Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:01, реферат
Внедрение в жизнь методической базы, которая базируется на современных научных принципах и теории открытых систем, ее широкое использование на всех этапах перестройки социально-экономической системы, включая наработку природоохранной базы, создание системы эффективного административного управления, осуществления реформирования экономики и переход ее на ресурсосберегающий и малоотходный режим работы, может обеспечить основу для более динамичного перехода общества к принципам устойчивого развития.
Введение
1. Фактор экологии и его влияние на развитие человечества
1.1 Теоретические аспекты проблематики системы «экономика-экология»
1.2 Формирование благоприятных условий труда на предприятии
2. Эффективное экологическое предпринимательство в экономической системе Украины
2.1 Проблемы формирования механизма финансирования предприятий, осуществляющих природоохранную деятельность
2.2 Экологизация производства - основная стратегия предприятия
3. Современные методические принципы формирования системы экологического менеджмента на предприятиях Украины
Заключение
Список использованной литературы
Выполнение всех действующих законов - требование экологического аудита ЕС, в то время как стандарт ISO 14001 лишь призывает к этому и надеется на выполнение законов.
Суммарные расходы на внедрение системы экологического менеджмента включают расходы на консультативные услуги, организацию деятельности, сертификацию за ISO 14001.
Применение системы
Практика предприятий мира, которые внедряют систему экологическго менеджмента удостоверяет, что расходы компенсируются за 2-4 года и дают возможность предприятиям экономить значительные средства.
Экономические преимущества системы экологического менеджмента потребуют постоянной подготовки специалистов и переподготовки кадров.
Ряд зарубежных школ бизнеса
и менеджмента готовят
Следовательно, международная практика экологического менеджмента и аудита является образцом для заимствования и внедрения в Украине.
Внедрение экологического менеджмента
в Украине зависит от ряда факторов:
экономической ситуации; направленности
и стабильности предприятий; регуляторной
роли органов государственной
Понятно, что все еще сложная экономическая ситуация в Украине сдвигает приоритетность охраны природы на второй план.
Вместе с тем, развиваются предприятия, которые ориентируются на рынки развитых стран. Получая большие прибыли эти предприятия могут быть заинтересованы во внедрении современных систем экологического менеджмента и аудита и их сертификации. Большую роль призванные играть органы государственной власти путем создания механизмов стимулирования внедрения системы охраны окружающей среды на предприятиях.
Комплексное управление охраной окружающей среды как на государственном, так и на местном уровни, а также на уровне предприятий в Украине осложняется по той причине, что природоохранные нормативно-правовые документы действуют по большей части в отдельных областях (охрана атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов и тому подобное).
Природоохранное законодательство
в Украине постоянно
В 1997 г. стандарты серии ISO 14000 (14001, 14004, 14010-14012) были локализованы в Украине утверждением приказа Госстандарта Украины.
На практике оказывается,
что эти стандарты практически
неизвестны людям, которые работают
в сфере охраны окружающей среды,
органах государственной
Понятно, что отсутствие информации негативно влияет на при-йняття решений на разных уровнях управления предприятиями. Вместе с тем дефицит информации снижает активность общественных экологических организаций.
Перечисленные факторы влияют
и на состояние подготовки специалистов
в сфере охраны окружающей среды,
проведения соответствующих
Понятно, что внедрение экологического менеджмента в Украине - дело времени. Но предпосылки для формирования системы экологического менеджмента и аудита в Украине существуют.
Еще одной темой для дискуссии является достаточность открытости предприятия в соответствии с серией стандартов ISO 14001 относительно экологической политики из позиций доступа для общественности. В том виде, в котором известен этот стандарт, он имеет очень общий характер в этом контексте и создает атмосферу для злоупотреблений предприятиями-загрязнителями.
Главное заключается в том, что стандарты серп ISO 14000 вообще не содержат количественных требований, нормативов, потому вызывает сомнение принадлежность настоящих документов к категории стандартов.
