Формирование системы экологического менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Внедрение в жизнь методической базы, которая базируется на современных научных принципах и теории открытых систем, ее широкое использование на всех этапах перестройки социально-экономической системы, включая наработку природоохранной базы, создание системы эффективного административного управления, осуществления реформирования экономики и переход ее на ресурсосберегающий и малоотходный режим работы, может обеспечить основу для более динамичного перехода общества к принципам устойчивого развития.

Содержание работы

Введение

1. Фактор экологии и его влияние на развитие человечества

1.1 Теоретические аспекты проблематики системы «экономика-экология»

1.2 Формирование благоприятных условий труда на предприятии

2. Эффективное экологическое предпринимательство в экономической системе Украины

2.1 Проблемы формирования механизма финансирования предприятий, осуществляющих природоохранную деятельность

2.2 Экологизация производства - основная стратегия предприятия

3. Современные методические принципы формирования системы экологического менеджмента на предприятиях Украины

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Формирование системы экологического менеджмента на предприятии.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

 

Дискуссионным является вопрос взаимосвязи экономики, экологии и  здоровья. По большей части экономическая  дискуссия продолжается по поводу того, что человек может быть здоровым только при здоровой экономике, поскольку  длительный экономический рост - предпосылка  достижения индивидуального благосостояния.

 

1.2 Формирование благоприятных  условий труда на предприятии

 

Во всем мире экологический  менеджмент воспринимается в тесной взаимосвязи с обеспечением качества продукции, производственной безопасности и благоприятных условий труда.

 

Рассмотрим детальнее  одну из важных проблем экологического менеджмента - создания благоприятных  условий труда.

 

Основными критериями качественного  оборудования рабочего места является гарантирование безопасности и уменьшение вредного влияния на здоровье работников. В индустриальных обществах усовершенствования технологии все в большей степени  угрожает экологической системе, а следовательно, и человечеству. Экологические катастрофы (например, на Чернобыльской АЭС) наглядно продемонстрировали риски, связанные с индустриализацией тогда как повседневные опасности для здоровья в производственных условиях многих людей воспринимаются как должное.

 

Пока рабочая сила кажется  неисчерпаемой в краткосрочной  перспективе, очевидно будет тяжело осознать и стимулировать действия, направленные на улучшение условий труда. Но в странах, где уже чувствуется недостаток рабочей силы и придется привлекать работников-эмигрантов (например, Сингапур, Малайзия, Тайвань), вопросы качества условий труда приобретает все большее значение.

 

Существуют много разных путей улучшения условий труда: одни из них касаются безопасности механизмов и собственно процесса работы, другие -профессионального здоровья и техники безопасности, как, скажем, использование устройств, которые обеспечивают защиту здоровья.

 

Виллис Голдбек, исполнительный директор Вашингтонской бизнес-группы по вопросам здоровья, различает четыре поколения программ содействия здоровью на рабочем месте.

 

1. Программы первого поколения  инициировались по различным  причинам, что не касались здоровья. Политика относительно курения,  например, была актуальной сверх  века потому, то есть намного  раньше от того, когда гиблое влияние курения на здоровье стало очевидно.

 

2. Программы второго поколения  появились тогда, когда стало  возможным перенесение механизмов  распознавания факторов риска  и вмешательства на рабочие  места (представление помощи вследствие  отдельных болезней или факторы  риска одной группы населения).

 

3. Программами третьего  поколения предлагается совокупность  методов с целью обеспечения  более всеобъемлющих вмешательств для разнообразных факторов риска на всех работников.

 

4. В программах четвертого  поколения оздоровление становится  как компонентом, так и руководящим  принципом для корпоративной  стратегии здоровья. Оздоровительная стратегия объединяет все виды деятельности, стратегии и решения, которые влияют на здоровье работников, их семей, обществ, в которых расположена компания, и потребителей, покупательные решения которых определяют соответствующий успех компании на рынке.

 

Как видим, развитие программ содействия здоровью в США описано  как учитывая его историю, так  и современное состояние. Однако четвертое поколение программ иллюстрирует подход, который лишь в отдельных  случаях реально воплощается  в жизнь. В программах первого - третьего поколений не учитываются последствия  условий труда, которые могут  вредно влиять на здоровье работников.

 

Условия работы, то есть качество работы плюс условия жизни работников, играют намного более важную роль в осуществлении изменений, которые  способствуют здоровью на рабочем месте. Как иллюстрации комплексного подхода  к содействию здоровью на рабочем  месте можно привести две программы: Шведскую инициативу реформы труда  и программу содействия здоровью на рабочем месте (Австралия).

