Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:57, реферат
Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной.
Введение . 3 стр.
1.Общая характеристика зрелого возраста. 3 стр.
1.1.Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека. 3-5 стр.
1.2.Социальная ситуация развития. 6 стр.
2.Психофизиологические функции в зрелом возрасте. 7 стр.
2.1.Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте. 7-8 стр.
3.Ведущая деятельность в зрелом возрасте. 8 стр.
3.1.Профессиональное становление. 8-10 стр.
4.Межличностные отношения в зрелом возрасте. 10-11 стр.
5.Семейный цикл. 11 стр.
5.1.Родительство. 11-13стр.
5.2.Отношения со стареющими родителями. 13-14 стр.
6.Кризис середины жизни. 15-16 стр.
7.Заключение. 17-18 стр.
8.Литература. 19 стр.
Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.
Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети.
Другой вид гибкости, который
тоже необходим - это «духовная гибкость».
Среди людей зрелого возраста
существует известная тенденция
к растущей ригидности в их взглядах
и действиях, к тому, чтобы сделать
свои умы закрытыми для новых
идей. Эта умственная закрытость должна
быть преодолена или она перерастает
в нетерпимость или фанатизм. Кроме
того, жёсткие установки ведут
к ошибкам и неспособности
воспринимать творческие решения проблем.
Успешное разрешение кризиса включает
обычно переформулировку идей в рамках
более реалистичной и сдержанной
точки зрения и осознание ограниченности
времени жизни каждого
В среднем возрасте как
мужчины, так и женщины пересматривают
свои цели и размышляют о том, выполнили
ли они ранее поставленные перед
собой задачи. В период ранней взрослости
люди утверждают себя в профессиональной
области. В среднем возрасте они
часто по-иному начинают смотреть
на свою работу. Большинство при
этом сознают, что они сделали
свой профессиональный выбор и должны
с ним жить. Часть тех, кто разочаровался
в своей работе, потерял её или
не достиг того профессионального положения,
на которое надеялся, может испытывать
горечь и упадок духа. Другие могут
перестроить свою систему приоритетов.
Изменение приоритетов
Заключение
Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни, даже если принимать её по минимуму, продолжительность составляет более четверти века. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида, а верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста.
Для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Развитие психофизиологических функций, определяющих особенности сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается в ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам, затем оно стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста.
Развитие когнитивной
сферы человека в значительной степени
имеет индивидуально
Жизненный путь человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте является целостным процессом, в котором профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой частью. Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору определённой профессии и продолжается всё то время, в течение которого человек занимается выбранным делом. Существуют различные уровни развития профессионализма. Их оценка базируется на системе акмеологических показателей, в которых определены личностный и деятельностный аспекты. Средний возраст является периодом профессиональной преемственности и изменений. Многие люди в этом возрасте переоценивают свою профессиональную карьеру для того чтобы понять, чего им удалось достичь из намеченного и следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя (впрочем, как и любая другая потеря), пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь найти работу или альтернативное решение имеющихся проблем.
Духовность как свойство
личности является фундаментальным
качеством человека. Формируясь уже
в первобытном обществе, духовность
развивается на основе единства морали
и религии, которые выполняют
охранительную функцию по отношению
к обществу. Это двуединое основание
духовности прослеживается до настоящего
времени. Мышление человека, как и
другие психические функции, одновременно
индивидуально и морально. Эмоциональность
и творчество, присущие детству, являются
основой его духовности, которая
базируется на свободе ребёнка, понимаемый
как внутренний источник, как жизненная
сила. Свобода эта сочетается с
формирующейся саморегуляцией. Познание
смысла, предназначения, ценности предметов
и явлений мира и себя в этом
мире является важнейшей частью духовного
становления личности. Сущность духовного
становления это процесс
По Эриксону одно из главных
достижений ранней взрослости - развитие
близости, неотъемлемой части устойчивой,
приносящей удовлетворение эмоциональной
связи, является основой любви. Любовь
развивается на основе биологических
предпосылок, поднимаясь до духовных вершин,
когда она одухотворяет поведение
человека, изменяет его, усиливает его
способности, способствует творческим
достижениям. Развитие любви зависит
от состояния и опыта и
Переход к родительству характеризуется: 1) изменением идентичности и внутренней жизни. К этому относится изменения чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни; 2) перераспределением ролей и переменами в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе, в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда; 3) переменами в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек и дедушек; 4) изменениями ролей и отношений вне семьи. Внешние изменения касаются, главным образом матери, так как ей приходится оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребёнке; 5) новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с рождением ребенка; 6) родительство, с его сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в качестве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы.
На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новыми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но, кроме того, преодолеть трудности, возникающие в супружеской и семейной системах. Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь со своими стареющими родителями. Между взрослыми детьми и их родителями постоянно происходят социальные, эмоциональные и материальные обмены. По мере старения родителей между людьми среднего возраста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей, однако обязанность ухаживать за родителями приносит не только удовлетворение, но может служить источником стресса. Уход за родителями является предзнаменованием будущего положения, когда придётся столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.
Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, причём женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение.
Литература :
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 томах. Под ред. А.А.Бодалёва, Б.Ф.Ломова. – М., 1980 т.1.
2.Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж, 1996.
3.Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.
4.Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998.
5.Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001.
6.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996.
7.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001.