Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т.п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но эти связи приняли такие масштабы, что это может привести к полному вовлечению биосферы в жизнеобеспечение современных людей, поставив человечество на грань экологической катастрофы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава I. Проблема формирования экологической культуры …………………. 5

Глава II. Экологическое образование, воспитание и культура ………………15

Заключение …………………………………………………………………….. 20

Список литературы …………………………………………………………….. 21

Файлы: 1 файл

рефер по экологии.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

  4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.

  1. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
  2. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

    Было  бы ошибочным полагать, что история  развития общественного экологического сознания — это история безраздельного господства антропоцентризма, когда человек противопоставляет себя природе и взаимоотношения с ней строит только на основе абсолютного прагматизма.

    Действительно, в начальную эпоху бурного  роста промышленности широкое распространение в научных кругах имели теории, которые объективно способствовали намечавшемуся разрыву человека с природой, неправильно истолковывали ход эволюционного развития биосферы. Среди этих представлений можно отметить настойчивые призывы сделаться властелинами природы, главенствовать над ней, различные теории незыблемости и предопределенности гармонии общества и природы, по существу отрицавшие реальность угрозы экологического кризиса. В разное время эти и близкие к ним взгляды высказывали Г. Гегель, Б. Спиноза, Ф. Ницше, Р. Декарт и другие ученые.

    Вместе  с тем существовали и принципиально  иные представления, согласно которым человек и природа едины и неотделимы друг от друга, следовательно, противопоставлять их друг другу в корне неверно и бессмысленно. Крупные шаги в этом направлении были сделаны на рубеже XIX и XX вв. 'Гак, значительным вкладом в развитие взглядов на взаимодействие человека и природы явились положения, высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом в трудах «Капитал», «Диалектика природы» и др.

     С позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы — они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье»[3; c.540].

     Американские  исследователи Пауэлл и Фернау были первыми, кто разработал учение о необходимости консервации природных ресурсов для будущих поколений и о справедливом их распределении. Прагматический сиюминутный подход к природопользованию они заменили лозунгом: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период»[3; c.541].

     Необходимость новых моральных принципов взаимодействия человека и природы, основанных на признании цивилизации восстанавливающей, а не эксплуатирующей, была обоснована во второй половине XIX в. русскими учеными А. Л. Чижовым, Н. Ф. Федоровым, В. С. Соловьевым, Н. Г. Умновым, И. В. Киреевским и др. Главная идея их религиозно-философских воззрений — человек и все, что его окружает, — это частицы единого, Космоса — отсюда это течение получило название русского космизма.

     На  глубоком научном уровне четкое обоснование единства человека и биосферы и неизбежность ее эволюционного превращения в сферу разума — ноосферу было сделано В. И. Вернадским, одним из величайших мыслителей XX в[1; c.345].

     На  современных этапах развития биосферы человеческая деятельность становилась все более главенствующим фактором. Оказалось, что по мере роста производительных сил темпы социально-экономического развития человечества все более опережали темпы природного эволюционного развития, а масштабы воздействия человека на природу стали превосходить все известные геологические процессы. В результате в современный период в биосфере нарушаются установившиеся скорости естественных биохимических циклов, меняется климат, ухудшаются структура и состав генофонда, снижается мощность озонового слоя и т. д. В конечном итоге эти глобальные изменения могут оказаться роковыми для человека и он попросту может лишиться места вбиосфере.

     Единственный  выход из этого положения как  считал В. И. Вернадский, — создание ноосферы[1; c.365]. Ноосфера — это новый этап в истории биосферы, когда определяющая роль ее развития перейдет от стихийного течения природных процессов и антропогенного воздействия на природу к гармоничному развитию природы и общества. Развитие человека и биосферы пойдет в неразрывной связи, по единственному правильному пути — коэволюции общества и биосферы, на котором не будет ни победителей, ни господства одной из сторон[1; c.366].

     По  утверждению В. И. Вернадского, в  сфере разума — ноосфере — должна господствовать гуманистическая мысль, а это предполагает гуманизацию социальных отношений, разумное отношение к природе, бережное отношение к ее ресурсам. К природе нельзя относиться потребительски, это не в интересах мыслящего человека.

