Зрелость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:57, реферат

Описание работы

Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной.

Содержание работы

Введение . 3 стр.
1.Общая характеристика зрелого возраста. 3 стр.
1.1.Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека. 3-5 стр.
1.2.Социальная ситуация развития. 6 стр.
2.Психофизиологические функции в зрелом возрасте. 7 стр.
2.1.Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте. 7-8 стр.
3.Ведущая деятельность в зрелом возрасте. 8 стр.
3.1.Профессиональное становление. 8-10 стр.
4.Межличностные отношения в зрелом возрасте. 10-11 стр.
5.Семейный цикл. 11 стр.
5.1.Родительство. 11-13стр.
5.2.Отношения со стареющими родителями. 13-14 стр.
6.Кризис середины жизни. 15-16 стр.
7.Заключение. 17-18 стр.
8.Литература. 19 стр.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

За последние 50-100 лет семейные циклы изменились как во временной  структуре составляющей их событий, так и по своему характеру. Люди не только стали жить дольше, чем когда-либо раньше, но изменился возраст, в котором  они достигали различных степеней семейного цикла, и среднее время  между наступлением различных событий  в семейной жизни. Так, увеличивается  период времени между уходом из дома последнего ребенка и выходом  на пенсию родителей или их смертью, причём продолжительность этого  постродительского периода неуклонно  продолжается.

5.1. Родительство

Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство требует новых  ролей и обязанностей со стороны  матери и отца. Кроме того, родительство возлагает на них ответственность  и наделяет новым социальным статусом. С рождением ребёнка резко  возрастают эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми  расходами, повышенной напряжённостью и конфликтами по поводу распределения  обязанностей и соблюдением определённого  порядка. Мать утомлена, отец чувствует  себя отвергнутым и оба испытывают ограничение своей свободы. Появление  нового члена семьи ослабляет  связь и общение между мужем  и женой; младенец оказывается в  центре заботы одного или обоих родителей.

Ряд исследований показал, что  в период беременности оба родителя вносят в свою жизнь определённые коррективы. Им необходимо решить вопросы, касающиеся родов, подготовить дом  к появлению в нем младенца, определить, будут ли продолжать работать оба родителя и т.д. кроме того, будущие родители часто бывают озабочены  тем, сумеют ли они справится с  новой для себя ролью и каким  будет их ребёнок. В течение этого  периода супруги обычно оказывают  друг другу эмоциональную поддержку.

Хотя некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери могут демонстрировать  различные реакции на появление  ребёнка.

Женщины, как правило, изменяют свой образ жизни. Во время первой беременности, женщина испытывает противоречивые состояния, связанные с подготовкой  к будущему материнству, которое  становится частью её новой жизни, и  долгие годы будет занимать в ней  центральное месть. Отныне все дела приходится соотносить с ожидаемым  рождением ребёнка, которого она  еще даже не знает. С беременностью  отныне связаны многие противоречивые чувства. Однако для женщин труднее  всего, быть может, осознать, что, с одной  стороны, она хочет стать матерью  и иметь ребенка, а с другой - боится его, т.е. что её чувства амбивалентны.

Причина, по которой женщины  стремятся родить ребенка и стать  матерью, разнообразны. Для некоторых  рождение ребёнка составляет смысл  жизни или же средство скрасить одиночество. Многие женщины считают, что только с рождением ребёнка брачный  союз становится семьей, и они хотят  иметь эту семью, общаться с другими  такими же семьями, принадлежать к их числу. Другие женщины хотят пережить чувства, связанные с беременностью, родами, хотят кормить грудью, ухаживать  за ребёнком, следить за его ростом и развитием. Некоторые надеются через рождение ребенка улучшить супружеские отношения. Наконец, женщина  может стремиться к материнству, чтобы приобрести статус взрослой личности, настоящей женщины и тем самым  повысить свою значимость, завоевать  большее уважение.

