Государственная экологическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить основные направления экологической политики России в современный период.
Объектом исследования являются методы государственного регулирования состояния окружающей среды в России и его согласование с состоянием человеческого общества.
Основными задачами данной работы являются:
Выявление содержания нормативно – правовой базы обеспечения экологической политики России
Рассмотрение реализации экологической политики государства в отдельных регионах России
Выявление экологических проблем России
Определение путей решения экологических проблем России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1.Основные положения государственной экологической политики 5
1.2. Место государственной экологической политики в системе государственного и муниципального управления 11
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ 13
2.1.Нормативно – правовая база обеспечения экологической политики России 13
2.2.Реализация экологической политики в регионах 18
3.ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ 29
3.1.Проблемы экологической политики 29
3.2.Экологические проблемы России и перспективы их решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 124.96 Кб (Скачать файл)

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении  планируемой хозяйственной и  иной деятельности, которая может  оказать прямое или косвенное  воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности  субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при  разработке всех альтернативных вариантов  предпроектной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

В дошкольных образовательных  учреждениях, общеобразовательных  учреждениях и образовательных  учреждениях дополнительного образования  независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний [13].

Стратегическая цель государственной  политики в области охраны окружающей среды сформулирована в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, Она заключается в сохранении природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

 В целях реализации Экологической доктрины приказом Министерства природных ресурсов (МПР) РФ в 2003 году был утвержден  План действий по реализации Экологической доктрины, содержащий 36 мероприятий по основным направлением государственной природоохранной политики.

До принятия Экологической  доктрины экологическая политика реализовывалась  согласно Планам действий в области  охраны окружающей среды, утверждаемых Постановлением Правительства РФ. Первый план действий Правительства был утвержден на 1996 – 1997 гг.; одним из основных направлений действий по формированию политики устойчивого развития и правового обеспечения охраны окружающей среды и обеспечению рационального природопользования являлась разработка и осуществление государственной политики по обеспечению устойчивого развития, совершенствованию управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования. Следующий Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999- 2001 годы был принят в 1998 году. В дальнейшем от практики подготовки НПДООС  на уровне правительства отказались.

План действий по выполнению экологической доктрины на 2002 год  выглядит следующим образом:

Основные направления  государственной политики в области  экологии:

  • Обеспечение устойчивого природопользования
  • Снижение загрязнения окружающей среды  и ресурсосбережения за счет  снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами  и  отходами,  а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
  • Cохранение  и   восстановление   ландшафтного   и биологического разнообразия

Приоритетные направления  деятельности по обеспечению экологической  безопасности:

  • Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

Экологические приоритеты в  здравоохранении:

  • Улучшение качества жизни,  здоровья  и  увеличение продолжительности  жизни населения  путем снижения неблагоприятного    воздействия экологических факторов и улучшения  экологических   показателей  окружающей среды.
  • Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций
  • Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды
  • Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов [10].

Согласно Минприроды России утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Соответствующий документ подписал Президент РФ Дмитрий Медведев 30 апреля 2012 г.

В Основах экополитики перечислены задачи государства в области экологии и механизмы их реализации.

 Документ отражает  основные глобальные и национальные  экологические проблемы, устанавливает  стратегические цели, учитывающие  национальный и международный  опыт охраны окружающей среды  и обеспечения экологической безопасности.

 Целями государственной  политики в области экологического  развития являются экологически  ориентированный рост экономики;  сохранение благоприятной окружающей  среды, биологического разнообразия  и природных ресурсов для удовлетворения  потребностей нынешнего и будущих  поколений; реализация права граждан  на благоприятную окружающую  среду; укрепление правопорядка  в области охраны окружающей  среды и обеспечения экологической  безопасности.

