие детали остаются «неохваченными», невидимыми - за определенное время вопсринимается меньший объем материала.
По мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия различия по сравнению со сверстниками резче.
У детей нарушены не только
отдельные свойства восприятия, но
и восприятие как деятельность, включающая
и мотивационно-целевой
Низкий уровень анализирующего наблюдения:
- ограниченный объем анализа;
- преобладание анализа над синтезом;
- смешение существенных и несущественных признаков;
- преимущественная фиксации внимания на видимых различиях объектов;
- редкое использование обобщенных терминов, понятий.
У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта. Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов - неполнота и недостаточная точность, опущение мелких деталей, односторонность.
Степень сформированности пространственных представлений и их использования в деятельности характеризует важную составляющую развития ребенка — основу внутреннего плана деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в право и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность. У данной категории детей грубо нарушена ориентировка в пространстве - отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения. Рисунок: отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении фигуры на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных частей тела, неправильное соединение частей тела между собой, отсутствие изображения отдельных частей человеческой фигуры, например бровей, ушей, одежды, пальцев рук и т.д.
Страдает непроизвольное запечатление информации. Не наблюдается заинтересованности в получении высоких результатов при припоминании. Дети не пытаются использовать специальные приемы и подменяют одну задачу другой. Наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный, при этом возможность манипулировать им создает более благоприятные условия для запоминания.
Произвольная память. Ими лучше запоминается наглядный (неречевой) материал. По продуктивности произвольного запоминания дети с ЗПР занимают промежуточное положение между нормально развивающимися сверстниками и умственно отсталыми. При этом расхождение между уровнем невербальной памяти и вербальной у данной категории детей значительно выше, чем у нормально развивающихся детей.
Детям с ЗПР свойственно
отсутствие активного поиска рациональных
приемов запоминания и
Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:
- заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;
- несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);
- сниженный объем запоминания;
- повышенная тормозимость следов побочными воздействиями;
- нарушения порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;
- несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивности памяти;
- медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного возраста.
- сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения).
Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.
При целенаправленной коррекционной
работе, в частности, по формированию
специальных приемов
Недостаточный уровень сформированности операции обобщения. Родовые понятия у детей с ЗПР носят диффузный, плохо дифференцированный характер.
Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме.
Анализ уровня развития наглядно-образного мышления, как более высокой его ступени, показывает неоднородные результаты.
Словесно-логическое мышление
— наивысший уровень
Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.
Импрессивная сторона
речи характеризуется недостаточной
дифференцированностью
Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляторного аппарата (у 55 % отмечается недостаточность речевой моторики: дети с трудом удерживают артикуляционную позу, мышцы языка напряжены, с трудом происходит переключение с одной позы на другую, у 45 % из них — дефекты строения зубного ряда).
У детей с ЗПР процесс словообраз
Неологизмы детей с ЗПР имеют свою специфику: это могут быть слова-«осколки» («прыг» — от прыгать, «крас» — от красить; неожиданное соединение морфем («копалка» — вместо лопатка, «красник» — вместо художник, маляр); своеобразное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов «еньк», «ик» («моренька» — от море, «соленька», «солик» — от соль).
Создание детьми неологизмов
свидетельствует о способности
их к выделению значений корней слов
и использованию
Среди ошибок звукопроизношения у детей с ЗПР преобладают нарушения свистящих (с, з) и сонорных звуков (м, н, л, р), тогда как у нормально развивающихся детей 5 — 9 лет чаще наблюдается нарушение произношения звукам и шипящих (ш, ж, ч, щ). Нарушение произношения свистящих связывают преимущественно с нарушением речеслухового анализа.
В связи со сниженной познавательной активностью у детей с ЗПР отмечается бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире. Речь состоит в основном из существительных и глаголов, прилагательные используются только для обозначения видимых свойств предметов. Связь слова и обозначаемого им предмета нестойкая. Дети затрудняются в использовании антонимических и синонимических средств языка, при этом большие трудности вызывает подбор синонимов.
По степени выраженности можно выделить три группы речевых нарушений, наблюдающихся у детей с ЗПР:
- изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков). Причина, как правило, в недостаточности артикуляционного аппарата и недостаточности речевой моторики. Составляет 24,7 %;
- комбинированный дефект: дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слуха. Имеются дефекты в овладении двумя-тремя фонематическими группами. Наблюдается в 52,6 % случаев;
- системное недоразвитие речи — нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний. Наблюдается в 22,7 % случаев.
Тяжесть речевого недоразвития во многом зависит от характера основного нарушения. Так, при неосложненном инфантилизме уровень речевого развития имеет характер некоторой задержки или соответствует уровню развития при нормальном развитии.
При ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается нарушение речевой деятельности как системы.
Примерно у 70% младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются затруднения в процессе овладения письмом и чтением. У большинства из них в дальнейшем эти затруднения переходят в стойкие дисграфию и дислексию.
Одной из главных причин, по мнению большинства ученых, являются разнообразные нарушения речи, которые носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой системы.
Нарушения координации движений и ручной моторики у детей с ЗПР отмечаются многими авторами. Дети с ЗПР испытывают выраженные затруднения в формировании «алгоритма движения» ввиду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
В зависимости от механизмов нарушения выделяют фонематические, оптические, оптико-гностические, моторные, мнестические и семантические дислексии и дисграфии.
При ЗПР церебрально-органического генеза нарушены основные предпосылки успешного развития письменной речи:
- на уровне базовых способностей имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия, недостатки устной речи;