Зрелость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:57, реферат

Описание работы

Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной.

Содержание работы

Введение . 3 стр.
1.Общая характеристика зрелого возраста. 3 стр.
1.1.Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека. 3-5 стр.
1.2.Социальная ситуация развития. 6 стр.
2.Психофизиологические функции в зрелом возрасте. 7 стр.
2.1.Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте. 7-8 стр.
3.Ведущая деятельность в зрелом возрасте. 8 стр.
3.1.Профессиональное становление. 8-10 стр.
4.Межличностные отношения в зрелом возрасте. 10-11 стр.
5.Семейный цикл. 11 стр.
5.1.Родительство. 11-13стр.
5.2.Отношения со стареющими родителями. 13-14 стр.
6.Кризис середины жизни. 15-16 стр.
7.Заключение. 17-18 стр.
8.Литература. 19 стр.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

 

2. Психофизиологические функции  в зрелом возрасте.

В связи с увеличением  роли психологического фактора в  современном производстве все более  повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в  школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже включен в  процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности  непрерывно обучаться происходит в  условиях технического перевооружения Производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

2.1. Развитие психофизиологических  функций в зрелом возрасте 

Многочисленными исследованиями установлено, что в различные  периоды жизни человека наблюдается  неравномерное развитие его психических  функций. Так, наиболее высокая степень  восприимчивости социального и  профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в  интеллектуальных функциях. Это свидетельствует  о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием.

В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь  наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается  к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также  эмоциональная уравновешенность и  другие психологические показатели понижаются.

У взрослого человека при  различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает  наиболее высокого уровня. Экспериментальные  исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные  моменты научного твор­чества относятся  к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний  максимум творческой активности для  многих специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких  науках, как математика, физика, химия; в 35—39 лет — у геологов, медиков  и других специалистов; между 40 и 55 годами — кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской  и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям  научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношении  высших достижений интеллекта.

Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться  более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем  возрасте лучше, чем во времена своей  молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших  возраста средней взрослости, никак  не отражается на функционировании их когнитивной сферы.

Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что  вызывает у человека определённые трудности  при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем  возрасте редко бывает настолько  заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщенной, ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.

Таким образом, к 23 - 25 годам  многие психофизиологические функции  достигают своего максимального  развития и сохраняются на достигнутом  уровне до 40 лет.

3. Ведущая деятельность в зрелом  возрасте 

Под ведущей деятельностью  в зрелом возрасте, видимо, следует  понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические  процессы. С позиции акмеологии в  зрелом возрасте ведущей деятельностью  можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного  включения в производительную жизнь  общества, вхождение в которую  сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией  сущностных сил человека в самом  широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого  человека.

3.1. Профессиональное становление.

Под профессиональным становлением понимается индивидуальный личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор.

Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального  становления личности Ф. Парфонс (1908) первым сформулировал тезис о  том, что каждой профессии соответствует  определённый набор психологических  и физиологических качеств. А  успешность и удовлетворённость  человека профессиональной деятельностью  зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям  профессии.

В дальнейшем Ш. Бюллер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии  обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижениями определённого  уровня личностного развития.

Э. Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера  принятия и сотрудничества, методы убеждения и поощрения, чёткое распределение  семейных функций. Сфера искусства  выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с  вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере  семьи которых было отчуждение, недопонимание, преобладали методы наказания.

В переходный экономический  период выбор профессии человека могут определить и те виды специальностей, которые сегодня наиболее востребованы.

Существуют ряд взаимоисключающих  точек зрения на сущность профессионализма. По мнению А.К. Марковой, «психология  профессионализма выявляет условия  и закономерности продвижения человека в процессе восхождения к профессионализму». Психология профессионализма в таком понимании описывает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути продвижения к профессионализму, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала. Факторы, вызывающие снижение профессионализма, пути их преодоления.

Данная точка зрения созвучна с пониманием сущности профессионализма как проявления профессионального  мастерства. Мастерством в психологии труда называется свойство личности, приобретённое с опытом, как высший уровень профессиональных умений в  определённой области, достигнутый  на основе гибких навыков и творческого  подхода.

Очевидно, что такое понимание  профессионализма и профессионального  мастерства отражает главным образом  то, что связано с деятельностным аспектом, при этом личность и её развитие в труде как бы остаются на втором плане.

