Государственный мониторинг земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка состояния государственного мониторинга земель в России, его организации на региональном уровне и разработка предложений по совершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
1.2 Методы и способы проведения мониторинга земель
1.3 Основные процедуры мониторинга земель

Файлы: 1 файл

мониторинг земель.docx

— 33.81 Кб (Скачать файл)

4) Изменения состояния  растительности (посевов, пастбищ,  лесов, многолетних насаждений  и т.д.) по фенологическим характеристикам  (фазы, стадии развития, сроки их  наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и  древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих  в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические  данные, гари, вырубки) и не покрытых  лесом (резервы сельскохозяйственных  угодий).

5) Изменения состояния  земель, подверженных негативному  воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов;  очистных сооружений и сельскохозяйственных  предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок  для компостирования удобрений,  свалок, складов топливно-смазочных  материалов, складов сыпучих удобрений,  жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения  радиоактивных, физиологически активных  химических отходов производства.

Эти изменения можно  выражать в абсолютных или относительных  интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и  интенсивность деградации почвенного покрова и др.).

На основании ст. 12 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ пользователи - граждане, органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при  регистрации права собственности  на землю, ведении государственного земельного кадастра, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования  земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу из оборота, консервации и  восстановлению деградированных и  нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций  за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое  заражение земель.

1.2 Методы и способы  проведения мониторинга  земель

Мониторинг  земель представляет собой систему  регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера использования.

В Постановлении Правительства  РФ от 28.11.2002 №846 «Об  утверждении Положения  об осуществлении  государственного мониторинга  земель» определены следующие задачи мониторинга земель:

· своевременное выявление  и оценка изменений  состояния земель, прогнозирование  последствий негативных процессов и выработка  рекомендаций по их предупреждению и  устранению;

· информационное обеспечение  деятельности по ведению  Государственного земельного кадастра, осуществлению  государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в  области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также  землеустройства;

· обеспечение граждан  информацией о  состоянии земель.

Ввиду существенных зональных  различий земель в  Российской Федерации (равнинные  и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное  загрязнение и  др.), которые часто  вызывают необратимые  изменения количественного  и качественного  состава земельных  ресурсов и создают  критическую экологическую  ситуацию, весьма актуальна  организация постоянно  действующей сети государственного мониторинга  земель. В настоящее  время имеются  крайне необходимые  для проведения этих работ материалы  и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и  др. тематические карты  России, а также  серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для  земельных ресурсов страны, и на некоторые  территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.

В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации  должна включать следующие  разделы.

1. Концепцию ведения  государственного  мониторинга земель  как информационной  базы их рационального  использования и  защиты от прямых  потерь, деградации  и загрязнения.

2. Ландшафтно-экологическое  (природно-хозяйственное)  районирование земельных  ресурсов как научной  основы для размещения  сети государственного  мониторинга земель.

3. Научно обоснованную  и экономически  целесообразную схему  полигонов государственного  мониторинга земель.

4. Нормативно-техническую  базу системы ведения  наблюдений за  состоянием земель  с отражением принципов  размещения и режима  работы наблюдательного  комплекса.

К 1990 году сложилась достаточно развитая структура  государственных  и ведомственных  служб, которые проводили  наблюдения за оптимальными составляющими природной  среды, в том числе  за состоянием и использованием земель. Однако после 1991 года произошло сокращение объема наблюдений за состоянием природных  ресурсов государственными и ведомственными структурами. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1992 г. № 491 было утверждено Положение  о мониторинге  земель в Российской Федерации, но финансирование этих работ за прошедший  период было явно недостаточным.

Выявление негативных и позитивных тенденций в изменении  эколого-хозяйственного состояния земельных  ресурсов, выработка  достоверных текущих  и долгосрочных прогнозов  ухудшения или  улучшения их качества и принятие на основе этой информации в  необходимых случаях  экстренных мер по регулированию неблагоприятных  процессов, эффективному управлению земельным  фондом региона возможно лишь на базе всестороннего  анализа результатов  систематических, регулярно  обновляемых данных о количественном и качественном состоянии  земель. Такую информацию получают в рамках мониторинга земель.

В отличие от термина  «контроль природной  среды» понятие «мониторинг» само по себе не включает элементы управления, регулирования компонентов  природной среды, а обеспечивает необходимые  данные для такого регулирования. Данные государственного мониторинга  земель России должны характеризовать  состояние: земельных  ресурсов страны в  целом, ее республик (краев, областей), административных районов, населенных пунктов, землевладений, землепользовании; таксономических  единиц ландшафтно-экологического (природно-хозяйственного) районирования; ареалов  воздействия негативных процессов и явлений.

