Формирование системы экологического менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Внедрение в жизнь методической базы, которая базируется на современных научных принципах и теории открытых систем, ее широкое использование на всех этапах перестройки социально-экономической системы, включая наработку природоохранной базы, создание системы эффективного административного управления, осуществления реформирования экономики и переход ее на ресурсосберегающий и малоотходный режим работы, может обеспечить основу для более динамичного перехода общества к принципам устойчивого развития.

Содержание работы

Введение

1. Фактор экологии и его влияние на развитие человечества

1.1 Теоретические аспекты проблематики системы «экономика-экология»

1.2 Формирование благоприятных условий труда на предприятии

2. Эффективное экологическое предпринимательство в экономической системе Украины

2.1 Проблемы формирования механизма финансирования предприятий, осуществляющих природоохранную деятельность

2.2 Экологизация производства - основная стратегия предприятия

3. Современные методические принципы формирования системы экологического менеджмента на предприятиях Украины

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Формирование системы экологического менеджмента на предприятии.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

 

Выполнение всех действующих  законов - требование экологического аудита ЕС, в то время как стандарт ISO 14001 лишь призывает к этому и  надеется на выполнение законов.

 

Суммарные расходы на внедрение  системы экологического менеджмента  включают расходы на консультативные  услуги, организацию деятельности, сертификацию за ISO 14001.

 

Применение системы экологического менеджмента обеспечивает предприятия  определенными преимуществами, к  которым принадлежат систематическое  снижение негативного влияния на окружающую среду; систематическое  снижение производственных и эксплуатационных расходов; снижение природоохранных  платежей и более эффективное  соблюдение требований природоохоронного законодательства. Дополнительные преимущества -- снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов их последствий; повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках, возможность освоения новых рынков; получение позитивного имиджа предприятием, улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; снижение процентных ставок по кредитам; снижение ставок платежей по экологическому страхованию.

 

Практика предприятий  мира, которые внедряют систему экологическго менеджмента удостоверяет, что расходы компенсируются за 2-4 года и дают возможность предприятиям экономить значительные средства.

 

Экономические преимущества системы экологического менеджмента  потребуют постоянной подготовки специалистов и переподготовки кадров.

 

Ряд зарубежных школ бизнеса  и менеджмента готовят специалистов в отрасли экологического менеджмента  по разным срокам учебы, в том числе  по программам MBA. В настоящее время  действуют образовательные программы, которые финансируются разными  международными фондами с целью  помочь странам с переходной экономикой воплотить соответствующие стандарты  экологического менеджмента через  подготовку специалистов. К короткосрочным курсам, тренингам, семинаров привлекаются иностранные специалисты и консультанта. Действуют также долговременные проекта из подготовки и внедрения учебных курсов.

 

Следовательно, международная  практика экологического менеджмента  и аудита является образцом для заимствования  и внедрения в Украине.

 

Внедрение экологического менеджмента  в Украине зависит от ряда факторов: экономической ситуации; направленности и стабильности предприятий; регуляторной роли органов государственной власти; состоянию правового поля, которое  регулирует питания охраны природы; информированности населения о  состоянии окружающей среды; подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере охраны окружающей среды.

 

Понятно, что все еще  сложная экономическая ситуация в Украине сдвигает приоритетность охраны природы на второй план.

 

Вместе с тем, развиваются  предприятия, которые ориентируются  на рынки развитых стран. Получая большие прибыли эти предприятия могут быть заинтересованы во внедрении современных систем экологического менеджмента и аудита и их сертификации. Большую роль призванные играть органы государственной власти путем создания механизмов стимулирования внедрения системы охраны окружающей среды на предприятиях.

 

Комплексное управление охраной  окружающей среды как на государственном, так и на местном уровни, а также на уровне предприятий в Украине осложняется по той причине, что природоохранные нормативно-правовые документы действуют по большей части в отдельных областях (охрана атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов и тому подобное).

 

Природоохранное законодательство в Украине постоянно развиваться  и совершенствуется. В настоящее  время в украинском законодательстве наметились определенные тенденции, которые  положительно влияют на воплощение системы  охраны окружающей среды на предприятиях.