     Промежуточным этапом на пути формирования нового экологического сознания следует считать и такие известные философские течения, как «универсальная этика» (А. Швейцер, М, Ганди и др.) и биоцентризм. В их основе — «благоговение перед жизнью», равенство в своей самоценности всех живых существ, признание совершенства и духовности природы.

     Вся сложная и противоречивая история  развития мировозренческих представлений о взаимодействии природы и общества (консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере, универсальная этика и биоцентризм) свидетельствует о движении человечества к новому типу экологического сознания — экоцентризму, к пониманию необходимости коэволюции человека и биосферы.

     Экоцентризм характеризуется следующими особенностями[2; c.400]

  1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. Человек — не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
  2. Отказ от иерархической картины мира.
  3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.
  4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
  5. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
  6. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

     В последние годы в нашей стране и за рубежом начал разрабатываться свод основных экологических положений и принципов, который, по мнению их авторов, должен соблюдаться на всех уровнях жизни человека — от индивидуальной до общечеловеческой. Среди них значительный интерес представляют основные положения «биосферной этики», разработанные с позиций экоцентризма российским ученым Ф. Я. Шипуновым(1990):

     1. Прежде всего не должно делать  — много или мало — и  выбрасывать в биосферу отравляющие вещества — ядохимикаты, фреоны и весь им подобный арсенал искусственного химического мира, который никогда не существовал в окружающей среде. Потому что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, так называемых парагенетических веществ, многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные... Следует воспроизводить... естественные вещества и материалы, которые обычны в биосфере и разлагаются микроорганизмами, т.е. естественным путем.

  1. Не должно повышать радиационный уровень биосферы, выбрасывая в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности.
  2. Не должно к тому же добавлять в собственную среду новые электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.
  3. Не следует растрачивать «основной капитал» энергии биосферы и ее окружения, потому что в них нет ни одной калории лишней энергии, которая могла быть использована даром и без последствий.
  4. Нельзя уничтожать и разрушать виды твердых, газовых и жидких минералов, виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического и биологического равновесия, но и носители этого равновесия, определяющие организованность биосферы. Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетно-космического процесса.
  5. Не следует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы — луга, леса, болота, реки, озера, эстуарии, заливы, моря и т. п.... где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы...
  6. Не должно создавать организованность биосферы техническими средствами... потому что это есть отказ от более совершенной организованности природы в пользу менее совершенной, это есть перевод биосферы на более низкую качественную ступень...

     В самой простой форме принципы биосферной этики (по Ф. Я. Шипукову) таковы: уважение ко всему живому (и, в частности, к человеку), уважение к природе, т. е. биосфере и ее окружению, и уважение к Космосу.

     Становление ноосферы и нового экологического сознания будет длительным, «противоречивым и мучительным и потребует новых принципов нравственности, среди которых решающее значение будет иметь переход от принципа количественного роста, беспредельного, примитивного накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения разума и духа при сдержанном, лишь необходимом материальном достатке» [1; c.109] 
 
 
 
 
 

     ГлаваII. Экологическое образование, воспитание и культура 

     Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками[3; c.545]. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

     Вместе  с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

     Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических вузах России. В 1992 г. состоялся первый выпуск бакалавров первого в России негосударственного высшего учебного заведения экологического профиля — Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Одним из важнейших направлений своей деятельности МНЭПУ считает содействие «становлению новой этики, необходимой для пересмотра взаимоотношений человека и "биосферы"»[3; c.546].

     Координация усилий различных стран в сфере  экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ф. Майор (генеральный директор ЮНЕСКО с 1989 по 1999гг.) считает необходимым постановку Глобального экологического воспитании центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому... простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990)[3; c.546].

     Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения[4; c.306].

     Основные  цели экологического воспитания в современных  условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми[3; c.547]:

  • всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима, человек ответственен за все живое;
  • природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;
  • чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;
  • призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;
  • если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро спустя всего лишь 20—50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;
  • сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира — экоцентрическим;
  • люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Информация о работе Экологическая культура