Структура мониторинга земель предусматривает  следующие подсистемы, соответствующие  категориям земель:

· мониторинг земель сельскохозяйственного  назначения;

· мониторинг земель населенных пунктов;

· мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и  иного назначения;

· мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения;

· мониторинг земель лесного  фонда;

· мониторинг земель водного  фонда;

· мониторинг земель запаса.

Учитывая  специфику России, особое значение приобретает  мониторинг земель сельскохозяйственного  назначения, подвергающихся интенсивным природным  и антропогенным  воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление  изменений их состояния  как объектов хозяйственного использования, но и  на учет характера  использования и  влияния изменений  этих земель на общую  экологическую обстановку в стране.

Эффективный мониторинг зависит  от создания федеральной  и связанной с  ней региональных автоматизированных систем, технически и организационно обеспечивающих получение  необходимой информации, ее обработку, накопление, систематизацию и  представление заказчику.

Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием и использованием земель (угодий, полей, участков, элементов  инфраструктуры) обобщают по административным районам и городам  областей, республик, а также по областям и республикам  в целом и по ландшафтно-экологическим (природно-хозяйственным) комплексам, экологическим  ареалам различных  видов.

Мониторинг  земель России является составной частью Единой государственной  системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), а также глобального  мониторинга природной  среды и климата Разрабатываемая система мониторинга земель России включает в себя следующие уровни:

o глобальный (в соответствии  с международной  геосферно-биосферной  программой «Глобальные  изменения»);

o федеральный (национальный) - на территории  Российской Федерации  в целом;

o региональный (на  пространствах, ограниченных  физико-географическими,  экономико-географическими,  административными  или иными рубежами  и охватывает крупные  территории - Крайний  Север Европейской  части РФ, Северо-Западные  районы РФ, бассейн  реки Волги, республику, край, область и  т.д.);

o локальный (административный  район, город или  их части);

o объектный (отдельное  хозяйство, другое  землепользование  и землевладение,  полигон, участок).

В зависимости от происхождения  изменений состояния  земель различают  фоновый и импактный  мониторинг. Фоновый  мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель, находящихся  под воздействием естественных процессов, при минимальном (фоновом) наложении на них  результатов человеческой деятельности и проводится в биосферных заповедниках. При импактном  мониторинге ведут  наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного  воздействия антропогенных  факторов.

Процессы, вызывающие изменения  состояния земель, подразделяют на:

· эволюционные (связанные  с историческим развитием  земли);

· цикличные (связанные  с суточными, сезонными, годовыми и иными  периодами изменений  природного характера);

· антропогенные (связанные  с человеческой деятельностью);

· катаклизмы (связанные  со случайными явлениями);

· чрезвычайные ситуации (связанные  с промышленными  авариями, стихийными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохозяйственными катастрофами и др.)

Наблюдения  за состоянием земель в зависимости  от сроков и периодичности  подразделяют на четыре группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние  объектов наблюдений на момент начала ведения  мониторинга земель), периодические (через  один год и более), оперативные (выполняемые  регулярно, с интервалом менее одного года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией), ретроспективные (анализ предшествующих наблюдений). Мониторинг земель России должен учитывать  специфику как  природных, так и  социально-экономических  условий ее регионов, во многом уникальных, не повторяющихся  на других территориях  мира.

1.3 Основные процедуры  мониторинга земель

Порядок ведения мониторинга  земель Российской Федерации  определяется Правительством РФ. Головная роль при  ведении мониторинга  земель возлагается  на Федеральное агентство  кадастра объектов недвижимости с участием: Федеральной  службы по технологическому и экологическому надзору в части  разработки и проведения единой научно-технической  политики в области  экологии и природопользования, Федеральной службы геодезии и картографии  в части создания и обновления кадастровых  топографических  карт и планов, Федеральной  службы России по гидрометеорологии  и мониторингу  окружающей среды  в части организации  мониторинга состояния  атмосферы, поверхностных  вод суши, почв, комплексного мониторинга состояния  окружающей природной  среды; Федеральной  службы лесного хозяйства  России в части  мониторинга земель лесного фонда; Министерства сельского хозяйства  и продовольствия РФ в части агрохимических наблюдений и мониторинга  загрязнения сельскохозяйственных угодий; Министерства природных ресурсов РФ в части мониторинга геологической среды, поверхностных и подземных вод и их загрязнения; экзогенных и эндогенных процессов; Министерства здравоохранения России в части воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья, а также с участием других министерств и ведомств.

Основополагающим  документом, устанавливающим  процедуры системы  государственного мониторинга  земель и государственного регулирования землеустройства  в Российской Федерации, является принятое в  соответствии с Земельным  кодексом Постановление  Правительства Российской Федерации № 846 от 28.11.2002. «Положение об осуществлении  государственного мониторинга  земель».

Информация о работе Государственный мониторинг земель