Формирование представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Вариант 1 4
Формирование представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека у детей дошкольного возраста 4
1. Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе как среде жизни живых организмов 4
2. Содержание работы по формированию представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных и человека у детей старшего дошкольного возраста 8
3. Методика формирования представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека 15
4. Мероприятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных и человека (опыт работы) 21
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 26

Файлы: 1 файл

7050_Экология_Вариант 1_500 руб..doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

В подготовительной к школе группе знания о неживой природе уточняются и закрепляются.  Дети учатся описывать природу, выделять и называть явления, характерные для разных времён года, устанавливать причинно-следственные связи в неживой природе, простейшую зависимость между живой и неживой природой. Так, они могут понимать, что осенью, когда солнце всё меньше греет, становится холодно, животные готовятся к зиме. При наблюдении погоды и природных явлений, необходимо обращать внимание детей на количество солнечного тепла, которое регулирует процесс как в неживой и в живой природе. Дошкольники учатся определять признаки и свойства разных объектов, объединяя объекты и явления по определённым признакам. Знакомя их с такими явлениями зимой, как иней, изморозь, узоры на окнах; летом – град, воспитатель учит правильно называть и отмечать их по внешнему признаку. Она поясняет, что иней бывает поздней осенью, когда наступают первые заморозки и весной, когда они ещё бывают. Обращает внимание воспитатель и на то, что иней появляется на ровной поверхности (крыша, земля, трава) и, что это - маленькие шарикоподобные, замерзшие капельки воды. Иней бывает и зимой, когда после потепления наступает похолодание, он появляется на вертикальных объектах и предметах природы (деревья, кусты, антенны). Чтобы раскрыть причину этих явлений, воспитатель может провести такой опыт: внести с улицы в тёплое помещение холодный предмет – он сразу покрывается инеем. Металлический предмет на морозе переохладился, а в комнате много испарения. Эти испарения при соприкосновении с ним превращается в капельки воды, а поскольку предмет очень холодный, то капельки воды тут же на нём замерзают, при нагревании предмета получается обратный процесс.

Наблюдая с детьми снежные узоры  на окнах, воспитатель поясняет, что  в основе этого явления лежит  та же причина, что и при появлении инея. Она обращает внимание и на то, что снег на стекле появляется не с улицы, а в комнате. И, если приложить палец или подышать на стекло, то оно оттаивает. Таким образом, воспитатель вместе с детьми устанавливает причинные связи. От холода водяные пары превращаются в иней, узоры на окнах. От тепла они тают, превращаются в воду.

 

4. Мероприятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных и человека (опыт работы)

Работая с дошкольниками подготовительной группы я научила детей понимать и объяснять особенности растительного  мира разных экосистемах: лес, луга, река. Они знают, что особенностью растительного  леса является многояростность: высокие  деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

У реки растут влаголюбивые растения, т.к. почва насыщена водой, а на лугу растут травянистые растения, которые  любят свет и солнце.

Для воспитания бережного отношения  к растительному миру природы  привлекают детей к труду в "зеленом" уголке, на участке детского сада. Детям всегда особенно дорого то, что они сами вырастили.

Читаю детям произведения Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Пришвина и др. О том, как человек заботится о сохранении растительного мира.

Дети моей группы знают редкие охраняемые растения, которые занесены в "красную книгу".

В группе я организовала детскую  выставку, на которой в рисунках были представлены редкие виды растений нашего края "ветреница, купальница".

Наблюдая, отношение детей к  природе замечаю, как постепенно дети овладевают нормами и правилами, а так же ограничениями и запретами экологического характера [3, c.204].

Работая с детьми в подготовительной к школе группе, в системе организую  обучение детей для формирования у них экологических представлений в процессе ознакомления с миром растений. Проводимые в системе экспериментальные исследования позволяет детям более близко ознакомится с миром растений.

Эксперимент организую так, чтобы  он неразрывно был связан с игрой, незаметно вплетался во все виды деятельности и составлял с ним одно целое. При помощи экспериментальных опытов дети узнали о роли воды и удобрений в жизни растений, о влияние тепла и света для нормальной жизнедеятельности растений.

