Государственная экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

В настоящее время под экологической экспертизой следует понимать установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В истории становления и развития отечественного института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Объекты, субъекты принципы экологической экспертизы . . . . . 4
1.1 Объекты и субъекты экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Принципы экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. Проведение государственной экологической экспертизы . . . . . .9
2.1 Порядок проведения государственной экологической экспертизы . . . 9
2.2 Права и обязанности эксперта и экспертной комиссии . . . . . . . . . . 11
2.3 Заключение государственной экологической экспертизы . . . . . . . . 13
Глава 3. Виды экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава 4. Источники права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.66 Кб (Скачать файл)

                              Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение  высшего                                           профессионального образования

Кафедра « Политологии, экологической  и экономической политики »

Реферат по экологии на тему:

« Государственная  экологическая экспертиза ».

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка

                                                                                          Проверила:               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  3

Глава 1. Объекты, субъекты принципы экологической  экспертизы  .  .  .  .  .   4

1.1 Объекты и субъекты экологической  экспертизы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  4

1.2 Принципы экологической экспертизы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  6

Глава 2. Проведение государственной  экологической экспертизы  .  .  .  .  .  .9

2.1 Порядок проведения государственной  экологической экспертизы  .  .  .  9

2.2 Права и обязанности эксперта  и экспертной комиссии  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 11

2.3 Заключение государственной  экологической экспертизы  . .  .  .  .  .  .  .  13

Глава 3. Виды экологической экспертизы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 14

Глава 4. Источники права  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   15

Заключение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   16

Список литературы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время под экологической  экспертизой следует понимать установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную  и иную деятельность, экологическим  требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В истории становления и развития отечественного института государственной  экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению  ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке  дела охраны природы в стране». Этот документ, провозгласившим (в частности) о создании «союзно-республиканского» Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), возлагал на данный комитет и «осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства», а также «проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов».

Важной вехой на этом поприще  явилось и постановление Верховного Совета СССР от 27.11.1989 г. № 72 «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», предписывающее начиная с 1990 г. «открывать финансирование работ  по всем проектам и программам только при наличии положительного заключения государственной экологической  экспертизы», а также «обеспечить  независимость экологической экспертизы».

В структурах созданных Госкомприроды СССР и Госкомприроды РСФСР были сформированы специализированные управления ГЭЭ, использовавшие формы и принципы работы государственных экспертиз, ранее проводившихся в Госстрое и Госплане СССР.

В принятом в конце 1991 г. Законе РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды» ГЭЭ был посвящен целый  раздел. В частности, Закон закрепил принципы проведения ГЭЭ: обязательность, научная обоснованность, законность выводов, вневедомственность, гласность, участие общественности.

Наконец, в ноябре 1995 г. принимается  Федеральный закон «Об экологической  экспертизе» еще одно событие  исторического масштаба в деле становления  государственных институтов охраны окружающей среды и регулирования  природопользования. Будучи законом  прямого действия, он стал основополагающим актом в данной сфере. В преамбуле  этого закона отмечается, что он регулирует отношения в области  экологической экспертизы и направлен  на реализацию конституционного права (статья 42) граждан Российской Федерации  на благоприятную окружающую среду  посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и  иной деятельности. Следует подчеркнуть, что, несмотря на потенциальный конфликт экологической экспертизы и сферы бизнеса, данный Федеральный закон не претерпел сколь-нибудь существенных изменений на протяжении последующих 11 лет.

Требования обязательности и гласности  ГЭЭ являлись мощнейшим стимулом для заказчиков и проектных организаций  в подготовке материалов экологического обоснования намечаемой хозяйственной  деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ГЭЭ стали  одним из немногих эффективных механизмов в сфере охраны природы, реально  обеспечивающие реализацию конституционного права граждан на благоприятную  окружающую среду и получение  достоверной информации.