В то же время существует множество причин, которые заставляют женщину избегать рождения ребёнка. К их числу относится, прежде всего, противоречие между материнством и  работой. Для современной женщины, часто имеющей хорошее образование  и интересную профессию, трудно смириться  с мыслью, что она не может полностью  отдавать себя работе, что ей придется хотя бы на время расстаться с коллегами  и в значительной мере отказаться от личной свободы и независимости. Второе противоречие состоит в трудности  быть одновременно матерью и женой. После рождения ребенка у супругов остается гораздо меньше времени, которое  они могут посвятить друг другу, а появление третьего в отношениях между двумя часто вызывает ревность. Отец может ревновать ребёнка  к матери, но и матери также трудно смириться с близостью между  отцом и ребёнком. Женщине не всегда легко принять и ту ответственность  перед родственниками и обществом, которая возлагается на неё с  рождением ребёнка. Беспокоят и  грядущие экономические заботы или  даже просто необходимость тратить  на детские принадлежности средства, которые могли бы быть использованы для личных нужд.

Отношения женщины со своими родными и близкими также существенно  влияет на то, как она переносит  беременность. Например, если не сложились  отношения с мужем, ей может не доставать чувства безопасности, а при плохих отношениях с матерью, она может чувствовать себя неуверенно как женщина, как мать. Если женщина  очень молода и у неё ещё  слабо развито самосознание, ей трудно принять роль матери.

Чтобы преодолеть противоречие между работой и материнством, женщина должна правильно оценить  для себя значение своей работы и  найти равновесие между ней и  материнством. Она может частично отказаться от личного времени и  честолюбивых стремлений и в то же время сохранять профессиональный интерес, пойдя на некоторый компромисс. Противоречия между супружеством и  родительскими обязанностями разрешаются  гораздо легче, если отношения супругов позволяют им совместно обсуждать  текущие и надвигающиеся затруднения. Лишь посредством совместной работы можно избежать, в частности, осложнений и трудностей в распределении  труда после рождения.

Во время первой беременности часто изменяется отношение к  своей матери. Будущая мать начинает лучше её понимать и одобрять её поступки и действия Она начинает чувствовать себя наравне со своей  матерью, становится более независимой, легче принимает от неё помощь, давая со своей стороны ей возможность  испытывать чувство быть бабушкой.

Когда женщина, сталкиваясь  с переживанием амбивалентных чувств, принимает их, она лучше узнает саму себя, вырабатывает способность  принимать себя такой, какая она  есть. Тогда женщина может стать  матерью, исходя из своих возможностей, не пытаясь никому подражать и  не испытывая при этом неуверенности.

Мужчины же чаще всего начинают больше работать, чтобы лучше обеспечить семью. Появление ребенка становится причиной новых стрессов и трудностей. Изменение ролей происходит внезапно. Оба родителя испытывают новые для  себя чувства гордости, волнения, к  которым примешивается чувство  возросшей ответственности, иногда непомерной - и потому тяготеющей. Некоторые  мужчины завидуют способности супруги  производить на свет потомство и  тем тесным эмоциональным связям, которые возникают между матерью  и малышом. Супругам приходится сокращать  время, которое они уделяли друг другу и своим увлечениям. У  многих после рождения ребенка возникают  проблемы коммуникативного и сексуального характера, они начинают чаще конфликтовать.

5. 2. Отношения со стареющими родителями

Люди среднего возраста должны приспосабливаться к изменяющимся потребностям и ролям старых родителей. Когда родители имеют хорошее  здоровье и могут жить независимо, их отношения с детьми часто характеризуются  взаимным равенством; это означает, что родители и их взрослый сын  или дочь оказывают друг другу  конкретную помощь. Такие отношения  обычно изменяются, когда родители заболевают или становятся слишком  слабыми, чтобы жить самостоятельно.

Как взрослые дети отзываются на потребности своих родителей, в значительной степени зависит  от их жизненного опыта и, более конкретно, от стадии семейного цикла. Сорокадвухлетняя женщина со взрослыми детьми, которая  находится на вершине своей профессиональной карьеры и живет за тысячу миль от своих родителей, может быть вынуждена  иначе строить отношения с  ними сравнительно с женщиной такого же возраста, которая занимается только домашним хозяйством и живет в  одном городе со своими родителями. В основе их реакций лежит совокупность сложившихся мнений и привычек, определявшая уникальные отношения между родителями и ребёнком в течение многих лет. Со временем развиваются иные стратегии  отношений и соглашения между  родителями и ребенком, которые, в  конце концов, приводят к другим структурам взаимодействия и разрешения проблем. Более того, частота обращения  родителей к детям за помощью и её характер изменяются от человека к человеку и от семьи к семье.

Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь  со своими стареющими родителями. Эта  связь включают в себя регулярное общение, общие воспоминания и взаимный обмен помощью. Многочисленные обзоры показали, что между взрослыми  детьми и их родителями постоянно  происходят социальные, эмоциональные  и материальные обмены.