 

1. Шведская инициатива  реформы труда.

 

В Швеции законодательство, которое касается профессионального  здоровья, безопасности и содействия здоровью на рабочем месте, разработано  очень обстоятельно. Производственные отношения между работниками  и работодателями являются объектом национального законодательства. Стандарты  профессионального здоровья и безопасности очень высоки; работники все в  большей степени вовлекаются  в решение вопросов здоровья, условий  труда и рабочего места. Содействие здоровью принадлежит к компетенции  департаментов профессионального  здоровья и безопасности. Дизайн рабочего места и рабочего процесса должен быть ведущим заданием профессионального  здоровья и безопасности в Швеции. Пример концерна “Volvo” стал достаточно известен специалистам этой отрасли.

 

2. Содействие здоровью  на рабочем месте в Кливленде  (Австралия).

 

Ключевые аспекта содействия здоровью на рабочем месте:

 

· вовлекать работников в  планирование, принятие решений, организации  и внедрение программ содействия здоровью на рабочем месте;

 

· необходимо, чтобы содействие здоровью на рабочем месте было совместной деятельностью, разделенной между  работниками и работодателями, а  специалисты в сфере здравоохранения  играли роль посредников;

 

· необходимо учитывать особенности  структуры рабочего места, а также  то, какие изменения могут быть сделаны с целью улучшения  здоровья.

 

Австралийские ученые рекомендуют  применять в промышленности новые  принципы движения за охрану здоровья путем:

 

· включения проблемы здоровья в общую политику;

 

· создания безопасной окружающей среды рабочего места;

 

· предоставление возможности  рабочим быть представленным в комитетах  по вопросам здравоохранения и безопасности;

 

· развитие навыков здорового  образа жизни с помощью образования;

 

· предоставление преимущества предотвращению заболеванием перед  лечением.

 

Условия рабочего места - достаточно важный фактор, который влияет на социальное, умственное и физическое состояние  работников. Здоровая окружающая среда  на рабочих местах обязательно будет  способствовать улучшению здоровья и морального состояния работников, повышению продуктивности их труда. И наоборот, нездоровые и опасные  условия труда могут повлечь  увеличение расходов в поддержку  здоровья и снижение продуктивности труда. Таким образом, решение вопросов содействия здоровью работников на рабочем  месте должно стать одной из важных сфер интересов специалистов в отрасли  управления.

 

2. ЭФФЕКТИВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЕ УКРАИНЫ

 

При нынешних условиях политического  и социально-экономического развития Украины особое значения приобретают активизация развития и рационализация предпринимательства. С этим связываются постепенный выход страны из экономического кризиса, наполнение рынка качественными отечественными товарами и решение социальных проблем. Осуществляемые в Украине социально-экономические превращения предопределяют необходимость существенного реформирования хозяйственных, административно-управленческих, производственно-хозяйственных, кредитно-финансовых и других отношений предпринимательства как материальной базы обеспечения жизнедеятельности государства. Отдельные позитивные сдвиги, которые происходят в экономическом процессе, еще не обеспечивают необходимое развитие производства, привлечения к хозяйственному обороту имеющихся материальных ресурсов, накопленных и замороженных резервов развития производительных сил, колоссального человеческого потенциала, особенно молодежного и интеллектуального. Необходимость таких изменений повседневно декларируется из самых массовых источников информационного пространства, но реально они не происходят.

 

