Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:27, реферат
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий.
Введение
Глава 1. Стандартизация объектов охраны окружающей среды
Глава 2. Экологическая паспортизация предприятия
Глава 3. Структура экологического паспорта
Глава 4. Основная цель и принципы экологической паспортизации
Глава 5. Платежи за загрязнение окружающей среды
Глава 6.Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства
Заключение
Использованная литература
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Стандартизация объектов охраны окружающей среды
Глава 2. Экологическая паспортизация предприятия
Глава 3. Структура экологического паспорта
Глава 4. Основная цель и принципы экологической паспортизации
Глава 5. Платежи за загрязнение окружающей среды
Глава 6.Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства
Заключение
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
XX век принес человечеству
немало благ, связанных с бурным
развитием научно-технического
Проблемы возникают в
результате такого взаимодействия природы
и человека, при котором антропогенная
нагрузка на территорию (ее определяют
через техногенную нагрузку и
плотность населения) превышает
экологические возможности этой
территории, обусловленные главным
образом ее природно-ресурсным
С развитием общественного производства расширяется сфера воздействия на природу, возрастают негативные изменения окружающей среды, происходит загрязнение веществами, вредными для живых организмов, нарушение динамического равновесия природных систем, изменение водного баланса, рост эрозии почв, истощение запасов минерального сырья и топлива и т.д.
Ущерб, наносимый природе при производстве и потреблении продукции, - результат нерационального природопользования. Возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства.
Природоохранная деятельность занимает важное место в государственном управлении и регулировании экономики; во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.
Поэтому для стабилизации
и улучшения состояния
Цель паспортизации -- прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий [7].
ГЛАВА 1. Стандартизация объектов охраны окружающей среды
Стандартизация объектов охраны окружающей ПС (природной среды) - разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде.
Стандарты качества ПС, установленные государственными органами (Госкомстат, Министерство Здравоохранения и др.) представляют собой научно обоснованные нормативы и ПДК состояния ПС, превышение которых создает угрозу для человека и среды его обитания.
Требования по охране окружающей среды регламентируются в общетехнических стандартах, в стандартах на группу однородной продукции и на конкретные виды продукции. Стандарты группы «Охрана природы» относятся к общетехническим, в которых закрепляются требования по рациональному использованию природных объектов и обеспечению технических параметров деятельности, исключающих или сводящих к минимуму негативное воздействие человеческой деятельности на природу.
В соответствии с законом
РФ «О стандартизации» ежегодно органами,
занимающимися стандартизацией, составляется
программа по разработке новых и
пересмотру действующих ГОСТ в области
охраны качества ПС, деятельности предприятий,
организаций, учреждений и поведения
граждан, соответствующей терминологии
и нормативно-правовых актов, регулирующих
охрану природы. Программа представлена
комплексом стандартов по защите атмосферы,
охране и рациональному использованию
вод, рациональному использованию
биологических ресурсов, охране и
рациональному использованию
Число федеральных стандартов, соответствующих стандартам международных организаций ИСО и МЭК, составляют в начале 21 века более 80 процентов.
ГЛАВА 2. Экологическая паспортизация предприятия
Для стабилизации и улучшения
состояния окружающей природной
среды важным является создание системы
экологической паспортизации
Экологическая паспортизация
служит для документального описания
эколого-экономических
Экологический паспорт предприятия
разрабатывается для учета всех
видов техногенных воздействий
на окружающую среду и сравнительного
анализа различных
В экологический паспорт
вносится, периодически корректируется
и обновляется информация об исходных
данных для расчета материально-
Важными разделами паспорта
являются результаты инвентаризации отходов
производства,, где дается описание
условий образования и
Паспорт дает возможность
осуществить экологическую
Экологический паспорт территории
составляется с целью информационного
обеспечения широкого круга пользователей
информацией для решения
Составление экологического
паспорта является достаточно сложной
процедурой, поэтому обычно он составляется
не самим предприятием, а по его
поручению коммерческой организацией,
имеющей соответствующую
Итак, цель паспортизации --
прогноз экологической
Экологическая паспортизация в Российской Федерации проводится с 1990 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 93 «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990--1995 гг. и основных направлениях охраны природы в XIII пятилетке и на период до 2005 года» [16].
Все виды экологических паспортов
разрабатываются предприятием и
утверждаются руководителем по согласованию
с территориальным органом
Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.
Методической основой
проведения экологической паспортизации
являются ГОСТ 17.0.04-90 «Паспорт промышленного
предприятия» (Госкомприроды СССР.-М.,1990).
Этот нормативно-технический
оценки экологичности производства (рационального использования природных ресурсов - расход сырья, энергии), и выброса загрязняющих веществ на единицу продукции;
оценки негативного
наличия и эффективности работы очистных сооружений и контроля над выполнением мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
управления взаимоотношениями «предприятие -- окружающая природная среда» путем взимания с предприятия платежей за загрязнение.
Макет «Паспорта промышленного предприятия» (ГОСТ 17.0.0.04-90) разрабатывается на основе информации, содержащейся в двух блоках нормативных документов.
1 - документы, лимитирующие
загрязнение воздушной среды
(ПДВ, разрешение на выброс
загрязняющих веществ), водной среды
(ПДС, разрешение на сброс в
промканализацию), разрешение на
вывоз и захоронение твердых
отходов. Они служат основой
для инспекций, контролирующих
природоохранную деятельность
2 - документы по вопросам
рационального использования
Система экологической паспортизации
России необходима для получения
объективной информации о действительном
экологическом состоянии
экологический паспорт России (национальный доклад);
экологический паспорт региона (республика в составе РФ, край, область);
экологический паспорт территории (административный район, в отдельных случаях может составляться паспорт промышленного района);
муниципальный экологический паспорт (город, поселок городского типа);
экологический паспорт производственного объекта (промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, добывающего и др.).
Экологические паспорта различного территориально-иерархического уровня должны быть согласованы так, чтобы паспорта низшего ранга служили основанием для составления паспорта следующего, более высокого ранга.
Основу системы составляют экологические паспорта, разработанные на единой методической и организационной базе, являющиеся нормативными и юридическими документами, характеризующие современное (фактическое) экологическое состояние народнохозяйственных объектов и территорий.
На каждом территориальном уровне могут быть свои собственные особенности функционирования производства, сочетания социальных и природных особенностей. Они должны быть соответствующим образом отражены в паспорте. [1].
ГЛАВА 3. Структура экологического паспорта
Структура экологического паспорта имеет следующий вид:
1. Наименование предприятия (хозяйства) и его реквизиты.
2.Природно-климатическая
характеристика района
3.Сырье, потребляемое предприятием для реализации технологического процесса: