Формирование системы экологического менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Внедрение в жизнь методической базы, которая базируется на современных научных принципах и теории открытых систем, ее широкое использование на всех этапах перестройки социально-экономической системы, включая наработку природоохранной базы, создание системы эффективного административного управления, осуществления реформирования экономики и переход ее на ресурсосберегающий и малоотходный режим работы, может обеспечить основу для более динамичного перехода общества к принципам устойчивого развития.

Содержание работы

Введение

1. Фактор экологии и его влияние на развитие человечества

1.1 Теоретические аспекты проблематики системы «экономика-экология»

1.2 Формирование благоприятных условий труда на предприятии

2. Эффективное экологическое предпринимательство в экономической системе Украины

2.1 Проблемы формирования механизма финансирования предприятий, осуществляющих природоохранную деятельность

2.2 Экологизация производства - основная стратегия предприятия

3. Современные методические принципы формирования системы экологического менеджмента на предприятиях Украины

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Формирование системы экологического менеджмента на предприятии.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

 

3. Особенное место в  финансовом инструментарии занимает  система налогообложения. С помощью  экологических налогов может  природоохранные мероприятия могут  стимулироваться путем внедрения  более чистых технологий и  более рационального использования  природных ресурсов. Экологические  налоги могут предоставить производителям  и потребителям необходимый толчок  к минимизации расходов и максимизации  дохода и способствовать достижению  определенной экологической цели. Достаточно эффективной мерой  стимулирования природоохраны является внедрение системы льготных налоговых инструментов. Основными видами таких налоговых льгот должны стать уменьшение ставок налога на прибыль (или даже отмена) на инвестиции экологического назначения, освобождение от импортной пошлины (снижение таможенных тарифов) экологического оборудования.

 

4. Особое внимание следует  уделить амортизационной политике  как составляющей финансового  инструментария регуляции природоохранной  деятельности. Предоставление прав  на ускоренную амортизацию экологически  направленных основных фондов  является одной из налоговых  льгот. Ускоренная амортизация  - это система мероприятий (преимущественно  введения специальных норм амортизации), которые способствуют увеличению  амортизационных фондов (части дохода, который не облагается налогом)  в первые годы эксплуатации  основных фондов. Это мероприятие  используется во многих странах  (Японии, Франции, Германии), поскольку  создает фундамент для ускоренной  модернизации оборудования и  оборудования.

 

5. Также, важным с позиции  природоохранной деятельности является  экологическое страхование. Исходя  из обзора на особенности возникновения  загрязнений, их случайный, вероятностный  характер, неспособность предприятия  взять на себя эту экономическую  ответственность за крупномасштабные  экологические последствия аварий  в реальных условиях целесообразно  сформировать в экологически  опасных регионах многоуровневую  систему страхового резервирования  средств на возмещение расходов. Стержнем системы страхования  должны стать специализированные  институты по обязательному и  добровольному страхованию. Деятельность  приоритетных объектов экологического  страхования заключается в сборе  информации о каждом объекте,  который составляет экологическую  опасность, определении степени  экологической опасности на каждом  из них в зависимости от  вероятности аварий и размера  возможных убытков, а также  построению приоритетных рядов  объектов по рангу для последовательного  включения их в сферу экологического  страхования.

 

Таким образом, при формировании финансового механизма природоохранной  деятельности необходимо объединять эколого-экономические  интересы предприятий-природопользователей, финансово-кредитных учреждений и государства. В существующий в настоящее время в Украине механизм финансирования природоохранных мероприятий нужно ввести более действенные финансовые инструменты, такие как:

 

· льготное кредитование;

 

· льготное налогооблажение и тому подобное;

 

· усовершенствовать уже  существующие системы ускоренной амортизации  и экологического страхования.

 

2.2 Экологизация производства - основная стратегия предприятия

 

Промышленное производство Украины характеризуется высоким  уровнем использования природных  ресурсов (ресурсоемкость производимого  продукта в нашей стране в три  раза превышает мировые стандарты) и значительным загрязнением окружающей природной среды. Несмотря на значительный спад промышленного производства выбросы (сбросы загрязняющих веществ и объемы накопления отходов производства (твердых и жидких) в стране исчисляются миллионами и миллиардами кубических метров (тонн). А это результат крайне низкой эффективности процессов природопользования, несовершенства экономического механизма природопользования, существенных недостатков в организации, управлении, стимулировании экологического производства и хозяйствования.

 

В последние несколько  лет в Украине активно разрабатывается  концепция устойчивого, сбалансированного  социально-экономического развития. Это  новое мировоззрение в социальной и хозяйственной деятельности человека. И для реального внедрения  этой концепции необходима принципиально  новая стратегия экологического менеджмента на уровне предприятия (фирмы). Необходима такая стратегия  менеджмента, которая обобщила бы целостный  комплекс решения проблем формирования новых технологий, элементов общественного  сознания и тенденций развития производства, основанных на принципах экологического управления окружающей природной средой.

 

Одним из направлений решения  этой проблемы является внутрипроизводственные экономические отношения природопользования.

 

Рассмотрим одну из проблем  экологизации производства -- управление отходами производства. В этом направлении на предприятиях многих западных стран используются различные стратегии.

 

1. Разбавление. Разбавление  проводится на месте сбора  отходов для увеличения распределения  и, следовательно, снижения концентрации  загрязняющих веществ.

 

2. Фильтрация. Фильтрация, концентрация, сжатие применяются для отходов  перед введением их в сборник  или перед сбором на свалках.  Этот метод не зависит вот  первичной обработки.

 

3. Вторичное использование.  Разбавление, сортировка применяются  для выбора отходов, которые  можно использовать повторно  как сырье или продукт. Этот  метод не зависит вот первичной  обработки.

 

Во всех приведенных стратегиях наблюдается принципиальное сходство в подходе к решению проблемы охраны окружающей природной среды. В первых двух стратегиях, как и  в большинстве - вторичное использование  отходов, отходы -- загрязнители рассматриваются  независимо вот источников их возникновения, размеров и содержания т. е. количественных и качественных характеристик. Очевидно, такая стратегия не может быть составляющей устойчивого развития, поскольку способствует загрязнению окружающей среды, в результате концентрации и перемещения большого количества отходов. И как следствие - огромная расточительность (расходование ресурсов земли) и повышение экологического ущерба. Однако именно эта бесхозяйственность в отношении сырья дает шанс для более устойчивой стратегии. Поскольку сырье имеет определенную стоимость и расходы на очищение отходов и обработка загрязнителей имеет тенденцию к увеличению, существует очевидный экономический стимул для решения экологического вопроса -- причин возникновения отходов и загрязнителей. На основании этого разработана четвертая стратегия экологической защиты.

 

4. Предотвращение загрязнения.  Модификация технологического процесса, замена сырья, разработка новой  продукции, внедрение экологического  менеджмента для минимизации  отходов, их качественных и  количественных параметров, а также  адаптации продуктов и отходов  к увеличенной рециркуляции. Этот  метод должен быть интегрирован  в первичное производство.

 

Последняя стратегия включает несколько направлений:

 

· мало- и безотходную технологию;

 

· экологически более чистую технологию;

 

· экологически более чистое производство;

 

· минимизацию отходов.

 

Стратегия предотвращения загрязнения  окружающей природной среды должна сопровождаться административными  экономическими и информационными методами.

 

Перечисленные методы внедрения  стратегии не обязательно применяются  именно экологическими службами. В  настоящее время руководители промышленных предприятий, заботящиеся о перспективах развития собственного предприятия, а  также региона, страны в целом  и осознающие негативные тенденции  традиционных, пассивных и оборонительных экологических стратегий, переходят  к разработке и внедрению собственных  экологических программ, что будет  экономически более выгодным и прямым решением экологических проблем.

 

Таким образом, стратегия  предотвращения загрязнения окружающей природной среды является проактивной экологической стратегией (одновременно с процессом загрязнения окружающей среды), а остальные - реактивными (направлены на последствия процесса).

 

3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА  ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ

 

Идеи экоменеджмента зародились в далеком прошлом. Еще в 1871 г. американский эколог Б. Коммонера попробовал сформулировать законы экологии, в которых четко прослеживается необходимость управления в отрасли сохранения окружающей среды.

 

В настоящее время учитывая экологические проблемы Украины в их разностороннем проявлении вопрос о необходимости учета требований в системе «Человек - материальное производство - окружающая естественная среда», особенно на стадии принятия предпринимательских решений, уже не подлежит дискуссии.

