Экологическая паспортизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:27, реферат

Описание работы

XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Стандартизация объектов охраны окружающей среды
Глава 2. Экологическая паспортизация предприятия
Глава 3. Структура экологического паспорта
Глава 4. Основная цель и принципы экологической паспортизации
Глава 5. Платежи за загрязнение окружающей среды
Глава 6.Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 34.24 Кб (Скачать файл)

природное, в основном это  энергоносители, рудные и нерудные материалы, вода, воздух;

вторичные -- энергия и  материалы, являющиеся продуктом других предприятий.

4. Выбросы: организованные  и неорганизованные.

Здесь приводятся нормативы  предельно допустимых выбросов для  каждого ингредиента (загрязняющего  вещества), подлежащего учету и  контролю, а также фактические  значения этих выбросов на момент заполнения паспорта.

5. Сбросы: в поверхностные  водоемы, в системы канализации  и в систему оборотного водоснабжения.

Нормативы предельно допустимых сбросов указываются по каждой позиции  сброса, а также приводятся фактические  значения сбросов на момент заполнения паспорта. Здесь же приводятся нормативы  водопотребления и водоотведения.

6. Несанкционированные аварийные  (залповые) выбросы и сбросы.

В этом разделе приводятся средние значения данных показателей  по отрасли, предприятию и фактическое  значение по годам, начиная с года составления данного экологического паспорта, штрафные санкции за сокрытие фактов несанкционированных залповых выбросов и сбросов.

7. Поля физических воздействий.

Приводятся нормативы  предельно допустимых уровней шума, вибрации, ЭМИ, тепла, радиации и их фактические значения.

8. Пылегазоочистное оборудование, очистные сооружения и устройства, снижающие (устраняющие) воздействия  загрязняющих веществ, физических  полей и их эффективность.

9. Санитарно-защитные зоны.

Приводятся нормативное  значение СЗЗ для данного предприятия  и ее фактическое значение.

10. Отходы.

Даны характеристика образующихся в процессе производства отходов  и требования к их размещению, а  также нормативы объемов размещения.

11. Характеристика земельного  отвода.

Приводятся нормы отвода земель под данное производство с  учетом СЗЗ и под размещение отходов (хранилища, отстойники, полигоны, могильники и т. д.), фактическое использование  земли.

12. Показатели экологической  нагрузки на природную среду  от данного предприятия:

при нормальной работе;

при аварийных и залповых выбросах и сбросах. Приводится критерий (коэффициент), характеризующий экологическую  опасность предприятия.

Эколого-экономические нормативы, включающие:

лимиты на использование (потребление) природных ресурсов, включая  воду и землю, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

нормативы платы и размеры  платежей за использование природных  ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную  среду и размещение отходов;

нормативы платы и размеры  платежей за сверхлимитное потребление  природных ресурсов, залповые и аварийные  выбросы и сбросы;

налоговые льготы за внедрение  безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий и применение нетрадиционных видов энергии, за проведение работ (мероприятий) по охране окружающей природной  среды, установку нового или модернизацию пылегазоочистного оборудования, эффективных  очистных сооружений, включая систему  оборотного водоснабжения;

вопросы экологического страхования.

Здесь необходимо предусмотреть  существенно повышенный (на порядок  и более) размер платежей за сокрытие аварийных и залповых выбросов и  сбросов.

В случае введения системы  квотирования выбросов, сбросов, отходов  и т. д. (что было бы полезно) должны быть предусмотрены нормативы платы  и размеры платежей по квотам на различные виды загрязняющих веществ  и отходов.

13. Система экологического  контроля на предприятии:

* подсистема экологического  контроля выбросов;

* подсистема экологического  контроля сбросов (стоков);

* перспективы развития  системы экологического контроля. [5].

Система экологической паспортизации, предназначена для получения  объективной информации о действительном экологическом состоянии промышленных и сельскохозяйственных регионов страны. Так как современная экологическая  ситуация в стране требует ужесточения  действующих и разработки новых  экологических норм и правил с  закреплением их в государственных  стандартах и экологических паспортах  предприятий. Все более настоятельной  является необходимость экологической  паспортизации не только отдельных  предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать оценку экологического состояния всего города, любой  территории, выявить экологически опасные  участки, оценить степень их влияния  на жизнедеятельность населения. [14].

ГЛАВА 4. Основная цель и принципы экологической паспортизации

В подсистемном блоке экопаспортизации в рамках ЕРИСП обобщаются данные предприятия по всем видам природопользования, в том числе:

сведения об оснащенности, техническом состоянии очистного

оборудования предприятия; данных по выбросам, сбросам и размещению отходов по региону, о наличии  разрешений о природопользовании;

по автоматизированному  составлению отчетов предприятий  по охране природы;

по обмену информации по вопросам природопользования на машинных носителях; внедрению компьютерных программ на предприятиях для обобщения  данных, по автоматизации работ службы охраны природы.

Основная цель и назначение экологического паспорта - создание информационной базы данных рационального природопользования, сети регулярной отчетной информации, формирование и упорядочение первичных  экологических данных предприятий, получение информации для определения  экономичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экологического страхования, регулирования налогообложения  и т. д.

Схематически подсистемный блок экопаспортизации организован  четырьмя иерархическими уровнями связанными потоками информации:

банк первичных экологических  данных предприятий (экопаспорт природопользователей);

банк городов,

административных районов, промышленных зон (экопаспорт производственных и административно-производственных конгломератов);

банк первичных экологических  данных областей (экопаспорт области). Промежуточную и связующую роль выполняет банк первичных экологических  данных паспортизации (сертификации) природопользования Облкомприроды.