Использую эксперимент как способ познавательных задач, возникающей, а в процессе игр, труда или на специальных занятиях, в том случае, когда, не могли быть использованы другие способы (наблюдения, беседы). Задачу могу выдвинуть я, но могут выдвинуть и сами дети, но обязательно задача должна быть ясной и четко сформулированной. Затем начинается поиск: анализ, соотношение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, условия и организацию опыта. Обсуждением условий опыта руковожу я. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.

Планирую как длительные сравнительные  опыты, так и кратковременные  наблюдения. Поскольку в длительном сравнении наблюдений результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках, схемах. Например: скорость роста растения из проросшего семени и не проросшего или посадка семян на разную глубину (2 см и 6 см).

Во время длительных экспериментов  дети сравнивают наблюдаемое состояние  объекта с тем, что было раньше, и фиксируют в дневнике наблюдений или приклеивают к общему листу  в порядке, соответствующем последовательности развития событий. Такой прием заставляет детей более внимательно присматриваться к отдельным деталям и запечатлеть в памяти внешний вид приростков на разных стадиях развития.

Специально организую опытнические ситуации, в отличие от простых  наблюдений они позволяют более  отчетливо увидеть отдельные свойства и особенности исследуемого объекта. Например: "обнаружение в почве питательных веществ".

После проведения опыта дети приходят к выводу, что в почве содержится больше солей, чем в воде. Эти соли называются питательными веществами и  растения берут их из почвы.

В ходе опытов длительного характера  поддерживаю интерес детей к  наблюдению происходящих изменений, возвращаю  их к созданию того, зачем был  поставлен опыт.

Заключительным моментом является формирование полученных результатов. Побуждаю детей самостоятельно делать выводы. Если же задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждения результатов опыта провожу сразу: анализируем с детьми условия протекания опыта, делаем вывод [11, c.65].

Эксперимент не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром. Иногда эксперимент является ответом на детский вопрос. В организации опытов важно всегда помнить, что нельзя доводить объект до гибели и нарушать его жизненно важные функции.

Учу детей таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший уход рост. Только на примере положительных результатов труда детей, можно воспитать устойчивый интерес и бережное отношение к растениям.

 

 

Заключение

Одно из проявлений экологического воспитания - любовь к природе. Это  сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
  • воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
  • формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

Знакомя детей с природой, педагог  должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого  ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Каждый объект природы, яркий или  скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение  к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

В дошкольном детстве закладываются  основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему  миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

 

 

Список литературы

  1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2.
  2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.
  3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.
  4. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. 2003. - №7.
  5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7.
  6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.
  7. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - №7.
  8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
  9. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  10. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. - 2000. - №7.
  11. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
  12. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - №7.

 

Приложение

Формирование представлений дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе на занятии "Путешествие капельки и ее волшебные превращения"

Цель: формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе

Задачи:

  • познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;
  • развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
  • воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.

Оборудование: стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка.

Организационный момент: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки вы сможете найти в нашем бассейне.

Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой. (Рыба.)

Вдоль по речке, по водице 
Плывет лодок вереница. 
Впереди корабль идет, 
За собою всех ведет. 
Весел нет у малых лодок, 
А кораблик больно ходок. 
Вправо, влево, взад, вперед 
Всю ватагу поведет. (Утка с утятами.)

По волнам плывет отважно, 
Не сбавляя быстрый ход, 
Лишь гудит машина важно. 
Что такое?.. (Пароход)

И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие.

Чего в гору не вкатить, 
В решете не унести 
И в руках не удержать? (Вода)

Молодцы! Желаю вам отличного  настроения и хорошей работы на нашем  занятии. 

Ход занятия:

Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.

- Как вы думаете, сколько может  прожить человек без пищи?

Ответы детей.

Без пищи мы можем прожить 49 дней.

- А сколько человек может  прожить без воды?

Ответы детей.

Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

- Где используется вода?

Ответы детей.

Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.

- Какой вывод мы можем сделать?

(Воду нужно беречь.)

Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

- Как вы думаете, в каких?

Ответы детей.

В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

Тема нашего сегодняшнего занятия: “Путешествие капельки и ее волшебные  превращения”. Мы узнаем о круговороте  воды в природе, о физических свойствах  воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.

А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…

“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.

Информация о работе Формирование представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека у детей дошкольного возраста