Принимаются экономически необоснованные или половинчатые мероприятия, которые  тормозят продвижение к цивилизованному  рынку. Неотложными остаются проблемы инвестирования предпринимательства, наличия массовой безработицы, особенно молодежной. Возобновление и развитие производственных и других обслуживающих  предпринимательство отраслей при  наличии соответствующих естественно  ресурсных, материальных, социальных и  исторических предпосылок. Невзирая на существенную деградацию природы в  Украине сохранились уникальные естественные экологические системы, энергетические топливные ресурсы  и материалы, которые являются ценными  даже в планетарном масштабе. При  рациональной природоохранной структуре  землепользования и соответствующего уровня развития сельскохозяйственного  производства, наша земля в состоянии  прокормить до 320 млн. людей. Однако такие  возможности тормозятся нерациональной системой государственного управления, несовершенством правовой регуляции  и финансово-кредитного обеспечения  предпринимательства, особенно молодежного. В Украине, начиная с 20-х годов прошлого века сложилась крайне нерациональная для самодостаточного развития структура народнохозяйственного комплекса, неспособная удовлетворить материальные и культурные потребности общества, и в то же время влечет к губительным для жизни и здоровья людей антропологическим загрязнениям окружающей среды и варварского чрезмерного исчерпания природных ресурсов. Именно эти проблемы связаны с национальной безопасностью Украины, социально-экономическим развитием, обеспечением здоровья нынешних и грядущих поколений. Их решение должно быть положено в основу научно-мониторинговых, аналитических наблюдений, прогнозных программно плановых разработок на разных уровнях государственного, регионального и отраслевого управления. Характер природопользования постоянно изменяется и пребывает в тесной взаимосвязи с уровнями экономики, культуры, науки, техники и экологической образованности населения. Длительное время человечеству навязывались принципы бездуховной, потребительской концепции мирового «прогресса», что привело к истреблению национальных ценностей, этносов и их духовного наследия, к разрушению традиций, моральной деградации человечества и как следствие - заострение экологических ситуаций. И это или в наибольшей степени наблюдается в Украине, где существует избыточная нагрузка на природу ради удовлетворения потребностей производства, которое приводит к колоссальным расходам и перемещениям энергии, веществ как на Земле, так и в биосфере, к существенным изменениям естественных ландшафтов, нарушения естественных связей и равновесия, которое сложилось на протяжении тысячелетий. Потому должно быть закономерное развитие предпринимательства с учетом экологических, естественно ресурсных факторов и соответственно пересмотрена государственная политика относительно концепций, принципов и путей развития предпринимательства. В Украине мае быть создана широкая программа екологизации предпринимательства и системы мониторинговых, менеджерских, консалтинговых структур и учреждений по предоставлению услуг по развитию экологического предпринимательства, чтобы избежать дальнейшего неурегулированного исчерпания (истребления) природных ресурсов, загрязнения окружающей среды. Нынешний минерально-сырьевой потенциал Украины базируется почти на 100 видах полезных ископаемых, разведанных в 4,5 тыс. месторождениях. До 50% ВВП связано с добычей и переработкой сырья, которое является экологически опасным и экономически невыгодным для государства. В горнодобывающих отраслях сосредоточенно до 30% капитальных вложений. С вывозом минерального сырья связано до 35% экспортных поступлений. Чтобы не допустить последующего истребления национальных богатств, необходимо разработать специальную программу устойчивого развития, которая будет предусматривать достаточное воспроизводство, эффективное и природосберегающее предпринимательство. Украина принадлежит к странам с высоким научным потенциалом. Это прежде всего признанные в мире научные школы, весомые, временами уникальные достижения во многих сферах - разработке новых материалов, биотехнологий, радиоэлектроники, физике низких температур, ядерной физике, авиа - и космической технике, электросварке, информатике, телекоммуникациях и связи и тому подобное. При таком потенциале и благосклонной политике к отечественному товаропроизводителю наше государство должно было бы занимать ведущее место среди самых развитых стран мира. Однако в Украине еще не создан реальный механизм устойчивого экономического развития, государственного протекционизма отечественного товаропроизводства. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса. Именно сюда приходят люди молодого поколения с более современным предпринимательским мышлением, лишенным стереотипов гиблой плановой, так называемой антирыночной экономики. Те, кто получил менеджерское образование и постепенно овладевает современной рыночной практикой. Мировой опыт свидетельствует о том, что важнейшим признаком рыночной экономики является существование и взаимодействие многих больших, средних и малых предприятий, их оптимальное соотношение. Малое и среднее предпринимательство более динамично и приобрело значение в большинстве развитых стран мира как фактор социально-экономической стабилизации общества, а также значения, доминирующего в экономике. Там и сейчас при государственной поддержке утверждаются и реализуются глобальные программы укрепления и поддержки предпринимательства, что в наибольшей степени отвечают рыночным принципам, где теснее всего взаимоувязаны частные, общественные и общегосударственные интересы.

 

В украинском предпринимательстве  наблюдается неравномерность функционирования малого и среднего бизнеса по территориальным, отраслевым, структурным признакам  производства, численности работников и разделение по формам собственности. В 2005 г. предприятиями малого бизнеса  всех форм собственности, которые составляют 23,6% общего количества зарегистрированных предприятий, выработано продукции (предоставлено  услуг) на 23,3 млрд. грн, что составляет лишь 7,3% общих объемов производства и услуг. Украина значительно отстает от других зарубежных стран. Часть занятого работоспособного населения в Украине не превышает 5%, тогда как в Италии - 73%, США и Франции - 54%, Японии - 78%. В Польше, например, на 1 тыс. населения приходится 35 действующих малых и средних предприятий, в Эстонии - 25, России - 6, Украине - лишь около 5.

