Государственная экологическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить основные направления экологической политики России в современный период.
Объектом исследования являются методы государственного регулирования состояния окружающей среды в России и его согласование с состоянием человеческого общества.
Основными задачами данной работы являются:
Выявление содержания нормативно – правовой базы обеспечения экологической политики России
Рассмотрение реализации экологической политики государства в отдельных регионах России
Выявление экологических проблем России
Определение путей решения экологических проблем России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1.Основные положения государственной экологической политики 5
1.2. Место государственной экологической политики в системе государственного и муниципального управления 11
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ 13
2.1.Нормативно – правовая база обеспечения экологической политики России 13
2.2.Реализация экологической политики в регионах 18
3.ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ 29
3.1.Проблемы экологической политики 29
3.2.Экологические проблемы России и перспективы их решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 124.96 Кб (Скачать файл)

На взгляд авторов данной статьи, экологическая ситуация, сложившаяся  в области, нуждается в усилении действий на государственном, региональном и местном уровнях в сфере  законодательства, определении приоритетов  политики территорий, природоохранных  действиях в производственной и  коммунальной сферах, экологическом  мониторинге окружающей среды и  контроле источников загрязнения, экологическом информировании, образовании и привлечении к охране окружающей среды населения области.

Обеспечение экологической  безопасности - это деятельность, направленная на достижение цели рационального использования природных ресурсов, сокращение антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение качества жизни человека посредством административно – правовых, экономических и других механизмов регулирования. Поэтому решение экологических проблем лежит в плоскости развития и совершенствования, прежде всего, законодательно закреплённой системы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Путём формирования региональной экологической политики.

Региональная  экологическая политика – это единая согласованная система экологических мероприятий, направленных на обеспечение экологических нужд региона. Она является одним из непеременных условий сохранения безопасности, обеспечения социально – экономической и геополитической стабильности и реализации региональной модели устойчивого развития.

Формой реализации сформированной региональной экологической политики должна стать Программа по обеспечению экологической безопасности, целью которой будет разработка и реализация мероприятий по стабилизации и улучшению состояния окружающей природной среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов путём использования научно – обоснованных решений и ресурсосберегающих технологий, мобилизации материальных и финансовых ресурсов, координации действий органов власти и хозяйствующих субъектов.  Реализация основной цели Программы даст возможность снизить содержание вредных веществ в водоёмах, атмосферном воздухе, почвах до предельно допустимых показателей, обеспечить сохранение и восстановление биоразнообразия, рационально использовать и восстанавливать природные ресурсы.

Формирование и реализацию Программы необходимо базировать на основных принципах устойчивого  развития общества:

  • приоритетности разрешения экологических проблем с учётом социально – экономической ситуации, сложившейся в Белгородской области;
  • неотъемлемости защиты окружающей природной среды в процессе структурной перестройки экономики региона, реконструкции предприятий с внедрением экологически безопасных, ресурсо – и энергосберегающих технологий, ликвидации экологически опасных производств;
  • осуществлении мер по экологизации хозяйственной деятельности , устранении причин загрязнения, а не их последствий;
  • проведении оценки экологических последствий и государственной экологической экспертизы всех видов деятельности, которые могут негативно повлиять на окружающую природную среду;
  • участии граждан в обсуждении проектов законодательных актов, проведении общественной экспертизы строительства и эксплуатации хозяйственных комплексов;
  • безусловном соблюдении природоохранного законодательства в сфере финансового обеспечения действий по экологизации хозяйственной деятельности и охраны природы;
  • привлечение как внутренних, так и внешних инвестиций в экологические проекты;
  • содействии дальнейшему развитию международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды;
  • обеспечении в установленном законодательством порядке доступа населения к экологической информации, включая информацию об опасных материалах и видах деятельности;
  • ответственности органов власти за неудовлетворительное состояние окружающей природной среды.

Достижение цели Программы  следует осуществлять путём:

  • анализа состояния окружающей природной среды и перспектив изменения техногенной нагрузки при структурной перестройке экономики региона;
  • формирования приоритетных направлений охраны окружающей природной среды, развитие которых позволит существенно улучшить экологическое состояние области;
  • формирования и реализации конкретных мероприятий, направленных на ликвидацию и уменьшение влияния факторов, вредных для окружающей природной среды и здоровья населения.

