Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т.п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но эти связи приняли такие масштабы, что это может привести к полному вовлечению биосферы в жизнеобеспечение современных людей, поставив человечество на грань экологической катастрофы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава I. Проблема формирования экологической культуры …………………. 5

Глава II. Экологическое образование, воспитание и культура ………………15

Заключение …………………………………………………………………….. 20

Список литературы …………………………………………………………….. 21

Файлы: 1 файл

рефер по экологии.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

     Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы — в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направлений в охране окружающей природной среды.

     Вряд  ли можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что в процессе «смены приоритетов» воспитание экологического сознания играет важную, но все-таки не главную роль. По их мнению, главный фактор успеха — экономический, а экологическое самосознание лишь облегчает переход к экономному образу жизни.

     Конечно, одного экологического мышления при  решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу.

     Высшей  стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большее число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса возможно лишь на основе экологической культуры, центральная идея которой: совместное гармоническое развитие природы и человека и отношение к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В. И. Данилов-Данильян и К. С. Лосев (1996) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой, что означает прежде всего следование законам природы[3; c.548]. Человек должен осознать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

     Мировое сообщество не может существовать без  экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и «думать глобально, действовать локально» обязательны для всех людей[4; c.290]. Во имя жизни на Земле человечеству предстоит возродить, сберечь и развить все основные ценности экологической культуры.

     Немного о связи экологической культуры и устойчивого развития. Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

     По  первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой»[3; c.535].

     В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:

  • экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;
  • упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.

     Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности удовлетворения потребностей людей без угрозы возможности удовлетворить таковые для будущих поколений.

     «Концепция  перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию» была утверждена Указом Президента от 1 апреля 1996 г. В 1997 г. на заседании правительства одобрена «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации».

     В этих документах отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в резолюциях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.

     Решение этих задач возможно лишь в рамках такого экономического развития страны, при котором не будет происходить разрушения естественного биотического механизма регуляции окружающей природной среды, а улучшение качества жизни людей будет обеспечиваться в пределах допустимой хозяйственной емкости биосферы.

     Исходя  из этих принципиальных положений основными направлениями перехода России к устойчивому развитию были приняты следующие:

  • создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства;
  • разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экономические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием;
  • оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;
  • формирование эффективной системы организации устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения.

     Переход нашей страны к устойчивому развитию — это весьма длительный процесс, который потребует решения огромных по масштабу эколого-экономических и социальных задач, поэтому он будет осуществляться поэтапно. Основные вехи на этом пути: решение сложнейших социальных и экономических проблем оздоровления окружающей среды, в первую очередь в зонах экологического бедствия; существенная экологизация всего процесса экономического развития; гармонизация взаимодействия с природой всего мирового сообщества, и др. Особо следует отметить, что переход к устойчивому развитию потребует безусловного искоренения стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение к обеспечению экологической безопасности. Как считают многие ведущие ученые и специалисты, именно движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете должно привести к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), к достижению гармонии между Обществом и Природой. 
 
 
 

Заключение 

     В заключение данной работы следует отметить некоторые положения[4; c.302]:

  1. Природа. Тысячелетиями люди боролись с ней, покоряли ее, преобразовывали, нещадно уничтожали. Но не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Она – природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она ее породила. Она лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна.
  2. Биосфера серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека в ее жизнь. Бездумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит человечество, травит Землю.
  3. Этот путь окончен. Век безоглядной эксплуатации природы человеком позади. Природа требует воспроизводства. В обращении с планетой нужны глубокие знания и мудрая осторожность. Они – символ экологии.

     Зная  о том, как нужно относиться к  природе, что такое экокультура, экологическое воспитание, образование, человек будет вести себя более  благоразумно по отношению к природе. Он станет ценить природу, а природа станет ценить человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, переработ. – Ростов н/Д: Феникс. С.190.
  2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 480.
  3. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Изд. 6-е, доп. и переработ. – Роств н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 576 с.
  4. Реймес Н. Ф. Экология (теория, законы, правила. принципы и гипотизы). – М.: Россия молодая, 1994. С. 367.
  5. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ¾ 280 с.

Информация о работе Экологическая культура