Экологический паспорт как  таковой построен на принципах, включая  единый системный подход к проблеме охраны окружающей среды. Он является первичной базой данных по воздуху, воде, почве, отходам и т. д. и обязателен для всех природопользователей.

В форму экологического паспорта как нормативно-технического документа  заложены технологические планировки природопользователя, операционные карты, технологические инструкции, ГОСТы, ТУ на основные и вспомогательные  материалы.

При заполнении форм составляются балансовые схемы материальных потоков, рассчитываются расходы энерго- и  материальных ресурсов на единицу выпускаемой  продукции, эффективность производства.

Индивидуальный экологический  паспорт природопользователя реализован по блочному принципу - обобщенные сведения, база данных по воде, воздуху, отходам, по состоянию окружающей среды. При  этом стратегия экологического паспорта рассчитана на любого природопользователя, независимо от формы собственности, любую специфику производства -химическую, сельскохозяйственную, оборонную, лесоперерабатывающую и др. [15].

Использованные принципы объектно-ориентированного программирования позволили состыковать базы данных ресурсных природопользователей, периодически их обновлять, выявлять «узкие места», грязные производства, вводить экономические  методы управления, связывать кадастры природных ресурсов с влиянием технологии переработки конкретного материала  у природопользователя, создавать  банк данных по природоохранным и  ресурсосберегающим технологиям.

Заполненный экологический  паспорт дает возможность разработать  формы государственной отчетности для любого уровня управления, а  также тома ПДВ, ПДС предприятия, города, территории, иметь информацию по полигонам, отходам производства и динамики их влияния на окружающую среду. Кроме того, предлагаемая схема  построения экологического паспорта позволяет  прогнозировать создание аварийных  ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

экологическая паспортизация  загрязнение окружающая среда

ГЛАВА 5. Платежи за загрязнение  окружающей среды

Организуя хозяйственную  деятельность, предприятие должно учитывать  необходимость внесения платы за загрязнение окружающей среды, а  также платежей за пользование природными ресурсами.

Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального  природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения  экологической обстановки.

Введение платежей за загрязнение  подразумевает эколого-экономическую  паспортизацию предприятий; экологическую  инвентаризацию оборудования и технологических  процессов; экологические экспертизы вновь строящихся, расширяющихся  и проектируемых предприятий.

В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды определяют издержки загрязнения, которые включают:

суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они  отражаются в льготах при выплате  платежей);

затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения  окружающей среды.

Расчет платежей за загрязнение  осуществляется предприятиями на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ.

Взимание платы по нормативам производится за:

выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных источников;

выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от передвижных  источников;

сброс загрязняющих веществ  в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации), в том числе осуществляемый предприятиями  через системы коммунальной канализации;

размещение отходов.

Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:

за выбросы (сбросы) вредных  веществ в окружающую среду в  пределах ПДВ или ПДС;

за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в  пределах временно установленных лимитов  временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС);

за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в  окружающую среду (ПДВ, ПДС, ВСВ и  ВСС).

В случае загрязнения окружающей среды без оформления в установленном  порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов), вся масса загрязняющих веществ рассматривается как  сверхлимитная и плата определяется по нормативам за превышение лимитных выбросов загрязняющих веществ.

Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды  предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской  резервный фонд охраны природы. В  этот же фонд перечисляются средства предприятия при долевом финансировании крупных природоохранных работ, а также штрафные платежи за нарушение  природоохранного законодательства.

Источником платежей за предельно  допустимые выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ, т.е. загрязнение  в пределах ПДВ (ПДС) является себестоимость  продукции. За загрязнение в пределах ВСВ или ВСС, а также превышающее  ПДВ (ПДС) и ВСВ (ВСС) платежи взыскиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Средства, взыскиваемые за загрязнение  окружающей среды, перечисляются природопользователями  в городской фонд охраны природы  и хранятся на специальных счетах.

Расчеты размеров платежей производятся предприятием. Контроль за правильностью этих расчетов осуществляется подразделением Госкомэкологии, на подведомственной территории которого находится предприятие.

Платежи предприятия за загрязнение  окружающей среды корректируются с  учетом освоенных им средств на природоохранные  мероприятия. Корректировку осуществляют территориальные органы Госкомэкологии России. Корректировке подлежат только 90% платежей за загрязнение окружающей среды (напомним, что 10% от суммы платежей за загрязнение направляются в доход  федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии).

Для корректировки платежей предприятие составляет план природоохранных  мероприятий и согласовывает  его в территориальных органах  Госкомэкологии РФ.

Госкомэкологии России утвержден  Примерный перечень природоохранных  мероприятий, в соответствии с которым  производится корректировка платежей за загрязнение. При этом расчеты  основываются на проектно-сметной документации природоохранных мероприятий и  могут уточняться после окончания  планового периода в сторону, как увеличения, так и снижения, в зависимости от фактических  затрат на природоохранные мероприятия.

Следует отметить, что к  природоохранным затратам не относятся  затраты, являющиеся составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства и т.п.

Размер корректировки  платежей за загрязнение окружающей среды конкретного предприятия  определяется территориальными органами Госкомэкологии России. По представлению  документов в счет платежей могут  засчитываться только собственные  средства предприятия, направленные на природоохранные мероприятия.

Платежи за загрязнение окружающей среды могут также уменьшаться  на часть суммы собственных средств  предприятия, направленных на реконструкцию  и новые технологии, уменьшающие  вредные выбросы в окружающую среду.

Участники долевого финансирования мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных  программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса.

Информация о работе Экологическая паспортизация