Как следствие, систему регулирования  деятельности по обеспечению экологической  безопасности региона следует строить  на основе следующих основных компонентов (см. приложение А).

В условиях развития рынка  видится целесообразным и перспективным  в деле решения экологических  проблем становление и совершенствование  методов экономического регулирования:

  • дифференциация налога на прибыль: повышенный налог – на производителей продукции, содержащей опасные вещества, пониженный – на переработчиков отходов, их утилизирующих;
  • введение льгот на реинвестирование прибыли, направляемой на технологическое перевооружение производства, переработку и рекультивацию отходов;
  • предоставление субвенций плательщикам НДС на возмещение его части в цене оборудования по переработке и утилизации отходов, на производство экологически чистых продуктов питания, мероприятия по раздельному сбору всех видов потенциально ценных отходов и пр.

Одним из эффективных экономических  внебюджетных рычагов механизма  обеспечения экологической безопасности, на взгляд авторов статьи, является экологическое страхование, которое выполняет превентивную, контролирующую, социальную, компенсаторную и инвестиционную функции и может создать реальную защиту территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам.

Развитие экологического страхования, безусловно, обеспечит  не только защиту жизненно важных интересов  граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального  природопользования – новую доминанту  в обществе, когда экономически невыгодно  станет загрязнять, а экологически чистое производство и ресурсосбережение  начнёт приносить прибыль.

Среди мер административно  – правового воздействия, которые  целесообразно включить в число  приоритетных природоохранных задач, необходимо отметить:

  • стимулирование проектов реконструкции технологических процессов, которые нацелены на производство продукции, способной легко быть переработанной в окружающей природной среде или вовлечённой в рециклинг;
  • стимулирование сроков использования продукции, т. к. чем дольше она используется, тем меньше потребность в её замене и, следовательно, меньше требуется ресурсов (энергии и сырья) для её выпуска;
  • разработку автоматизированной системы учёта и планирования рационального использования природных ресурсов на различных уровнях управления;
  • разработку программ сбора и обмена отходов, позволяющих извлекать полезные компоненты и перерабатывать их на новые продукты и др.

Для развития административно  – правовых методов и методов  экономического стимулирования требуется  совершенствование методологической базы. Для этого, на взгляд авторов  статьи, следует прежде всего разработать алгоритм и механизм проведения экологического аудита и, как следствие, структуру экологического паспорта территорий, критерии и механизм (алгоритм) оценки эффективности обеспечения экологической безопасности на региональном уровне и уровне муниципалитетов, систему стимулирования для муниципалитетов и отдельных хозяйствующих субъектов.

Современное информационное обеспечение системы – это  одно из важнейших условий её успешного  функционирования. Отсутствие единой системы накопления информации и  обмена ею снижает информационную ценность поступающих сведений, приводит к  дублированию информационных документов и не позволяет обеспечить полное информационное обслуживание.

В целях повышения эффективности  информационного обеспечения видится  целесообразной разработка системы  единого государственного информационного  банка «Экологический паспорт территории» и его структуры, включающей создание информационных систем на уровне предприятия, региона, отрасли и Российской Федерации в целом. Информационный банк следует формировать путём сбора информации в процессе проведения экологического аудита территории. Такой паспорт может содержать сведения:

  • о качестве и количестве выбросов и сбросов на территории региона и в целом и по отдельным муниципалитетам;
  • об источниках загрязнения;
  • об отходах, технологиях, оборудовании и эффективности переработки, а также конъюнктуре отечественного  и зарубежного рынков вторичного сырья;
  • о градации территории региона по уровню экологической чистоты с выделением районов повышенной экологической опасности, экологически опасных и безопасных территорий;
  • о зонах развития экологического туризма и пр.

Ещё один путь решения эколого – экономических проблем региона – это использование отходов одного предприятия в качестве сырья или материалов для другого, а также полное использование энергии и тепла за счёт их «каскадирования» в одном и том же регионе. В основе такого подхода – приёмы «чистого производства», т. е. анализ энергетических, материальных, финансовых, информационных и других потоков с целью минимизации «входящих» потоков в систему (регион) и оптимизации «внутренних» поставок.

Разрабатываемая Программа  по обеспечению экологической безопасности региона должна быть направлена на скоординированные действия областных  природоохранных структур, органов  власти и субъектов ведения хозяйства  на долгосрочный период, что, с учётом реализации предложенных идей, позволит привести к усилению природоохранных  и ресурсосберегающих мотиваций  при принятии социально – экономических, промышленных и градостроительных  решений [4, с. 2 – 8].