Основами предусматривается  совершенствование системы управления и правового обеспечения в  сфере охраны окружающей среды, создание новой системы регулирования деятельности промышленных предприятий и экономических стимулов их модернизации, повысит ответственность за экологические правонарушения. Будут созданы прозрачные условия работы надзорных органов и усовершенствованы механизмы сбора информации о состоянии окружающей среды.

Особое внимание в Основах  уделено вопросам экологически безопасного  обращения с отходами. В этих целях  предполагается организовать раздельный сбор мусора, ввести жесткие санкции  за его складирование в неустановленных  местах и дополнительные экологические  сборы в случае, если покупатель приобретает товар, требующий экологически безопасного захоронения.

Указанные меры вместе с  предлагаемым запретом захоронения  отдельных видов отходов, которые  могут быть вторично использованы, приведут к сокращению числа несанкционированных  свалок, созданию отрасли по переработке  отходов.

 К другим задачам,  заявленным в документе, относятся  создание системы механизмов  возмещения вреда и ликвидации  прошлого экологического ущерба, восстановление нарушенных естественных  систем, сохранение биоразнообразия.  Большое внимание уделяется вопросам  экологического образования и  просвещения, формирования экологической  культуры в обществе, развитию  международного сотрудничества  и другим.

 Государственная политика  в области экологического развития  ориентирована на  активное участие  граждан в обсуждении решений,  затрагивающих их право на благоприятную окружающую среду [11].

2.2.Реализация экологической политики в регионах

Рассматривая вопрос о  реализации экологической политики в регионах нужно привести несколько  примеров. Один из них – Белгородская область.

Белгородская область  образована 6 января 1954 г. Занимаемая ею площадь составляет 27, 1 тыс. км2 (0, 2 % от территории России). Область расположена на юго – западных  и южных склонах Среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона, входит в состав Центрально – Чернозёмного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. Областной центр – г. Белгород с населением 353, 1 тыс. чел – расположен в 695 км к югу от Москвы.

Важной частью политики руководства  Белгородской области является обеспечение  благоприятных экологических условий. Администрацией области, областной Думой за последние пять лет принято 97 постановлений, распоряжений и других нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования. Ежегодно разрабатываются и внедряются всевозможные программы, в числе которых:

  • областная Программа озеленения Белгородской области 2003 – 2007 гг.
  • областная Программа «500 парков Белогорья» на 2008 – 2012 гг.
  • областная Программа финансирования природоохранных мероприятий на 2008 – 2011 гг.
  • областная целевая Программа модернизации объектов водопроводно – канализационного комплекса Белгородской области для улучшения обеспечения населения качественной питьевой водой и организации водоотведения на 2007 – 2010 гг.

Приняты региональные законы «Об охране атмосферного воздуха  в области», «О плате за водные ресурсы». Проходят думские чтения проекты  законов «Об отходах», «Об охране водных объектов».

В Белгородской области функционирует  ряд подразделений, управлений, департаментов  экологической направленности, выполняющие  функции контроля, надзора и экспертизы промышленных и природных объектов, напрямую подчиняющихся министерствам  различных отраслей.

Приоритетными направлениями  в сфере охраны окружающей среды  являются охрана атмосферного воздуха  и водного бассейна, рациональное использование природных ресурсов и обращение с отходами.

Комитетом природных ресурсов совместно с УВД, прокуратурой, Центром  госсанэпиднадзора, транспортной инспекцией, Белгородской таможней осуществляются совместные мероприятия по охране окружающей природной среды, в том числе:

  • экологические операции «Первоцвет», «Дни реки», «Чистый воздух», областной конкурс на лучшее обустройство родников;
  • предотвращение лесных пожаров и сжигания пожнивных остатков, промышленных и бытовых отходов;
  • наведение санитарного и экологического порядка в населённых пунктах области и др.

