Государственная экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

В настоящее время под экологической экспертизой следует понимать установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В истории становления и развития отечественного института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Объекты, субъекты принципы экологической экспертизы . . . . . 4
1.1 Объекты и субъекты экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Принципы экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. Проведение государственной экологической экспертизы . . . . . .9
2.1 Порядок проведения государственной экологической экспертизы . . . 9
2.2 Права и обязанности эксперта и экспертной комиссии . . . . . . . . . . 11
2.3 Заключение государственной экологической экспертизы . . . . . . . . 13
Глава 3. Виды экологической экспертизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава 4. Источники права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.66 Кб (Скачать файл)

а) оно означает запрет на реализацию объекта;

б) предоставляет хозяйственной  деятельности на окружающую среду в  Российской Федерации, определен перечень объектов, обязательно подлежащих процедуре ОВОС. Это, как правило, крупные проекты энергетики, промышленности, сельского хозяйства и иные.

Глава 3. Виды экологической экспертизы

По субъекту организации и прове-дения экологическая экспертиза может быть государственной и обще-ственной, по времени и процедуре рассмотрения - первичной и повтор-ной (повторная делится также на добровольную и по решению суда); по результатам - пришедшей к положительному и к отрицательному за-ключению.

Ответственность за нарушение законодательства об экологиче-ской экспертизе. Она установлена гл. YII Закона «Об экологической экспертизе». В ст. 30 даны перечни составов нарушений, разделенные на группы в зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние. Таковыми являются: заказчики, руководители специально упол-номоченного органа в области экологической экспертизы и руководите-ли экспертных комиссий, эксперты, должностные лица органов испол-нительной власти, надзора и контроля, органов местного самоуправле-ния, банковские организации, их должностные лица, иные юридические лица и граждане. В числе составов нарушений указаны фальсификация материалов, принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного за-ключения, нарушение порядка формирования экспертной комиссии, фальсификация выводов заключения, незаконный отказ от государст-венной регистрации заявлений о про ведении общественной экологиче-ской экспертизы, финансирование и кредитование реализации объекта без положительного заключения и др.

Следует отметить, что в КоАП РСФСР  нормы об административной ответственности  за такого рода нарушения отсутствовали, но в КоАП РФ они предусмотрены, хотя и не в полном объеме (ст. 8.4). В УК РФ ответственность за нарушение законодательства об экологической экс-пертизе может наступать по ст. 246, конечно, при наличии всех прочих оснований.

В литературе высказаны предложения  о возможных вариантах реше-ния вопроса, связанного с сохранением роли и обеспечением эффектив-ности выполнения задач экологической экспертизы. Включение ее в число функций Министерства природных ресурсов РФ - крупнейшего природопользователя, вызывало обоснованные опасения. Так, Ю. Р. Храмова предлагала четыре варианта решения проблемы:

1) образование комис-сии по экологической экспертизе при Президенте РФ;

2) создание эколо-гического надзора при Президенте РФ, который наряду с иными функ-циями будет заниматься и государственной экологической экспертизой;

3) образование агентства по экологической  экспертизе;

4) восстановле-ние статус-кво, т. е. прежней системы.

В результате реформы системы и  структуры федеральных органов  исполнительной власти данный вопрос решен иначе: создана некая «отдаленность» между сориентированными на выполнение задач по управлению имуществом органами, т. е. агентствами, и органами, осуществляющими  надзор (в данном случае это Федеральные  службы по надзору в сфере природопользования и по экологическому, технологическому и атомному надзору). Правда, первая структура находится в ведении МПР России, а вторая - Правительства РФ.

Помимо экологической экспертизы существуют и иные виды экс-пертной деятельности. К ним относятся: ведомственные экспертизы (промышленной безопасности и рационального использования недр; использования и охраны водных объектов и т. п.); обследования (поч-венные, геоботанические и проч.); испытания (например, пестицидов); исследования (эколого-токсикологические); заключения (санитарно--эпидемиологические и др.); расследования (например, причин инфекци-онных заболеваний животных и растений). Указанные виды экспертных работ следует отличать от экспертиз, проводимых в рамках уголовного или гражданского судопроизводства, административного производст-ва - при разрешении конкретного дела, поскольку статус, юридическое значение и другие характеристики здесь иные, хотя методы и приемы, применяемые экспертами, могут совпадать.

 

Главав 4. Источники права

К ним относятся: Федеральный закон «Об эколо-гической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; утвержденное постановле-нием Правительства РФ Положение о порядке проведения государст-венной экологической экспертизы от 11 июня 1996 г., утвержденные приказами Госкомэкологии (Минприроды РФ) Регламент проведения государственной экологической экспертизы от 17 июня 1997 г., Поло-жение о порядке определения стоимости проведения экологической экспертизы документации от 22 апреля 1998 г.; Положение об оценке воздействия на окружающую среду от 16 мая 2000 г., Требования к ма-териалам, представляемым на государственную экологическую экспер-тизу для отнесения отдельных участков территории Российской Феде-рации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологиче-ского бедствия от 28 марта 1996 г., Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29 декабря 1995 г.

 

Заключение

В современных условиях перехода России к рыночным отношения экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решения на любом уровне управления. В первую очередь, это связано с переходом от административных методов регулирования экономики к рыночным, что предусматривает развитие независимой экологической экспертизы как одного из важнейших инструментов в процессе принятия решений.

Будущие поколения должны иметь  такие же возможности удовлетворения потребностей, как и нынешнее. Для этого совокупный природный и экономический потенциал, оставляемый для них, должен быть сохранён или приумножен в результате намечаемой деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, каждый обязан сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого  развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон Российской  Федерации «Об охране окружающей  среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ. //Российская  газета", N 6, 12.01.2002

2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (с изм. от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4, 18 декабря 2006 г., 16 мая, 26 июня, 23, 24 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 8 мая 2009 г.)

3. Постановление Правительства  РФ от 31 марта 2009 г. №285 г. «О  перечне объектов, подлежащих федеральному  государственному экологическому  контролю»// Собрание законодательства  РФ, 06.04.2009, N 14, ст. 1668

4. Постановление Правительства  РФ №698 от 11 июня 1996 г. «Положение  о порядке проведения государственной  экологической экспертизы»// Российская  газета, N 120, 27.06.1996

5. Приказ Госкомэкологии РФ №397 от 25 сентября 1997 г. «Перечень нормативных документов»//Собрание законодательства РФ, 06.10.1997, N 17, ст. 3557

II. Учебная литература:

1.  Дубовик О.Л. Экологическое  право в вопросах и ответах:  учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. С. 312

2.  Васильев С.А. Экологическая  экспертиза: десять лет практики // Экологический вестник Москвы. - 1998 – №9. С. 10

3.  Современное экологическое  право в России и за рубежом.  – М., 2001. С. 428

4.  Экологическое право России: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Румянцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. С. 368

5.  Экологическое право России: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Румянцев, С.Я. Казанцев, Е. Л. Любарский и др.; Под ред. Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. С. 480

6.  Экологическое право: Учебник  для вузов / Под ред. В.В. Курочкиной, В.В. Гучкова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М., 2004. С. 390

7.  Экологическое право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М., 2005. С. 286

 


Информация о работе Государственная экологическая экспертиза