Ещё одним примером реализации экологической политики в регионах может послужить Свердловская область, которая показала миру пример инновационной экологической политики. Данная информация была размещена на официальном сайте Областной газеты Свердловской области 26 ноября 2012 года. Газета сообщает следующую информацию.

Проект «Организация областной  сети мониторинга атмосферного воздуха  на территории Свердловской области  с использованием автоматических станций» занял первое место в номинации  «Экологическая политика региона» конкурса, организованного Европейско-Российским Центром эколого-экономического и  инновационного развития «ЕВРОРОСС».

Своим созданием система  обязана инициативе областных министерства природных ресурсов и экологии и  Центра экологического мониторинга  и контроля. Такой системы в  России больше нет, как, впрочем, и во многих странах.

Цель проекта, которым отличился Средний Урал, — надёжный контроль качества атмосферного воздуха в муниципальных образованиях с наиболее неблагоприятной экологический обстановкой. Мы все знаем наши нагруженные промышленностью и автотранспортом города — это Екатеринбург, Первоуральск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Красноуральск, Верхняя Пышма, Асбест, Кировград, Реж, Ревда. И не только. Поэтому, несмотря на напряжённость бюджета, министерство добивается создания подобных станций и в других городах. И правительство области поддерживает эти планы. Начиная с 2003 года их финансирование — приобретение и установка каждой требует 3,5 миллиона рублей — идёт из бюджета через государственные целевые программы под общим названием «Экология и природные ресурсы Свердловской области». В рамках Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года ведутся работы по установке автоматических станций в Серове и Полевском. На очереди — Краснотурьинск.

Эксплуатация измерительной  сети больших затрат не требует. Зонды  здесь, в отличие от гидрометеорологических пунктов наблюдения, не запускаются, поскольку измерения проводятся на высоте двух метров. Таким образом контролируется конкретно воздух, которым люди дышат. А показания обрабатываются уже в Екатеринбурге, в Центре экологического мониторинга и контроля. Автоматические станции оснащены современными приборами отечественного производства. Они измеряют содержание в воздухе оксида и диоксида азота, оксида углерода, диоксида серы, взвешенных частиц (пыли) аммиака, то есть всех основных и специфических загрязняющих веществ. А также скорость и направление ветра, температуру, давление и влажность воздуха — метеопараметры, влияющие на движение опасных для человека выбросов уральских заводов.

Это важно для того, чтобы  дублировать контроль и отчёты предприятий  о производимых ими вредных выбросах, которые, к сожалению, не всегда достоверны. 72 раза в сутки от этих станций можно получить измерения по каждому из загрязняющих веществ. Информация размещается на сайте министерства и используется для очередных проверок природоохранными органами региона — Роспотребнадзора и Росприродоназдора, которыми и принимаются меры для снижения загрязнения приземной атмосферы. Эти сведения также включаются в Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации.

О работе станций уже хорошо известно жителям области. В сентябре прошлого года, например, в адрес  регионального правительства и  Президента России поступила жалоба от жителей Красноуральска на плохое качество воздуха в городе, со ссылкой  как раз на результаты измерений  автоматической станции. Незамедлительно  департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу была проведена внеплановая проверка ОАО «Святогор», выявлены нарушения им природоохранного законодательства. Состояние атмосферного воздуха в городе в скором времени заметно улучшилось.

Итоги международного конкурса подводились в городе Познань (Польша), где недавно закончился XVI Международный  конгресс ЭНВИКОН, посвящённый в этом году России. В его рамках популяризировались наиболее передовые российские региональные программы, состоялась презентация инвестиционных природоохранных проектов. Докладчиками выступали представители федеральной и региональных властей нашей страны, а также отечественного и европейского бизнеса и финансово-правовых институтов, ориентированных на реализацию природоохранных проектов в России.

Свердловской области  вручен диплом лауреата I степени и  грант Европейского фонда экологических  инициатив «ЕВРОРОСС» в размере 35 тысяч евро, который министерство природных ресурсов и экологии намерено использовать на оснащение автоматических станций контроля за загрязнением атмо-сферного воздуха. Эта награда для свердловчан не первая. В прошлом году, например, регион стал лауреатом II степени национальной экологической премии «ЭкоМир» [12].

Информация о работе Государственная экологическая политика России