Более перспективным направлением изучения профессионализма является его  рассмотрение в неразрывной связи  с развитием (в том числе личностно-профессиональным) субъекта труда. Б.Г. Ананьев указывал на необходимость проведения фундаментальных  исследований зрелости, отмечая, что  это наиболее важные периоды развития личности, для которых характерна высокая и творческая и социальная активность. Под его руководством в 1965 году в Ленинграде была создана  школа экспериментального исследования личности, а проведённые исследования сломали существовавшие представления  о зрелости как о периоде «окаменения». Именно данный аспект проблемы - высокая  продуктивность деятельности и достижений - стал решающей предпосылкой для формирования акмеологии как науки.

В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая  на стыке естественных, технических  и гуманитарных дисциплин и изучающих  закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Столь широкое понимание  сущности акмеологического создало  предпосылки для формирования и  развития различных направлений  в акмеологии. В силу общественной потребности наибольшее развитие получило направление, связанное с достижениями акме в профессиональной деятельности, то есть профессионализм. Поэтому объектом данного направления акмеологии стал именно профессионализм деятельности, а предметом - объективные и субъективные факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма. При этом в контексте достижения профессионализма рассматривались  вопросы, связанные с достижением  высокой эффективности или продуктивности деятельности, личностно-профессиональным развитием, оптимизацией деятельности, разработкой новых способов и  алгоритмов решения профессиональных задач и многое другое.

Достижение профессионализма в акмеологическом понимании  связано с развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и  обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.

Существуют различные  уровни развития профессионализма. Их оценка должна базироваться на системе  акмеологических показателей, в  которых должны быть определена личностный и деятельностный аспекты. Она включает следующие показатели:

Продуктивность или эффективность  деятельности;

Уровень квалификации и профессиональной компетентности;

Оптимальная интенсивность  и напряжённость труда;

Точность и надежность деятельности;

Организованность;

Низкая зависимость от внешних факторов;

Владение современным  содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

Стабильность высоких  показателей деятельности;

Уровень развития личностно-деловых  и профессионально важных качеств;

Уровень мотивации достижений;

Возможность развития субъекта труда как личности;

Направленность на достижение положительных социально значимых целей.

Если деятельность специалиста  характеризуется высоким профессионализмом  с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий  акмеологический уровень.

4. Межличностные отношения в  зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.

Центральный психологический  момент в ранней зрелости (25 – 35) лет  установление интимности, близких личных связей с другим человеком.

Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у  него может развиться чувство  изоляции, ощущение, что ни на кого в  мире он не может положиться, кроме  себя

Развитие взрослого человека можно описать в контексте  трёх самостоятельных систем, которые  соотносятся с различными аспектами  его Я. Они включают развитие личного  Я, Я как члена семьи (взрослый, ребёнок, супруг(а) или родитель) и  Я как работника.

Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что  чем большее удовле­творение  приносит отцу трудовая деятельность, тем выше его самоуважение и тем  вероятнее, что ему будет свойственен принимающий, любящий и поощряющий стиль родительского поведения.

Эти системы претерпевают изменения как под влиянием различных  событий и обстоятельств, так  и во взаимодействии с более широким  социальным окружением и культурой.

Развитие - это динамичный, двунаправленный процесс, включающий в качестве взаимодействующих элементов  непосредственное окружение индивидуума, социальную среду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой индивидуум живёт.

Все эти взаимодействия - и личные перемены, которые из них  проистекают, продолжаются в течение  всей жизни.

5. Семейный цикл

Семьи имеют предсказуемый  жизненный цикл, характеризуемый  рядом важных событий, или ступеней. Первым событием в этом цикле становится становление родительской семьи. Отделение  от семьи родителей может происходить  в момент вступления в брак или  ранее, если человек сделал выбор  в пользу независимости - решил жить один или с какой-то группой людей. Второе важное событие – это, как  правило, вступление в брак, со всеми  сопровождающими его адап­тационными  нюансами: налаживания отношений  с новым человеком и новыми родственниками.

Наиболее типичным третьим  событием становится рождение первого  ребёнка и начало периода родительства. Это событие иногда называют образование  собственной семьи, или переходом  к родительству. Существуют и другие важные события в жизненном цикле  семьи: поступление в школу первого  ребёнка, рождение последнего ребёнка, уход последнего ребёнка из семьи  и смерть одного из супругов. В расширенной  семье, включающей в себя также и  ближайших родственников, несколько  таких циклов могут взаимодействовать, обеспечивая повторение события  и тем самым, уменьшая адаптационные  трудности каждого из членов семьи.

Информация о работе Зрелость