Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит  в том, чтобы изучить основные направления экологической политики  России в современный период.
Объектом исследования являются методы государственного регулирования состояния окружающей среды в России и его согласование с состоянием человеческого общества.
Основными задачами данной работы являются:
Выявление содержания нормативно – правовой базы обеспечения экологической политики России
Рассмотрение реализации экологической политики государства в отдельных регионах России
Выявление экологических проблем России
Определение путей решения экологических проблем России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1.Основные  положения государственной экологической  политики 5
1.2. Место  государственной экологической  политики в системе государственного  и муниципального управления 11
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ  НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ  ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ 13
2.1.Нормативно  – правовая база обеспечения  экологической политики России 13
2.2.Реализация  экологической политики в регионах 18
3.ПРОБЛЕМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ  ПРОБЛЕМ 29
3.1.Проблемы  экологической политики 29
3.2.Экологические  проблемы России и перспективы их решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.
В дошкольных образовательных 
учреждениях, общеобразовательных 
учреждениях и образовательных 
учреждениях дополнительного 
Стратегическая цель государственной политики в области охраны окружающей среды сформулирована в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, Она заключается в сохранении природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
В целях реализации Экологической доктрины приказом Министерства природных ресурсов (МПР) РФ в 2003 году был утвержден План действий по реализации Экологической доктрины, содержащий 36 мероприятий по основным направлением государственной природоохранной политики.
До принятия Экологической доктрины экологическая политика реализовывалась согласно Планам действий в области охраны окружающей среды, утверждаемых Постановлением Правительства РФ. Первый план действий Правительства был утвержден на 1996 – 1997 гг.; одним из основных направлений действий по формированию политики устойчивого развития и правового обеспечения охраны окружающей среды и обеспечению рационального природопользования являлась разработка и осуществление государственной политики по обеспечению устойчивого развития, совершенствованию управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования. Следующий Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999- 2001 годы был принят в 1998 году. В дальнейшем от практики подготовки НПДООС на уровне правительства отказались.
План действий по выполнению экологической доктрины на 2002 год выглядит следующим образом:
Основные направления государственной политики в области экологии:
Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности:
Экологические приоритеты в здравоохранении:
Согласно Минприроды России утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Соответствующий документ подписал Президент РФ Дмитрий Медведев 30 апреля 2012 г.
В Основах экополитики перечислены задачи государства в области экологии и механизмы их реализации.
 Документ отражает 
основные глобальные и 
 Целями государственной 
политики в области 
Основами предусматривается 
совершенствование системы 
Особое внимание в Основах 
уделено вопросам экологически безопасного 
обращения с отходами. В этих целях 
предполагается организовать раздельный 
сбор мусора, ввести жесткие санкции 
за его складирование в 
Указанные меры вместе с предлагаемым запретом захоронения отдельных видов отходов, которые могут быть вторично использованы, приведут к сокращению числа несанкционированных свалок, созданию отрасли по переработке отходов.
 К другим задачам, 
заявленным в документе, 
 Государственная политика 
в области экологического 
Рассматривая вопрос о реализации экологической политики в регионах нужно привести несколько примеров. Один из них – Белгородская область.
Белгородская область образована 6 января 1954 г. Занимаемая ею площадь составляет 27, 1 тыс. км2 (0, 2 % от территории России). Область расположена на юго – западных и южных склонах Среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона, входит в состав Центрально – Чернозёмного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. Областной центр – г. Белгород с населением 353, 1 тыс. чел – расположен в 695 км к югу от Москвы.
Важной частью политики руководства 
Белгородской области является обеспечение 
благоприятных экологических 
Приняты региональные законы «Об охране атмосферного воздуха в области», «О плате за водные ресурсы». Проходят думские чтения проекты законов «Об отходах», «Об охране водных объектов».
В Белгородской области функционирует ряд подразделений, управлений, департаментов экологической направленности, выполняющие функции контроля, надзора и экспертизы промышленных и природных объектов, напрямую подчиняющихся министерствам различных отраслей.
Приоритетными направлениями 
в сфере охраны окружающей среды 
являются охрана атмосферного воздуха 
и водного бассейна, рациональное 
использование природных 
Комитетом природных ресурсов совместно с УВД, прокуратурой, Центром госсанэпиднадзора, транспортной инспекцией, Белгородской таможней осуществляются совместные мероприятия по охране окружающей природной среды, в том числе:
Администрация области озабочена 
экологическим благополучием 
Загрязнению, засорению и порче подвергаются почвы. Основные площади сельскохозяйственных угодий расположены на склонах 3 – 50 и занимают 31, 6 % площади земель сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан. В условиях интенсивного земледелия на чернозёмах наблюдаются ускоренный распад гумуса, несбалансированный вынос элементов питания, подкисление, переуплотнение, развитие водной и ветровой эрозии. Эрозионным процессам подвержено более 70 % сельскохозяйственных угодий.
На качественное состояние атмосферного воздуха оказывают влияние природные факторы (пыльные бури, лесные пожары, процессы гниения, трансграничные переносы), но в большей степени – техногенные. Экологическое состояние воздуха в области по сравнению с другими регионами РФ можно оценить как удовлетворительное.
Наиболее крупными источниками загрязнения атмосферного воздуха в области являются предприятия металлургического комплекса, строительной индустрии, химической, нефтехимической, медицинской промышленности, асфальтобетонные заводы. Остаются одними из основных загрязнителей окружающей природной среды предприятия горно – металлургического комплекса. Существенным источником загрязнения являются взрывные работы на карьерах, отвалы вскрышных пород, хвостохранилища.
В пределах области, расположенной на водоразделе рек Дона и Днепра, находятся истоки десятков рек и ручьев этого бассейна, которые являются трансграничными. Это реки Северский Донец, Оскол, Ворскла, Ай – дар, Псел и др. Общее водоотведение в водные объекты области в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) увеличилось и составило 137, 77 млн м3 (в 1998 г. – 135, 26 млн м3).
Значительными остаются антропо- и техногенные нагрузки на водные объекты области. В них ежегодно сбрасывается до 200 млн м3 сточных вод. При этом сброс загрязнённых сточных вод в 2008 г. увеличился на 30 % по сравнению с 2007 г. Проблемой остаётся низкая эффективность работы большинства очистных сооружений, отсутствие общей канализации в населённых пунктах и ливневой – в городах.
Несмотря на снижение общего сброса сточных вод в динамике начиная с 1999 г., количество загрязнённых сточных вод колеблется и возрастает из года в год.
В области плохо решается проблема утилизации и хранения (захоронения) отходов производства и потребления. Большинство образующихся отходов относится к малоопасным – 4 –му и 5 –му классам опасности .Рост количества отходов в 2008 г. по отношению к 2006 г. составил 300 %.
Не наблюдается уменьшения количества малоопасных отходов. При этом заметно увеличивается масса отходов 3 –го и 4 –го классов. Отмечен рост объёмов твёрдых бытовых отходов (ТБО), вывозимых в места захоронения и переработки, которые уже сейчас занимают 381, 8 га земель.
В результате исследования удалось установить, что причинами экологических проблем региона послужили:
Информация о работе Государственная экологическая политика России