Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:57, реферат
Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной.
Введение . 3 стр.
1.Общая характеристика зрелого возраста. 3 стр.
1.1.Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека. 3-5 стр.
1.2.Социальная ситуация развития. 6 стр.
2.Психофизиологические функции в зрелом возрасте. 7 стр.
2.1.Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте. 7-8 стр.
3.Ведущая деятельность в зрелом возрасте. 8 стр.
3.1.Профессиональное становление. 8-10 стр.
4.Межличностные отношения в зрелом возрасте. 10-11 стр.
5.Семейный цикл. 11 стр.
5.1.Родительство. 11-13стр.
5.2.Отношения со стареющими родителями. 13-14 стр.
6.Кризис середины жизни. 15-16 стр.
7.Заключение. 17-18 стр.
8.Литература. 19 стр.
2. Психофизиологические функции в зрелом возрасте.
В связи с увеличением
роли психологического фактора в
современном производстве все более
повышаются требования к особенностям
психического развития взрослого человека.
В условиях непрерывного образования,
которое осуществляется не только в
школьный период, но и на протяжении
всей дальнейшей жизни человека, контингент
взрослых людей тоже включен в
процесс обучения. Повышение требований
к интеллекту взрослого человека,
к его мобильности и
2.1. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте
Многочисленными исследованиями
установлено, что в различные
периоды жизни человека наблюдается
неравномерное развитие его психических
функций. Так, наиболее высокая степень
восприимчивости социального и
профессионального опыта
В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются.
У взрослого человека при
различных формах творческой активности
интеллектуальная деятельность достигает
наиболее высокого уровня. Экспериментальные
исследования отечественных и зарубежных
психологов показали, что кульминационные
моменты научного творчества относятся
к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний
максимум творческой активности для
многих специальностей отмечается в 35—39
лет. При этом пик творческих способностей
проявляется до 30—34 лет в таких
науках, как математика, физика, химия;
в 35—39 лет — у геологов, медиков
и других специалистов; между 40 и 55 годами
— кульминационные моменты
Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы.
Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщенной, ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.
Таким образом, к 23 - 25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.
3. Ведущая деятельность в зрелом возрасте
Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.
3.1. Профессиональное становление.
Под профессиональным становлением понимается индивидуальный личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор.
Основоположник научно-
В дальнейшем Ш. Бюллер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижениями определённого уровня личностного развития.
Э. Роу (1956) связывает профессиональное
становление человека с характером
предшествующих детско-родительских отношений.
Она обнаружила, что работу с людьми
выбирает человек, в семье которого
преобладали эмоциональная
В переходный экономический период выбор профессии человека могут определить и те виды специальностей, которые сегодня наиболее востребованы.
Существуют ряд
Данная точка зрения созвучна с пониманием сущности профессионализма как проявления профессионального мастерства. Мастерством в психологии труда называется свойство личности, приобретённое с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определённой области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.
Очевидно, что такое понимание профессионализма и профессионального мастерства отражает главным образом то, что связано с деятельностным аспектом, при этом личность и её развитие в труде как бы остаются на втором плане.
Более перспективным направлением
изучения профессионализма является его
рассмотрение в неразрывной связи
с развитием (в том числе личностно-
В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Столь широкое понимание
сущности акмеологического создало
предпосылки для формирования и
развития различных направлений
в акмеологии. В силу общественной
потребности наибольшее развитие получило
направление, связанное с достижениями
акме в профессиональной деятельности,
то есть профессионализм. Поэтому объектом
данного направления акмеологии
стал именно профессионализм деятельности,
а предметом - объективные и субъективные
факторы, содействующие и препятствующие
достижению вершин профессионализма.
При этом в контексте достижения
профессионализма рассматривались
вопросы, связанные с достижением
высокой эффективности или
Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.
Существуют различные уровни развития профессионализма. Их оценка должна базироваться на системе акмеологических показателей, в которых должны быть определена личностный и деятельностный аспекты. Она включает следующие показатели:
Продуктивность или
Уровень квалификации и профессиональной компетентности;
Оптимальная интенсивность и напряжённость труда;
Точность и надежность деятельности;
Организованность;
Низкая зависимость от внешних факторов;
Владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;
Стабильность высоких показателей деятельности;
Уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств;
Уровень мотивации достижений;
Возможность развития субъекта труда как личности;
Направленность на достижение
положительных социально
Если деятельность специалиста
характеризуется высоким
4. Межличностные отношения в зрелом возрасте
Фрейд считал, что благополучие
человека во взрослой жизни определяется
его способностью любить и трудиться.
Большинство психологов пользуются
иными терминами в своих
Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.
Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет установление интимности, близких личных связей с другим человеком.
Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя
Развитие взрослого человека можно описать в контексте трёх самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый, ребёнок, супруг(а) или родитель) и Я как работника.
Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что чем большее удовлетворение приносит отцу трудовая деятельность, тем выше его самоуважение и тем вероятнее, что ему будет свойственен принимающий, любящий и поощряющий стиль родительского поведения.
Эти системы претерпевают изменения как под влиянием различных событий и обстоятельств, так и во взаимодействии с более широким социальным окружением и культурой.
Развитие - это динамичный, двунаправленный процесс, включающий в качестве взаимодействующих элементов непосредственное окружение индивидуума, социальную среду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой индивидуум живёт.
Все эти взаимодействия - и личные перемены, которые из них проистекают, продолжаются в течение всей жизни.
5. Семейный цикл
Семьи имеют предсказуемый
жизненный цикл, характеризуемый
рядом важных событий, или ступеней.
Первым событием в этом цикле становится
становление родительской семьи. Отделение
от семьи родителей может
Наиболее типичным третьим событием становится рождение первого ребёнка и начало периода родительства. Это событие иногда называют образование собственной семьи, или переходом к родительству. Существуют и другие важные события в жизненном цикле семьи: поступление в школу первого ребёнка, рождение последнего ребёнка, уход последнего ребёнка из семьи и смерть одного из супругов. В расширенной семье, включающей в себя также и ближайших родственников, несколько таких циклов могут взаимодействовать, обеспечивая повторение события и тем самым, уменьшая адаптационные трудности каждого из членов семьи.