Государственная экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

В настоящее время под экологической экспертизой следует понимать установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В истории становления и развития отечественного института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Объекты, субъекты принципы экологической экспертизы . . . . . 4
1.1 Объекты и субъекты экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Принципы экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. Проведение государственной экологической экспертизы . . . . . .9
2.1 Порядок проведения государственной экологической экспертизы . . . 9
2.2 Права и обязанности эксперта и экспертной комиссии . . . . . . . . . . 11
2.3 Заключение государственной экологической экспертизы . . . . . . . . 13
Глава 3. Виды экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава 4. Источники права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.66 Кб (Скачать файл)

5. Принцип независимости экспертов  экологической экспертизы при  осуществлении ими своих полномочий  в области экологической экспертизы  означает, что никто не вправе  вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с  требованиями законодательства  об экологической экспертизе, техническим  заданием на проведение экологической  экспертизы, задачами, которые ставятся  перед экспертом руководителем  экспертной комиссии или руководителем  группы. В соответствии с этим  принципом эксперт свободен в  оценках экспертируемого объекта и выводах по нему.

6. Не умаляя значение других  принципов, принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений  экологической экспертизы - один  из основных. Каждая из составных  частей этого принципа имеет  собственное содержание. Заключения  экологической экспертизы должны  быть научно обоснованными. Это  требование касается как индивидуальных  заключений экспертов, так и  сводных заключений экологической  экспертизы.

7. Принцип законности заключений  экологической экспертизы - сердцевина  эколого-экспертной деятельности. При  проведении экологической экспертизы  соблюдение этого принципа определяет  масштаб обеспечения реализации  экологического права. Соблюдение  принципа законности при проведении  государственной экологической  экспертизы действительно имеет  особое значение с учетом обязательной  юридической силы заключения  этого вида экспертизы.

8. Принцип гласности, участия  общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при  проведении экологической экспертизы  является проявлением демократизации  российского экологического права  и средством реализации права  граждан на благоприятную окружающую  среду.

Данный принцип устанавливает  обязанность других субъектов эколого-экспертного  процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы.

9. Принцип ответственности участников  экологической экспертизы и заинтересованных  лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы, думается, адресован в основном  участникам государственной экологической  экспертизы.

 

Глава 2. Проведение государственной  экологической экспертизы

2.1 Порядок  проведения государственной экологической  экспертизы

Государственная экологическая экспертиза (том числе повторная) проводится при условии соответствия формы  и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку ее проведения. Экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий:

- предоставлении всех необходимых материалов;

- предварительной оплате про  ведения экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии наличия  в составе представляемых материалов:

- документации, подлежащей государственной  экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном  порядке, и содержащей материалы  оценки воздействия на окружающую  среду хозяйственной и иной  деятельности, которая подлежит  государственной экологической  экспертизе;

- положительных заключений и  (или) документов согласований  органов федерального надзора  и контроля с органами местного  самоуправления;

- заключений федеральных органов  исполнительной власти по объекту  государственной экологической  экспертизы в случае его рассмотрения  указанными органами и заключений  общественной экологической экспертизы  в случае ее проведения;

- материалов обсуждений объекта  государственной экологической  экспертизы с гражданами и  общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной  оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической  экспертизе, в полном объеме и в  порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Начало срока ее проведения назначается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев.

Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан:

- начать ее не позднее чем  через месяц после выполнения  заказчиком указанных условий;

- создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных  экспертов, являющихся крупными  специалистами или известными  учеными в соответствующей области;

- утвердить персональный состав  комиссии, ее руководителя секретаря;

- организовать получение экспертами  всех необходимых материалов  заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения.

Экспертом государственной экологической  экспертизы являет специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный федеральным органом исполнительной власти в области экологической  экспертизы к ее проведению по соответствующим  направлениям науки, техники, технологии.

Общий порядок проведения государственной  экологической экспертизы детализируется путем определения прав и обязанностей экспертов и указания в законе их гарантий.

к числу прав эксперта относятся  права на:

- ознакомление со всеми материалами;

- получение дополнительной информации  для всесторонней и объективной  оценки объектов государственной  экологической экспертизы;

- оплату труда;

- особое мнение по объекту  государственной экологической  экспертизы, которое прилагается  к заключению государственной  экологической экспертизы.