Таким образом, невзирая на недостатки
в методологической базе с развитием
практической проработки внедрения
экологического менеджмента в Украине
можно будет создать общую
теорию экологического менеджмента, как
одну из основных теорий внедрения
экологических требований, их соблюдения
с целью преодоления социально-
Грандиозные масштабы хозяйственной
деятельности человека усиливают взаимозависимость
экономики и окружающей среды. Проблемы
влияния научно-технического прогресса
на окружающую среду описываются
в научной литературе, в колонках
газет и журналов, на международных
конференциях, в передачах на радио
и телевидении. В них четко
прослеживаются две противоположных
точки зрения. Первая подчеркивает,
что развитие промышленности, сельского
хозяйства, урбанизации и тому подобное
неминуемо приведет к глобальной
социально-экологической
Другая точка зрения удостоверяет
принципиальную возможность управления
естественными процессами и установления
в каждом конкретном случае оптимального
соотношения между
Что же касается ситуации в
Украине, административный (силовой) метод
управления - запретить, закрыть, ограничить
- в настоящее время уже не срабатывает.
Ведь запретить - это лишить населения
товаров и услуг, закрыть - спровоцировать
безработицу, социальное напряжение и
тому подобное. Другими словами, административные
методы нарушают баланс социальных интересов.
А большинство людей сегодня
тревожат, в первую очередь, проблема
физического выживания, а не улучшение
социально-экологической
Реальную экономическую силу постепенно перебирают на себя предприниматели и деловые структуры. Без их участия реализация больших социально-экологических проектов становится невозможной. В настоящее время важным заданием является создание реальных условий для привлечения бизнеса к процессам улучшения качества естественной среды, принятия выгодных для бизнеса и территории «правил игры».
Ведь бюджетные ассигнования на природоохранные мероприятия сведены к минимуму, а надежды на внебюджетные охранительные фонды не осуществляются. К тому же много неплатежеспособных предприятий, вызывают кризис неплатежей, и потому финансовый фактор ограничивает активную природоохранную деятельность. К тому же природоохранная деятельность осуществляется на фоне низкой социальной культуры населения.
При переходе к рыночным условиям ведения хозяйства особенно актуальной является необходимость подкрепления экономическими стимулами плетни времени хозяйственной деятельности, которая направлена на природоохранные мероприятия.
Суть экономического стимулирования
природоохранной деятельности заключается
в создании у предприятий-
Вместе с тем повышается
уровень ответственности
В конечном итоге это и есть путь к устойчивому развитию, которое является целью современного эффективного управления природоохранной деятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для стран с переходной
экономикой, к которым принадлежит
Украина, изучение опыта развитых стран,
которые имеют самые
Современная Украина имеет
еще много из тех недостатков
формирования экологической политики,
которые существовали в странах
СССР в прошлые годы. Во-первых, это
касается её фрагментарной разработки,
отсутствия системного подхода. Охрана
окружающей среды рассматривалась
как “приложение” к существующим
технологическим, экономическим и
административным системам; экологическую
политику было сфокусировано на решении
проблем загрязнения «на выходе
из трубы»; охрану окружающей среды
“связывали” с управлением
Изменению таких настроений
и ускорению процесса формирования
в Украине современной
Экологический менеджмент в Украине недостаточно последователен и системен. Очерчивание экологических проблем имеет в известной мере фрагментарный характер без системного анализа с оценкой риска и определением региональных и отраслевых приоритетов относительно каждого из компонентов окружающей среды. В Украине еще не сложилась практика вынесения на рассмотрение общественности аналитических документов, которые касаются реального состояния окружающей среды и антропогенных влияний на него с целью их оценки со стороны научных работников, специалистов, всех слоев населения и выявления политической воли относительно направлений и темпов его улучшения.
Информация о работе Формирование системы экологического менеджмента на предприятии