Администрация области озабочена  экологическим благополучием региона, однако многие из экологических проблем  остаются нерешёнными. Окружающая природная  среда Белгородской области испытывает всё возрастающее воздействие антропогенных, техногенных и других факторов. В регионе отмечаются также такие природные явления, как кислотные осадки, трансформация климата, учащение гидрометеорологических аномалий и т. д. Появляются искусственные формы рельефа, распахиваются склоновые земли, нарушается среда обитания многих зверей, птиц, насекомых, сокращается их численность и видовой состав, уменьшаются запасы лекарственных растений. В настоящее время учёными и специалистами природоохранных организаций создаётся Красная книга Белгородской области, в которую предполагается занести более 200 видов растений и 300 видов животных.

Загрязнению, засорению и  порче подвергаются почвы. Основные площади сельскохозяйственных угодий расположены на склонах 3 – 50 и занимают 31, 6 % площади земель сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан. В условиях интенсивного земледелия на чернозёмах наблюдаются ускоренный распад гумуса, несбалансированный вынос элементов питания, подкисление, переуплотнение, развитие водной и ветровой эрозии. Эрозионным процессам подвержено более 70 % сельскохозяйственных угодий.

На качественное состояние  атмосферного воздуха оказывают  влияние природные факторы (пыльные  бури, лесные пожары, процессы гниения, трансграничные переносы), но в большей  степени – техногенные. Экологическое  состояние воздуха в области  по сравнению с другими регионами  РФ можно оценить как удовлетворительное.

Наиболее крупными источниками  загрязнения атмосферного воздуха  в области являются предприятия  металлургического комплекса, строительной индустрии, химической, нефтехимической, медицинской промышленности, асфальтобетонные заводы. Остаются одними из основных загрязнителей  окружающей природной среды предприятия  горно – металлургического комплекса. Существенным источником загрязнения являются взрывные работы на карьерах, отвалы вскрышных пород, хвостохранилища.

В пределах области, расположенной  на водоразделе рек Дона и Днепра, находятся истоки десятков рек и  ручьев этого бассейна, которые являются трансграничными. Это реки Северский  Донец, Оскол, Ворскла, Ай – дар, Псел и др. Общее водоотведение в водные объекты области в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) увеличилось и составило 137, 77 млн м3 (в 1998 г. – 135, 26 млн м3).

Значительными остаются антропо- и техногенные нагрузки на водные объекты области. В них ежегодно сбрасывается до 200 млн м3 сточных вод. При этом сброс загрязнённых сточных вод в 2008 г. увеличился на 30 % по сравнению с 2007 г. Проблемой остаётся низкая эффективность работы большинства очистных сооружений, отсутствие общей канализации в населённых пунктах и ливневой – в городах.

Несмотря на снижение общего сброса сточных вод в динамике начиная с 1999 г., количество загрязнённых сточных вод колеблется и возрастает из года в год.

В области плохо решается проблема утилизации и хранения (захоронения) отходов производства и потребления. Большинство образующихся отходов относится к малоопасным – 4 –му и 5 –му классам опасности .Рост количества отходов в 2008 г. по отношению к 2006 г. составил 300 %.

Не наблюдается уменьшения количества малоопасных отходов. При  этом заметно увеличивается масса отходов 3 –го и 4 –го классов. Отмечен рост объёмов твёрдых бытовых отходов (ТБО), вывозимых в места захоронения и переработки, которые уже сейчас занимают 381, 8 га земель.

В результате исследования удалось установить, что причинами  экологических проблем региона  послужили:

  • низкое качество очистки стоков;
  • увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем загрязнённости выхлопных газов, низкая пропускная способность транспортных магистралей;
  • недостаточный уровень утилизации отходов;
  • использование технологий, не обеспечивающих безопасности природы и человека;
  • несовершенство административно – правовых и экономических подходов к обеспечению экологической безопасности, закреплённых законодательно;
  • неразвитость методологической базы обеспечения экологической безопасности на региональном уровне;
  • нарушение требований природоохранительного законодательства;
  • невысокий уровень экологической культуры населения.

Информация о работе Государственная экологическая политика России