 

Глава 1. Объекты, субъекты и принципы экологической экспертизы

1.1 Объекты и субъекты экологической экспертизы

Объекты экологической экспертизы делятся на две группы федерального уровня и уровня субъектов РФ и  перечислены соответственно в ст. 11 и 12 Закона. Формально-юридическим  критерием разграничения этих двух групп является, применительно к  объектам федеральной экспертизы, утверждение  документации и проектов деятельности Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Экологическим  критерием служат потенциальная  возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду сопредельных с Россией государств или двух и более субъектов РФ, воздействие  или использование природных  ресурсов федерального значения (относящихся  к федеральной собственности), в  том числе на особо охраняемые природные территории федерального значения.

Список объектов государственной  экологической экспертизы федерального уровня весьма объемен, он включает: 1) проекты нормативно-технических  и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной  власти Российской Федерации; 2) проекты  федеральных целевых программ, предусматривающих  строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих  воздействие на окружающую среду, в  части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных  объектов; 3) проекты соглашений о разделе продукции; 4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; 7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; 7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности; 8) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в данных положениях и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

К объектам государственной экологической  экспертизы регионального уровня относятся: 1) проекты нормативно-технических  и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной  власти субъектов Российской Федерации; 2) проекты целевых программ субъектов  Российской Федерации, предусматривающих  строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих  воздействие на окружающую среду, в  части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных  объектов; 3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; 4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; 5) объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанные в данных положениях и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию и т.д.;

Субъектами государственной экологической  экспертизы должны выступать три  стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.

Заказчиком является властная государственная  структура, наделенная правом назначать  подобную экспертизу.

Подрядчиком является исполнитель  задания по экологической экспертизе. Им могут быть как отдельные специалисты, так и целые научно-исследовательские  институты. Экспертиза может выполняться  комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.

Потребителем в данной системе  общественных отношений выступает  предприятие или организация, являющаяся собственником объекта, ставшего предметом  экспертного анализа.

1.2 Принципы  экологической экспертизы

Принципы применяются как к  государственной так и к общественной экологической экспертизе.

Адресатами принципов являются все лица, участвующие в эколого-экспертном процессе. Разработчики материалов, которые  впоследствии станут объектом экологической  экспертизы, и заказчик государственной  экологической экспертизы должны знать  какие принципиальные требования будут  предъявлены их материалам. Субъекты, проводящие экологическую экспертизу, в своей работе должны ими руководствоваться.

Сформулированные в Законе нормы-принципы экологической экспертизы являются стержнем всей системы права в  данной сфере. Они выражают сущность и социальное назначение экологической экспертизы, основу ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в эколого-экспертном процессе, включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, эколого-экспертные органы и организации.

1. Принцип презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной  деятельности означает, что при  оценке материалов, являющихся объектом  экологической экспертизы, эксперты  должны исходить из того, что  реализация соответствующей деятельности  может повлечь вредные воздействия  на окружающую природную среду.

2. Принцип обязательности проведения  государственной экологической  экспертизы до принятия решений  о реализации объекта экологической  экспертизы адресован заказчику  планируемой деятельности и органам  государственной экологической  экспертизы. Для заказчика данный  принцип означает, что он не  вправе принять решение о реализации  планируемой деятельности и осуществлять  такую деятельность, если она  в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об  экологической экспертизе" представляет  собой объект государственной экологической экспертизы.

3. Хотя принцип комплексности  оценки воздействия на окружающую  природную среду хозяйственной  и иной деятельности и его  последствий распространяется на  оба экологической экспертизы, его в полной мере обязаны соблюсти, прежде всего, органы государственной экологической экспертизы. Требовать от общественной экологической экспертизы, проводимой инициативно, всесторонней оценки экспертируемых материалов не вправе.

Данный принцип устанавливает  обязанность органов и комиссий государственной экологической  экспертизы оценить полноту видов  и масштабов воздействий на природную  среду в процессе реализации объекта  экспертизы.

4. Принцип достоверности и полноты  информации, представляемой на экологическую  экспертизу, устанавливает, прежде  всего, обязанность заказчика  обеспечить представление на  экологическую экспертизу достоверной  и полной информации об объекте  экспертизы.

Достоверной является бесспорная информация об объекте экологической экспертизы, не вызывающая сомнений, неискаженная, соответствующая требованиям законодательства, других нормативных правовых актов  и нормативно-технических документов.

Информация о работе Государственная экологическая экспертиза