Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка состояния государственного мониторинга земель в России, его организации на региональном уровне и разработка предложений по совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
1.2 Методы и способы проведения мониторинга земель
1.3 Основные процедуры мониторинга земель
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра теоретической
экономики и экономики
Курсовая работа
По дисциплине «Землеустройство и земельный кадастр»
на тему:
«Государственный мониторинг земель»
Выполнил: студент 3 курса гр.ЭН-64
Рута М. А.
Научный руководитель: к.э.н. доцент
Мясникова В. М.
Самара 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ
1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
1.2 Методы и способы проведения мониторинга земель
1.3 Основные процедуры мониторинга земель
ВВЕДЕНИЕ
На всех этапах человеческого
развития благосостояние общества зависело
и зависит от его умения использовать
незаменимый природный ресурс земельный.
В отличие от других факторов производства
земля пространственно
Наиболее полно
общественная значимость земли раскрывается
в сельском хозяйстве, где процесс
производства непосредственно связан
со свойствами земли. Земля служит главным
средством производства и выступает
в виде сельскохозяйственных угодий
с различным плодородием: естественным
и эффективным (экономическим). Как
средство труда земля характеризуется
качеством почв и продуктивностью
растений, как предмет труда технико-
Постоянно нарастает
потребность в землях для несельскохозяйственных
целей. Лучшие земли освоены практически
полностью или отчуждены под
населенные пункты, промышленные предприятия,
аэродромы, дороги, трубопроводы, линии
связи, для утилизации отходов промышленного
и сельскохозяйственного
Поэтому важнейшей
задачей государственного управления
в сфере охраны окружающей среды
и рационального
Этому способствует организация системы мер по дальнейшей интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенной нагрузки на почвы.
Одной из главных
задач в этом направлении является
создание эффективного мониторинга
земель на основе ГИС, позволяющего решить
задачи своевременного выявления изменений,
прогноз и выработку
Целью курсовой работы является оценка состояния государственного мониторинга земель в России, его организации на региональном уровне и разработка предложений по совершенствованию.
В соответствии с
целью поставлено решение следующих
задач: уяснить сущность и роль государственного
мониторинга земель в системе
управления земельными ресурсами, проанализировать
современное состояние
Методологическую основу исследования составляют работы отечественных ученых-экологов, экономистов по проблемам охраны земельных ресурсов и экологии землепользования, публикации периодической печати, законодательные, нормативные, методические документы.
При решении поставленных задач применялись следующие методы: научного познания, сравнительного анализа, экономико-статистического анализа.
1.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
Функции информационного
обеспечения экологической
Принятию решений,
связанных с реализацией
1) получение информации,
связанной с конкретной
2) представление
информации для различных
3) принятие мер,
непосредственно направленных
Задачами государственного мониторинга земельных ресурсов являются:
- организация и
проведение наблюдения за
- контроль качества
земельных ресурсов, почв, вод в
результате неблагоприятной
- оценка фактического
экологического состояния
- выявление новых
источников загрязнений и его
динамика, прогноз развития негативных
процессов, влияющих на
- проверка соблюдения
норм и правил, стандартов качества
земельных ресурсов при
- прогнозирование
мероприятий по уменьшению
- планирование (разработка) мероприятий (рекомендаций) по эффективному использованию земель, снижению загрязнения почв (разработка мер по сокращению воздействия на земельные ресурсы);
- своевременное предоставление
информации по вопросам
- эффективность природоохранных мер, контроль над исполнением мероприятий;
- своевременное выявление
изменений состояния
- информационное
обеспечение государственного
- рациональное
- контроль за использованием и охраной земель.
Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В любом случае, задачи подчинены целям. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения и т.п. Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации. Можно годами вести мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с помощью нескольких измерений выявить проблему. Общая последовательность разработки и осуществления схемы мониторинга представлена на рис.1.2.1.
Рис. 1.2.1. Основные процедуры системы мониторинга
Необходимо проводить
систематические комплексные
Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки состояния окружающей среды (см. рис.1.2.2.). Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга привела к тому, что в некоторых случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом.
3
Рис. 1.2.2. Этапы оценки состояния окружающей среды
Поскольку земля
является важнейшей частью окружающей
среды, главным средством производства
в сельской хозяйстве, а также
пространственным базисом для размещения
предприятий и организаций всех
отраслей хозяйства, то вопросы изучения
земель требуют единого
Государственный мониторинг
земель призван выполнять базовую,
связующую роль среди всех других
мониторингов и кадастров природных
ресурсов, и должен иметь государственный
статус. Такой подход обеспечивает
получение комплексной
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.
Мониторинг земель
ведется в обязательном порядке
по уровням административно-
Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы.
1) Изменения границ
и площадей; административно-
2) Изменения состояния
почв, включающие: развитие процессов
водной и ветровой эрозии; опустынивание;
деградацию почв на пастбищах
(сбитость, закочкаренность); подтопление;
заболачивание, переувлажнение; засоление;
зарастание, закустаривание пашни;
разрушение почвенных
3) Изменения состояния
геологической среды, рельефа,
гидрографической сети, в том
числе: изменения форм рельефа
местности вызванные