Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить основные направления экологической политики России в современный период.
Объектом исследования являются методы государственного регулирования состояния окружающей среды в России и его согласование с состоянием человеческого общества.
Основными задачами данной работы являются:
Выявление содержания нормативно – правовой базы обеспечения экологической политики России
Рассмотрение реализации экологической политики государства в отдельных регионах России
Выявление экологических проблем России
Определение путей решения экологических проблем России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1.Основные положения государственной экологической политики 5
1.2. Место государственной экологической политики в системе государственного и муниципального управления 11
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ 13
2.1.Нормативно – правовая база обеспечения экологической политики России 13
2.2.Реализация экологической политики в регионах 18
3.ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ 29
3.1.Проблемы экологической политики 29
3.2.Экологические проблемы России и перспективы их решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
На взгляд авторов данной статьи, экологическая ситуация, сложившаяся в области, нуждается в усилении действий на государственном, региональном и местном уровнях в сфере законодательства, определении приоритетов политики территорий, природоохранных действиях в производственной и коммунальной сферах, экологическом мониторинге окружающей среды и контроле источников загрязнения, экологическом информировании, образовании и привлечении к охране окружающей среды населения области.
Обеспечение экологической безопасности - это деятельность, направленная на достижение цели рационального использования природных ресурсов, сокращение антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение качества жизни человека посредством административно – правовых, экономических и других механизмов регулирования. Поэтому решение экологических проблем лежит в плоскости развития и совершенствования, прежде всего, законодательно закреплённой системы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Путём формирования региональной экологической политики.
Региональная экологическая политика – это единая согласованная система экологических мероприятий, направленных на обеспечение экологических нужд региона. Она является одним из непеременных условий сохранения безопасности, обеспечения социально – экономической и геополитической стабильности и реализации региональной модели устойчивого развития.
Формой реализации сформированной региональной экологической политики должна стать Программа по обеспечению экологической безопасности, целью которой будет разработка и реализация мероприятий по стабилизации и улучшению состояния окружающей природной среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов путём использования научно – обоснованных решений и ресурсосберегающих технологий, мобилизации материальных и финансовых ресурсов, координации действий органов власти и хозяйствующих субъектов. Реализация основной цели Программы даст возможность снизить содержание вредных веществ в водоёмах, атмосферном воздухе, почвах до предельно допустимых показателей, обеспечить сохранение и восстановление биоразнообразия, рационально использовать и восстанавливать природные ресурсы.
Формирование и реализацию Программы необходимо базировать на основных принципах устойчивого развития общества:
Достижение цели Программы следует осуществлять путём:
Как следствие, систему регулирования деятельности по обеспечению экологической безопасности региона следует строить на основе следующих основных компонентов (см. приложение А).
В условиях развития рынка
видится целесообразным и перспективным
в деле решения экологических
проблем становление и
Одним из эффективных экономических
внебюджетных рычагов механизма
обеспечения экологической
Развитие экологического страхования, безусловно, обеспечит не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования – новую доминанту в обществе, когда экономически невыгодно станет загрязнять, а экологически чистое производство и ресурсосбережение начнёт приносить прибыль.
Среди мер административно – правового воздействия, которые целесообразно включить в число приоритетных природоохранных задач, необходимо отметить:
Для развития административно
– правовых методов и методов
экономического стимулирования требуется
совершенствование
Современное информационное обеспечение системы – это одно из важнейших условий её успешного функционирования. Отсутствие единой системы накопления информации и обмена ею снижает информационную ценность поступающих сведений, приводит к дублированию информационных документов и не позволяет обеспечить полное информационное обслуживание.
В целях повышения эффективности
информационного обеспечения
Ещё один путь решения эколого – экономических проблем региона – это использование отходов одного предприятия в качестве сырья или материалов для другого, а также полное использование энергии и тепла за счёт их «каскадирования» в одном и том же регионе. В основе такого подхода – приёмы «чистого производства», т. е. анализ энергетических, материальных, финансовых, информационных и других потоков с целью минимизации «входящих» потоков в систему (регион) и оптимизации «внутренних» поставок.
Разрабатываемая Программа
по обеспечению экологической
Ещё одним примером реализации экологической политики в регионах может послужить Свердловская область, которая показала миру пример инновационной экологической политики. Данная информация была размещена на официальном сайте Областной газеты Свердловской области 26 ноября 2012 года. Газета сообщает следующую информацию.
Проект «Организация областной
сети мониторинга атмосферного воздуха
на территории Свердловской области
с использованием автоматических станций»
занял первое место в номинации
«Экологическая политика региона» конкурса,
организованного Европейско-
Своим созданием система обязана инициативе областных министерства природных ресурсов и экологии и Центра экологического мониторинга и контроля. Такой системы в России больше нет, как, впрочем, и во многих странах.
Цель проекта,
которым отличился Средний Урал
Эксплуатация измерительной сети больших затрат не требует. Зонды здесь, в отличие от гидрометеорологических пунктов наблюдения, не запускаются, поскольку измерения проводятся на высоте двух метров. Таким образом контролируется конкретно воздух, которым люди дышат. А показания обрабатываются уже в Екатеринбурге, в Центре экологического мониторинга и контроля. Автоматические станции оснащены современными приборами отечественного производства. Они измеряют содержание в воздухе оксида и диоксида азота, оксида углерода, диоксида серы, взвешенных частиц (пыли) аммиака, то есть всех основных и специфических загрязняющих веществ. А также скорость и направление ветра, температуру, давление и влажность воздуха — метеопараметры, влияющие на движение опасных для человека выбросов уральских заводов.
Это важно для того, чтобы дублировать контроль и отчёты предприятий о производимых ими вредных выбросах, которые, к сожалению, не всегда достоверны. 72 раза в сутки от этих станций можно получить измерения по каждому из загрязняющих веществ. Информация размещается на сайте министерства и используется для очередных проверок природоохранными органами региона — Роспотребнадзора и Росприродоназдора, которыми и принимаются меры для снижения загрязнения приземной атмосферы. Эти сведения также включаются в Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации.
О работе станций уже хорошо известно жителям области. В сентябре прошлого года, например, в адрес регионального правительства и Президента России поступила жалоба от жителей Красноуральска на плохое качество воздуха в городе, со ссылкой как раз на результаты измерений автоматической станции. Незамедлительно департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу была проведена внеплановая проверка ОАО «Святогор», выявлены нарушения им природоохранного законодательства. Состояние атмосферного воздуха в городе в скором времени заметно улучшилось.
Итоги международного конкурса подводились в городе Познань (Польша), где недавно закончился XVI Международный конгресс ЭНВИКОН, посвящённый в этом году России. В его рамках популяризировались наиболее передовые российские региональные программы, состоялась презентация инвестиционных природоохранных проектов. Докладчиками выступали представители федеральной и региональных властей нашей страны, а также отечественного и европейского бизнеса и финансово-правовых институтов, ориентированных на реализацию природоохранных проектов в России.
Свердловской области вручен диплом лауреата I степени и грант Европейского фонда экологических инициатив «ЕВРОРОСС» в размере 35 тысяч евро, который министерство природных ресурсов и экологии намерено использовать на оснащение автоматических станций контроля за загрязнением атмо-сферного воздуха. Эта награда для свердловчан не первая. В прошлом году, например, регион стал лауреатом II степени национальной экологической премии «ЭкоМир» [12].
Информация о работе Государственная экологическая политика России