 

В 1997 г. стандарты серии ISO 14000 (14001, 14004, 14010-14012) были локализованы в Украине утверждением приказа  Госстандарта Украины.

 

На практике оказывается, что эти стандарты практически  неизвестны людям, которые работают в сфере охраны окружающей среды, органах государственной власти, общественных организациях.

 

Понятно, что отсутствие информации негативно влияет на при-йняття решений на разных уровнях управления предприятиями. Вместе с тем дефицит информации снижает активность общественных экологических организаций.

 

Перечисленные факторы влияют и на состояние подготовки специалистов в сфере охраны окружающей среды, проведения соответствующих специализированных семинаров, курсов повышения квалификации и тому подобное.

 

Понятно, что внедрение  экологического менеджмента в Украине - дело времени. Но предпосылки для  формирования системы экологического менеджмента и аудита в Украине  существуют.

 

Еще одной темой для  дискуссии является достаточность  открытости предприятия в соответствии с серией стандартов ISO 14001 относительно экологической политики из позиций  доступа для общественности. В  том виде, в котором известен этот стандарт, он имеет очень общий  характер в этом контексте и создает  атмосферу для злоупотреблений  предприятиями-загрязнителями.

 

Главное заключается в  том, что стандарты серп ISO 14000 вообще не содержат количественных требований, нормативов, потому вызывает сомнение принадлежность настоящих документов к категории стандартов.

 

Таким образом, невзирая на недостатки в методологической базе с развитием  практической проработки внедрения  экологического менеджмента в Украине  можно будет создать общую  теорию экологического менеджмента, как  одну из основных теорий внедрения  экологических требований, их соблюдения с целью преодоления социально-экономического кризиса при условии крайней  ограниченности имеющихся финансовых и материальных ресурсов, а также  возможности сохранения окружающей для будущих поколений.

 

Грандиозные масштабы хозяйственной  деятельности человека усиливают взаимозависимость  экономики и окружающей среды. Проблемы влияния научно-технического прогресса  на окружающую среду описываются  в научной литературе, в колонках газет и журналов, на международных  конференциях, в передачах на радио  и телевидении. В них четко  прослеживаются две противоположных  точки зрения. Первая подчеркивает, что развитие промышленности, сельского  хозяйства, урбанизации и тому подобное неминуемо приведет к глобальной социально-экологической катастрофе.

 

Другая точка зрения удостоверяет принципиальную возможность управления естественными процессами и установления в каждом конкретном случае оптимального соотношения между потребностями  человека и сохранением окружающей среды. Человечество, в принципе, способное  обеспечить динамическое равновесие между  своею деятельностью и природой. Для решения этой проблемы нужно  преодолеть совокупность противоречий - экономических, политических, социальных, психологических и сформировать природоохранную стратегию, которая  должна базироваться на объективной  оценке ситуации, которая сложилась.

 

Что же касается ситуации в  Украине, административный (силовой) метод  управления - запретить, закрыть, ограничить - в настоящее время уже не срабатывает. Ведь запретить - это лишить населения  товаров и услуг, закрыть - спровоцировать безработицу, социальное напряжение и  тому подобное. Другими словами, административные методы нарушают баланс социальных интересов. А большинство людей сегодня  тревожат, в первую очередь, проблема физического выживания, а не улучшение  социально-экологической ситуации. Потому крайние меры в социально-экономической политике просто нежелательны, нужно искать компромисс между социальными благами и экологическими приоритетами.

 

Реальную экономическую силу постепенно перебирают на себя предприниматели и деловые структуры. Без их участия реализация больших социально-экологических проектов становится невозможной. В настоящее время важным заданием является создание реальных условий для привлечения бизнеса к процессам улучшения качества естественной среды, принятия выгодных для бизнеса и территории «правил игры».

 

Ведь бюджетные ассигнования на природоохранные мероприятия  сведены к минимуму, а надежды  на внебюджетные охранительные фонды  не осуществляются. К тому же много  неплатежеспособных предприятий, вызывают кризис неплатежей, и потому финансовый фактор ограничивает активную природоохранную  деятельность. К тому же природоохранная  деятельность осуществляется на фоне низкой социальной культуры населения.