Соотношение государственной экологической  экспертизы и оценки воздействия  на окружающую среду (ОВОС). Действующие  в РФ нормативные документы и  доктрина рассматривают оценку воздействия  на окружающую среду как предшествующую и обязательную - в установленных  законом случаях - стадию государственной  экологической экспертизы. Это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого  решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных  неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета  общественного мнения, разработки мер  по уменьшению и предотвращению последствий. От экологической экспертизы ОВОС отличается самим содержанием и целями. Экологическая  экспертиза проводится для выявления  соответствия намечаемой деятельности и определения допустимости реализации объекта. ОВОС - это процедура оценки возможных последствий и экологических рисков реализации объекта.Статья 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов этой деятельности - при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной,- в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую деятельность. Согласно ст. 33 экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой деятельности экологическим требованиям. Результаты ОВОС являются частью документации, представляемой на экологическую экспертизу. Их образуют: информация о масштабах и характере воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативы ее реализации, оценки собственно последствий деятельности и др. Они служат основой и для проведения мониторинга и экологического контроля за реализуемой деятельностью. ОВОС проводится в несколько этапов: уведомление, предварительная оценка, составление технического задания на проведение ОВОС, проведение исследований, подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия, ознакомление с полученными данными общественности, подготовка окончательных материалов. Все этапы обеспечиваются заказчиком намечаемой хозяйственной деятельности.

2.2 Права  и обязанности эксперта и экспертной  комиссии

Эксперт обязан:

- осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ  представляемых на государственную  экологическую экспертизу материалов  с учетом передовых достижений  отечественной и зарубежной науки  и техники и предоставлять заключения по таким материалам;

- соблюдать требования законодательства  РФ об экологической экспертизе  и законодательства субъектов  РФ об экологической экспертизе;

- соблюдать установленные федеральным  органом исполнительной власти  в области экологической экспертизы  порядок и сроки осуществления  государственной экологической  экспертизы;

- обеспечивать объективность и  обоснованность выводов своего  заключения по объекту экологической  экспертизы;

- участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении  государственной экологической  экспертизы заключения общественной  экологической экспертизы, а также  поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

- обеспечивать сохранность материалов  и конфиденциальность сведений, представленных на государственную  экологическую экспертизу.

Несмотря на высокий уровень  конкретизированности норм, регулирующих права и обязанности экспертов, ряд практически важных вопросов вызывает затруднения, а отсутствие их законодательного решения - сложные правовые и этические проблемы. Например, распространяется ли требование конфиденциальности на информацию о том, что один из членов экспертной комиссии сформулировал и оформил особое мнение, имеет ли он право, разглашая содержание материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, довести до сведения общественности или хотя бы узкого круга специалистов факт высказанного им особого мнения либо представить его в качестве одного из документов при судебном обжаловании результатов экспертизы? Распространяется ли требование конфиденциальности на законопроекты, поступившие на экологическую экспертизу? Что важнее - требование конфиденциальности или возможное нарушение конституционных экологических прав человека?

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической  экспертизы, которая по результатам  ее проведения выносит соответствующее  заключение.

Экспертная комиссия определяет:

- соответствие намечаемой деятельности  требованиям, установленным нормативными  правовыми актами РФ и субъектов  РФ по вопросам охраны окружающей  среды;

- полноту выявления масштабов  прогнозируемого воздействия на  окружающую среду в результате  осуществления намечаемой деятельности  и экологическую обоснованность  допустимости ее реализации;

- достаточность предусмотренных  мер по обеспечению экологической  безопасности и сохранению природного  потенциала.

В процессе работы экспертной комиссии:

- проводится организационное заседание  экспертной комиссии, на котором  определяются основные направления  работы экспертов и экспертных  групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;

- подготавливаются индивидуальные  и групповые (при наличии экспертных  групп) экспертные заключения, которые  передаются ответственному секретарю  экспертной комиссии;

- составляется руководителем и  ответственным секретарем экспертной  комиссии проект сводного заключения  экспертной комиссии на основании  индивидуальных и групповых экспертных  заключений;

- обсуждается проект заключения  экспертной комиссии на заседаниях  экспертной комиссии.

2.3 Заключение  государственной экологической  экспертизы

экологическая экспертиза

Заключение - это официальный, юридически значимый документ, результат коллективного  труда экспертов. Заключение подробно регламентируется в Законе «Об экологической  экспертизе» (ст. 18). Заключение - это  документ, подготовленный экспертной комиссией. Он содержит выводы: во-первых, о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности и, во-вторых, о возможности  реализации объекта экспертизы. Заключение считается одобренным, если с его  выводами согласно квалифицированное  большинство списочного состава  экспертной комиссии. Оно подписывается  руководителем, ответственным секретарем и всеми членами комиссии, но приобретает  статус заключения государственной  экологической экспертизы только после  утверждения его специально уполномоченным органом в области проведения экологической экспертизы. Утверждение - это акт, подтверждающий соответствие порядка проведения экспертизы требованиям  законодательства, он не затрагивает  содержания заключения.

Заключение может быть положительным  или отрицательным. Положительное  заключение является обязательным условием финансирования и реализации объекта  экспертизы и действует в течение  срока, определенного специально уполномоченным органом. В законе указаны условия, когда оно теряет силу (например, в связи с доработкой и изменением проекта). Отрицательное заключение влечет ряд правовых последствий:

Информация о работе Государственная экологическая экспертиза