Формирование представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Вариант 1 4
Формирование представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека у детей дошкольного возраста 4
1. Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе как среде жизни живых организмов 4
2. Содержание работы по формированию представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных и человека у детей старшего дошкольного возраста 8
3. Методика формирования представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека 15
4. Мероприятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных и человека (опыт работы) 21
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 26

Файлы: 1 файл

7050_Экология_Вариант 1_500 руб..doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

- В каком состоянии находится  капелька сейчас?

(В жидком.) 

Правильно. Давайте послушаем стихотворение  о жидком состоянии воды.

Чтец 1:

ДОЖДИК

По дорожке полевой 
От реки спешу домой. 
А из тучки-невелички 
Льется дождик проливной. 
Будто кто-то в высоте 
Носит воду в решете, 
Дождик, лей веселей, 
Теплых капель не жалей! 
Чем сильнее, дождик, льешь, 
Тем тучнее будет рожь!

А. Яшин

Спасибо.

А сейчас мы с вами проведем опыты  и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой.

Опыт №1 “Определение цвета воды”

- Какого же цвета вода? (голубого, зеленого)

Предлагается посмотреть на закрашенную воду.

Дети делают вывод, что вода –  бесцветная.

Опыт №2 “Определение прозрачности воды”

- У меня на столе стоят  2 стакана: один с чистой водой,  а другой с молоком. Давайте  посмотрим сквозь стакан с  молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)

Дети делают вывод, что вода –  прозрачная.

Опыт №3 “Определение запаха воды”

- Какой запах имеют цветы?  Духи?

(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

-А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет)

Опыт №4 “Определение вкуса воды”

- Какая соль на вкус? (соленая)

- Лимон? (кислый)

- Попробуйте воду на вкус. Какая  она? (без вкуса) 

Опыт № 5 “Определение формы воды”

- Посмотрите, у меня в стакане  вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что изменится?

(вода принимает ту  форму, в которую ее переливают).

- А вы налейте в розетку  капельку воды. Что вы заметили?

(вода растекается)

- Так имеет ли вода определенную  форму? (нет)

Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…

“…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в  красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”  

- Ребята, а мы с вами скучаем  зимой, когда замерзают лужи, реки  – на них образуется лед,  и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)

- Все это можно делать только  зимой. Почему?

(Потому что зимой  есть и снег, и лед.)

- А в каком состоянии находится  капелька сейчас?

(В твердом.)

Правильно.

Давайте послушаем стихотворение  о твердом состоянии воды.

Чтец 2:

ЗИМНИЕ ДЕНЬКИ

Музыка по воздуху зимнему плывет… 
Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед. 
Бегуны стараются, по катку летят. 
Мамы улыбаются, глядя на ребят. 
Снежные хрусталики падают на лед… 
И большим и маленьким – всем полезен спорт!

С. Вигдоров

Спасибо.

А сейчас мы с вами проведем опыты  и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Еще  я приготовила для вас две  тарелки: в одну из них я положила снег, а в другую – лед. Вода превращается в лед при температуре 0?С. Где  в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, река)

Опыт №6 “Определение цвета снега и льда”

- Какого цвета снег? (белый, когда он чистый)

- Какого цвета лед? (бесцветный)

Опыт №7 “Определение прозрачности снега и льда”

- Я положу под кусок льда  и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет.

(Под снегом не видно.  Значит лед прозрачный, а снег  непрозрачный).

Опыт №8 “Определение формы снега и льда”

- Посмотрите, имеет ли форму  лед?

(имеет)

- Какую?

(ту, в каком сосуде  или в какой форме замерзает)

- А снег? Посмотрите, я ему придаю  разную форму.

(снег рыхлый, сыпучий)

Физкультминутка.

- А сейчас мы с вами немножко  отдохнем. Мы превратимся в капельки  и тоже побываем в разных  состояниях.

Когда вода находится в твердом  состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным  кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем  походить по кабинету по кругу и  змейкой, как будто ручеек бежит  весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают  ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.

Опыт №9 “Воздействие температуры”

- Давайте посмотрим на снег  и лед, которые были на тарелках. Что с ними случилось, пока мы играли?

(Они растаяли)

Правильно, под действием тепла  снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.

А что же случилось с нашей  капелькой?

“…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…”.

- В каком состоянии капелька  находится теперь?

(В газообразном.)

Послушаем стихотворение о газообразном состоянии воды.

Чтец 3:

ОБЛАКО

Ах, какое облако, 
Облако глубокое, 
Белое, далекое, 
Прямо надо мной. 
Ах, какое облако, 
Облако высокое, 
Облако далекое, 
Не достать рукой. 
Проплывет и скроется 
В поле за околицей, 
В озере умоется 
Свежею водой.

В. Степанов

- Как жидкая вода при нагревании  переходит в газообразное состояние,  мы пронаблюдаем на опыте.

Опыт №10 “Превращение воды в газообразное состояние”

Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при высокой температуре (100 С) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев он невидим.

“…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…”

- Ребята, как вы думаете, капелька  сможет вернуться на землю?

Ответы детей.

- Крошечные капельки воды поднимаются  в воздух и там соединяются.  Образуется облако. Когда капельки  воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.

- Давайте вспомним, где вода  встречается в жидком состоянии?

(В реках, озерах, в  колодцах и т. д.)

- Где вода встречается в твердом состоянии?

(Сосульки, горки, снежные  постройки и др.)

- Где вода встречается в газообразном  состоянии?

(Пар чайника, когда  течет из крана очень горячая  вода)

Помните, что пресной воды на Земле  очень мало – всего 2%, а человек  в сутки расходует до 1-2 тысяч литров. Поэтому мы должны бережно относиться к воде. Как?

(Закрывать краны, экономить  воду и др.)

- Дети, понравилось ли вам быть  учеными – исследователями?

- Что нового вы узнали на  нашем занятии?

- О чем вы сегодня расскажете  своим родителям, дедушкам и бабушкам, брату или сестре?

Ответы детей.

Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

До свидания!




Информация о работе Формирование представлений о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека у детей дошкольного возраста