По мере старения родителей  между людьми среднего возраста и  старшим поколением постепенно происходит перемена ролей. Представители среднего возраста становятся поколением, стоящим  «у руля», — работающим, воспитывающим  детей и, в целом, выполняющим  созидательную роль в обществе. Их родители, если они еще живы, могут  быть уже на пенсии, иметь плохое здоровье, им может требоваться финансовая помощь или они могут быть зависимы от детей в чём-то ином. Власть постепенно, в течение некоторого периода, переходит  к их детям среднего возраста, и  если оба поколения не поймут, что  такая перемена ролей является неизбежной частью жизненного цикла, то эти новые  отношения могут вызывать обиду  и возмущение у обеих сторон.

 

Дочери значительно чаще, чем сыновья, ухаживают за своими старыми родителями. Между помощью, которую оказывают родителям  работающие и неработающие женщины, существуют лишь самые незначительные различия. Работающие дочери наряду с  эмоциональной поддержкой оказывают  помощь в таких делах, как покупки  и перевозки, вполне сравнимую по объему с аналогичной помощью, которую  оказывают неработающие дочери. Однако дочери-домохозяйки чаще помогают в  приготовлении пищи и личном уходе.

Реакции дочери на потребности  своих престарелых родителей  во многом зависят от её жизненных  обстоятельств, в том числе от её возраста, положения в семейном цикле (выросли ли её дети, или она  воспитывает дошкольников), а также  от её участия в трудовой деятельности (работает ли она полный рабочий  день или занимается исключительно  домашним хозяйством). Вкладывая много  сил в уход за родителями, дочери могут испытывать физические перегрузки. Однако если у дочерей есть собственные, еще зависящие от них дети, то они ощущают меньше напряжения, и  у них выше уровень чувства  благополучия, чем у тех, кто не имеет своих зависимых детей  .

Обязанность ухаживать за родителями приносит не только удовлетворение, но может служить источником стресса. У некоторых она вызывает напряжение между зависимостью и независимостью. Могут вновь активизироваться старые конфликты, связанные с детской  зависимостью, или другие проблемы семейных отношений между родителями и ребёнком или между сиблингами. Иногда вновь оживают старые привязанности  и союзы между членами семьи  или старое соперничество. Кроме  того, уход за родителями служит предзнаменованием  будущего положения людей среднего возраста, которые сейчас ухаживают  за своими родителями, но в недалёкой  уже старости им придется столкнуться  с собственной зависимостью от своих  детей.

 

 

 

6. Кризис середины жизни

Некоторые исследователи  полагают, что средний возраст  воспринимается взрослыми людьми как  «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся  упущенными навсегда».

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и  переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием  роковой черты» и кризисом «середины  жизни». Её главной характеристикой  является расхождение между мечтами  и жизненными целями человека и действительностью  его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью  на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные  тона. Время уходит, дабы сделать  разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей  резкостью. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с  такими фразами, как «есть еще  уйма времени, чтобы сделать большую  часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере». В 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут  сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 так  уже никто не скажет - это время  исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда  уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что  он никогда не станет вице-президентом  или незначительным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным  для 35 или 40 лет может оказаться  угрожающим для личности. Данте так  описал своё собственное смятение в  начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины». Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после  своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее  сильно. «Не думаю, что я ещё  когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверен­ность исчезла  вдруг...».

Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические  изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как  например Гоген, начали творческую работы в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности  и мотивации, а многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из них, кто переживает роковые  черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения  в характере творчества. Часто  эти изменения касаются интенсивности  их работы: например бле­стящая импульсивность уступает место более свободному и зрелому творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни  у артистов и художников в том, что «импульсивный блеск» молодости  требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять  их беспредельно. В 35 и 40 лет ведущий  напряженную жизнь ар­тист (или  руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так «выклады­ваться». Таким образом, проблема убывающих физических сил  неизбежно возникает в жизни  человека любой профессии.

Убывание физических сил  и привлекательности - одна из главных  проблем, с которыми сталкивается человек  в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда  был моложе; средний возраст может  стать периодом тяжелой де­прессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил людей неожиданно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывает своё действие, большинство людей в среднем возрасте начинают всё больше и больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт, приобретают мудрость.

Информация о работе Зрелость