 

Анализ зарубежной и отечественной  литературы свидетельствует об отсутствии консенсуса у разных авторов относительно конкретного содержания и формирования такого управления предприятием, когда  урон окружающей среде сведен к минимуму.

 

Относительно терминологии отечественной экологической науки  понятия «экологический менеджмент»  трактуется по-разному, потому появились  определенные недоразумения относительно разграничения этого термина  с традиционным понятием «экологическое управление». В этой связи необходимо разработать более четкое определение  экологического менеджмента, усилив в  нем концептуальную базу управления.

 

В научных трудах современных  ученых В. Трегобчука, О. Веклича, С. Харичковой, Т. Галушкиной, I. Карагодова концепция екологического управления включает полный комплекс проблем, связанных с экологическими процессами как объектом управления. Вместе с тем в их публикациях вопросы экологического менеджмента недостаточно освещены с позиций методологической (общей теории менеджмента) и нормативно-методической баз (например, стандартов в сфере систем экологического менеджмента).

 

Начиная с 1995 г. предприятия  получили возможность осуществлять сертификацию в соответствии с EMAS (Ecomanagement and audit scheme or EMAS). Согласно со стандартами серии ISO 14000 основным их предметом является система экологического менеджмента, который составляет для организаций образец действий, благодаря которым будет достигнуто цели экологической деятельности, развязаны конкретные задания в отрасли охраны окружающей среды.

 

В серию ISO 14000 входят три группы документов:

 

· принципы создания и использования  систем экологического менеджмента;

 

· инструменты экологического контроля и оценки;

 

· стандарты, ориентированные  на продукцию. Центральным является стандарт ISO 14001, согласно с которым  осуществляется формальная сертификация предприятия, а другие считаются  как вспомогательными.

 

В документах серии ISO 14000, введенных  в Украине на добровольных принципах, термин «экологический менеджмент»  заменен сроком «управления качеством  окружающей среды», а в отдельных  случаях - «экологическое управление». В этих понятиях согласно с анализом существующих нормативных документов оказываются существенные разногласия. Экологическое управление связано с постановкой заданий, включая ограничения и рамочные условия их реализации. Много авторов-экономистов и экологов считают, что «экологическое управление» - это планирование, управление, контроль за всей деятельностью, направленной на выполнение соответствующих государственных требований в экологической сфере.

 

С одной стороны, сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 создает единственную базу для сравнения  экологической политики компаний из разных стран на международном уровне, с другой стороны стандарты могут  создавать благоприятные условия  для «экспорта загрязнения» - перенесения  вредных производств в страны, которые развиваются. Таким образом, предприятие может быть сертифицировано в государстве из более «мягкими» национальными природоохранными нормативами, получив при этом международный статус.

 

Стандарты серии ISO 14000 гибкие, потом, подход постоянного улучшения, усовершенствования в части предупреждения загрязнения окружающей среды в  Украине может стать затяжным и «постоянным».

 

До конца 2007 г. около 112 тысяч  предприятий мира осуществили сертификацию и получили экологический сертификат согласно со стандартом ISO 14001. По данным экологического аудита Германии состоянием на 2006 г. этот стандарт применялся в  Японии (2229 предприятий), Германии (1400), Великобритании (1009), Швеции (645), на Тайване (506), в США (480 предприятий).

 

Параллельно существующий экологический  аудит ЕС выдвигает более высокие  требования, чем ISO 14001. Между этими  двумя системами экологического менеджмента существуют определенные отличия: Постановление об экологическом  аудите ЕС является частью действующего в Европейском Союзе законодательства, в то время как стандарт ISO 14001 является частным правовым соглашением. Сфера действия Постановления об экологическом аудите ЕС распространяется на производственные предприятия и  ограничивается Европейским Союзом и это постановление содержит требование об официальном заявлении  из информирования общественности, тогда  как стандарт ISO 14001 такого требования не содержит. Экологический аудит  ЕС осуществляет также государственный  контроль по требованию официально назначенного государственного инспектора и выдвигает  требование непрерывной модернизации производства, улучшения условий  производства с целью увеличения взноса предприятия в охрану окружающей среды.

Информация о работе Формирование системы экологического менеджмента на предприятии