 

При переходе к рыночным условиям ведения хозяйства особенно актуальной является необходимость подкрепления экономическими стимулами плетни времени  хозяйственной деятельности, которая  направлена на природоохранные мероприятия.

 

Суть экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается  в создании у предприятий-природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мероприятий природоохранного характера, установление льготных кредитов, компенсационных выплат при улучшении природоохранных показателей, освобождение на некоторое время от обязательных платежей, система материального поощрения работников и тому подобное.

 

Вместе с тем повышается уровень ответственности предприятий, потому повинные применяться такие  формы влияния, как нормативные  и сверхнормативные платежи за потребление  природных ресурсов; платежи за загрязнение  окружающей среды; штрафы при нарушении  нормах и правилах рационального  природопользования; возмещение причиненных  убытков и тому подобное. Только сочетание этих двух механизмов - стимулирования и ответственности - может дать позитивный результат.

 

В конечном итоге это и  есть путь к устойчивому развитию, которое является целью современного эффективного управления природоохранной  деятельностью.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для стран с переходной экономикой, к которым принадлежит  Украина, изучение опыта развитых стран, которые имеют самые значительные достижения в отрасли экологического управления, является необходимой предпосылкой совершенствования их собственной  системы управления. Использование  этого опыта будет способствовать охватыванию системой управления всей проблемы, повышению ее действенности  и эффективности при решении  экологических вопросов в процессе формирования внутренних рыночных отношений  в государстве. Не существует единственных для всех стран мира моделей экологического менеджмента и институций. В каждой стране сложилась собственная система  управления, которое воспроизводит  политические традиции, экономические механизмы, культурные и национальные особенности, существующие правовая и административная системы, а также общий стиль формального и неформального процесса принятия решений.

 

Современная Украина имеет  еще много из тех недостатков  формирования экологической политики, которые существовали в странах  СССР в прошлые годы. Во-первых, это  касается её фрагментарной разработки, отсутствия системного подхода. Охрана окружающей среды рассматривалась  как “приложение” к существующим технологическим, экономическим и  административным системам; экологическую  политику было сфокусировано на решении  проблем загрязнения «на выходе из трубы»; охрану окружающей среды  “связывали” с управлением состоянием определенной части окружающего  естественной среды, его компонента; создавались новые институции для  решения экологических вопросов. Однако такое экологическое управление не отображало сложное взаимодействие разных компонентов окружающей среды  и отраслей экономики, не отмечало необходимость  рассмотрения природоохранных мероприятий  на начальных стадиях экономического и технологического планирования. Поскольку  такой подход вызывал перенесения  проблем из одной части окружающей среды в другую, что обусловило увеличение расходов и дублирование в процессах регуляции и внедрения  нормативных требований, в большинстве  стран СССР получил популярность интегрированный подход к установлению экологической политики. В Украине  разработку такого подхода еще и  не начинали. В известной мере это  объясняется тем, что вообще экологическая  проблема в государстве на фоне всех других проблем многими считается  второстепенной.

 

Изменению таких настроений и ускорению процесса формирования в Украине современной экологической  политики, гармонизированной с принятой в развитых странах мира, будет  способствовать определенный политическое, экономическое и идеологическое влияние на украинских парламентские  и правительственные круги со стороны этих стран, для которых, в частности, представляет интерес  постепенное приближение Украины  к Европейскому сообществу, а также  активизация экологической законотворческой деятельности украинских учёных и специалистов, которые работают в этой отрасли.

 

Экологический менеджмент в  Украине недостаточно последователен и системен. Очерчивание экологических  проблем имеет в известной  мере фрагментарный характер без  системного анализа с оценкой  риска и определением региональных и отраслевых приоритетов относительно каждого из компонентов окружающей среды. В Украине еще не сложилась  практика вынесения на рассмотрение общественности аналитических документов, которые касаются реального состояния  окружающей среды и антропогенных влияний на него с целью их оценки со стороны научных работников, специалистов, всех слоев населения и выявления политической воли относительно направлений и темпов его улучшения.

Информация о работе Формирование системы экологического менеджмента на предприятии