 

Современное развитие украинского  предпринимательства сопровождается высоким профессиональным уровнем  подготовки предпринимательских кадров, особенно молодых, умением рационального  природопользования и использование  ресурсов с привлечением внутренних и внешних резервов для обеспечения  повышения прибыльности предприятия. Оно нуждается во внедрении новейших технологий, новых маркетинговых, менеджерских решений. Без этого приобретать  крепкие позиции на рынке, быть конкурентоспособным  становится более проблематичным и  базируется на сохранении, воссоздании  и рациональном использовании природных  ресурсов без причинения вреда окружающей среде ради улучшения жизни людей, удовлетворения их экологических потребностей и получения экологической выгоды (прибыли). Экологическое предпринимательство  направлено на достижение устойчивого  экономического развития и гармонизацию взаимоотношений природы и общества. Но эффективность экологического предпринимательства  зависит от уровня экологического менеджмента, переориентации промышленности на внедрение  новейших организационных форм и  технологий. Поскольку сейчас большинство  предприятий сектора тяжелой  промышленности малорентабельны или  убыточны, развитие предпринимательства  должно базироваться на комплексных  ресурсосберегающих программах общественного  производства и принципах постоянного  развития с учётом нынешних внутренних и геоэкономических условий, на принципах, признанных большинством передовых  стран мира как самые прогрессивные, более совершенные и самые  перспективные. Однако эти вопросы  в отечественных публикациях  и исследованиях не освещены в  известной мере.

 

В Украине реализация стратегии  устойчивого развития должна происходить  с учетом специфики каждого региона, то есть на общегосударственных и  региональных широкомасштабных, всеобъемлющих  природоохранных программах, которые  должны предусматривать конкурентоспособное  товаропроизводство при условиях экономного использования всех видов ресурсов, решения проблем занятости населения в общественном производстве без причинения вреда окружающей среде.

 

2.1 Проблемы формирования  механизма финансирования предприятий,  осуществляющих природоохранную  деятельность

 

В пределах финансового механизма  выделяют два основных метода финансового  влияния: финансовая регуляция и  финансовое обеспечение. Существует три  формы финансового обеспечения: самофинансирование, кредитование и  бюджетное финансирование. Их внедрение  нуждается в значительных материальных расходах, которые большинство субъектов  хозяйствования не в состоянии осуществлять самостоятельно, потому самофинансирование природоохранных мероприятий достаточно проблематично. Преодолению этой проблемы будут способствовать такие факторы:

 

· привлечение финансовых ресурсов для природоохранных мероприятий  извне (получение кредитов, прямое субсидирование, предоставление дотаций и тому подобное);

 

· создание благоприятных  внешних условий стимулирования самофинансирования природоохраны (политика ускоренной амортизации, льготное налогообложение и тому подобное).

 

С целью достижения максимального  эффекта финансовый механизм реализации природоохранных мероприятий должен оптимально соединять все финансовые инструменты, а именно: кредитование, инструменты бюджетного финансирования, налоговые (в том числе амортизационные) инструменты, экологическое страхование. Рассмотрим каждый из этих инструментов детальнее.

 

1. Экологическое кредитование  является одним из важнейших  инструментов финансового механизма  охраны природы. Ради решения  экологических проблем природоохранные  мероприятия следует кредитовать  на льготных условиях. Применяют  такие формы кредитных льгот:

 

· по срокам кредитования;

 

· по процентным ставкам (вплоть до беспроцентных условий использования  ссуды);

 

· по объемам кредитования;

 

· по гарантиям на кредит.

 

Выбирают форму льготных условий в зависимости от конкретной ситуации (объекта кредитования, заемщика). Кредиты на природоохранные мероприятия  могут предоставляться коммерческими  банками, небанковскими финансово-кредитными организациями и государством. Следует  ожидать, что для частных коммерческих учреждений льготное кредитование не будет представлять интереса. Потому затраты на подобное размещение кредитных  ресурсов могут компенсироваться за счет государственного бюджета.

 

2. Еще одним источником  привлечения средств является  бюджетное финансирование. Оно осуществляется  через предоставление дотаций  и субсидий. Основным отличием  между этими видами ассигнований являются объемы покрытия необходимых расходов. Дотация лишь частично покрывает эти расходы, тогда как субсидия предусматривает полное их финансирование. Приоритетным принципом предоставления как кредитов, так и бюджетных ассигнований должно стать целевое использование полученных финансовых ресурсов. Финансово-кредитные учреждения и уполномочены государственные органы должны постоянно контролировать процесс использования вложенных средств, и в случае нецелевого использования применять жесткие штрафные санкции или отменять кредитные льготы.

Информация о работе Формирование системы экологического менеджмента на предприятии