Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:29, контрольная работа
В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т.п., но и для всего человечества.
Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но эти связи приняли такие масштабы, что это может привести к полному вовлечению биосферы в жизнеобеспечение современных людей, поставив человечество на грань экологической катастрофы.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Проблема формирования экологической культуры …………………. 5
Глава II. Экологическое образование, воспитание и культура ………………15
Заключение …………………………………………………………………….. 20
Список литературы …………………………………………………………….. 21
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Проблема формирования экологической культуры …………………. 5
Глава II. Экологическое образование, воспитание и культура ………………15
Заключение …………………………………………………
Список литературы
……………………………………………………………..
21
Введение
В
настоящее время стихийное
Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но эти связи приняли такие масштабы, что это может привести к полному вовлечению биосферы в жизнеобеспечение современных людей, поставив человечество на грань экологической катастрофы[3; c.21].
Человек стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов (от климата, нехватки пищи и т.п.). Человек отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню» [3; c.21].
Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», что возможно лишь через всеобщее экологическое сознание людей, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.
Экологические знания позволяют осознать всю пагубность воины и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель людей и даже цивилизаций: это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого – это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.
Экологические знания, экологическая культура позволяют человеку убедиться в его пагубных действиях на природу и принять правильное решение с целью охраны природы. Они позволяют ему понять, человек и природа – единое целое и представления о возможности господства над природой довольно призрачны и примитивны.
Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких отношений станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя лучшие, «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества. Отсюда следует, что в настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно прежде всего через образование, через изучение основ экологии[3; c.23].
Возникают вопросы:
1. что такое экологическая культура, что она включает в себя;
2. что такое экологическое сознание, какие типы экологического сознания выделяют (антропоцентризм и экоцентризм);
3.
что такое экологическое
4.
в чем проявляется связь
Рассмотрение
данных вопросов лежит в основе данной
реферативной работы.
Глава
I. Проблема формирования экологической
культуры
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе[5; c.200].
Как отмечает Э.В. Гирусов, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура ¾ это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости.
Культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.
В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой ¾ экологической культуры[5; c. 201].
Экологическая культура - органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой[5; c.201]. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.
Поэтому
важнейшим показателем уровня культуры
общества следует полагать не только
степень его духовного
С
позиций культурологии
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности[5; c.202]. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая ¾ позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая ¾ удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая ¾ создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая ¾ ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная ¾ одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество ¾ природа».
Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.
Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень их единства социального и природного. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы ¾ средством сохранения общества и человека как вида.
Экологическую культуру можно определить как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности[5; c.203].
В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. При этом нельзя забывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и людям необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления ¾ и в сознании и на практике ¾ этого гибельного противоречия. Еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска. За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.
Одно из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, — эколого-просветительное. Смысл этого направления заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания для решения главной задачи — перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни человека, его нравственности. Другими словами, стратегия преодоления экологического кризиса должна иметь не только, научно-техническую и правовую, но и нравственную составляющую[3; c.538].
Общественно-экологическое сознание существовало всегда на всех этапах исторического развития человечества, объективно отражая существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы. Именно сложившийся тип экологического сознания, как считают ученые-психологи, определял поведение людей при их взаимодействии с миром природы.
Объективные реалии
Широко распространенный тип экологического сознания, базирующийся на представлениях о «человеческой исключительности», получил название антропоцентрического. Основные особенности антропоцентризма следующие[2; c.380]:
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т.е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».