Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:41, курсовая работа
Цель работы: проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения воздуха в городах.
При выполнении работы использованы общенаучные методы, системный подход.
В данной работе ставится цель проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения атмосферного воздуха в городах, в, связи с чем, ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть современное экологическое положение Республики Беларусь в области мониторинга атмосферного воздуха.
2. Определить региональные проблемы загрязнения атмосферного воздуха и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду. Приоритетным направлением в природоохранной деятельности является охрана атмосферного воздуха. Стоит первостепенная задача снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу как от стационарных, так и от передвижных источников. Необходимо также пересмотреть методики контроля, нормирования и учета выбросов, критерии оценки качества атмосферного воздуха.
Проблема загрязнения
атмосферного воздуха проявляется
главным образом в городах. В
подавляющем большинстве из них
среднегодовое содержание загрязняющих
веществ не превышает гигиенические
нормативы, при неблагоприятных
метеорологических условиях в 0,3-1,6
процента случаев регистрируются превышения
нормативов по максимально разовым
концентрациям контролируемых ингредиентов.
Основными загрязняющими
Среди стационарных источников
выбросов в атмосферный воздух основной
вклад вносят организации энергетики,
химической и нефтехимической
В выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух доля мобильных источников составляет 71 – 75 процентов валового объема выбросов. В общем объеме выпадений в окружающую среду отдельных веществ (сера, окисленный азот, свинец, кадмий, ртуть) доля трансграничного воздушного переноса сохраняется в пределах 70 – 90 процентов.
Объект исследования: загрязнение воздуха в городах Республики Беларусь.
Предмет исследования: пути решения проблемы снижения загрязнения воздуха в городах.
Цель работы: проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения воздуха в городах.
При выполнении работы использованы общенаучные методы, системный подход.
В данной работе ставится цель проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения атмосферного воздуха в городах, в, связи с чем, ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть современное экологическое положение Республики Беларусь в области мониторинга атмосферного воздуха.
2. Определить региональные проблемы загрязнения атмосферного воздуха и пути их решения.
3. Проанализировать
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Основная цель мониторинга атмосферного воздуха – наблюдение за качеством воздушного бассейна, оценка, прогноз и выявление тенденций изменения состояния атмосферы для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде.
Государственная сеть мониторинга включает в себя также стационарные наблюдения, проводимые Министерством здравоохранения Республики Беларусь в г. Могилеве (один стационарный пост). Большой объем работ по изучению состояния воздуха в парках, зонах отдыха, вблизи автодорог, под факелом промышленных предприятий выполнен Центрами гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) и некоторыми ведомственными лабораториями Гомеля, Могилева, Речицы и Светлогорска.
Важнейшей составной частью мониторинга атмосферного воздуха является изучение химического состава атмосферных осадков.
Оперативная и режимная информация
о результатах мониторинга
В структуре выбросов основную роль играют такие вещества, как оксид углерода, углеводороды и оксиды азота. На долю оксида углерода приходится более половины, углеводородов – пятая и оксидов азота – десятая часть всего объема выбрасываемых загрязняющих веществ передвижными и стационарными источниками.
По данным мониторинга атмосферного воздуха, проводимого подразделениями Департамента по гидрометеорологии, в большинстве контролируемых городов страны средние за год концентрации основных и специфических загрязняющих веществ были ниже гигиенических нормативов. Превышения этих нормативов носили в основном очаговый характер и имели место в отдельных частях городов. Чаще всего они отмечались по формальдегиду. Кроме этого, повышенные среднегодовые концентрации наблюдались также по суммарным твердым частицам, фенолу, диоксиду азота, аммиаку и некоторым другим веществам [1].
Превышения максимальных
разовых ПДК зафиксированы
Стабильная экологическая обстановка сохранилась в девяти из семнадцати контролируемых городов страны: Бобруйске, Гродно, Новополоцке, Полоцке, Новогрудке, Жлобине, Светлогорске, Минске и Солигорске. Повышенное содержание формальдегида в течение года отмечено в отдельных районах Бреста, Витебска, Гомеля, Мозыря, Орши и Пинска, твердых частиц – в Речице (район ул.Молодежная). Нестабильная экологическая обстановка сложилась в Могилеве, где к «проблемным» отнесены все контролируемые районы города.
Брестская область. Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводятся в двух городах области: Бресте и Пинске. В течение года в Бресте нестабильная экологическая обстановка наблюдалась в районе ул.17 Сентября, где зафиксировано почти 73% всех превышений максимально разовых ПДК в городе. В Пинске большую часть года неблагополучная экологическая ситуация наблюдалась в районе ул. Центральная [2].
Витебская область. Для области характерно наличие крупных производственных объектов–источников выбросов загрязняющих веществ. Почти 2/3 их общего объема приходится на выбросы Новополоцкого промышленного узла, представленного предприятиями теплоэнергетики, а также химической и нефтехимической промышленности и 1/8 часть – на выбросы г.Новолукомля, где размещается тепловая электростанция.
Расположенное в Новополоцке ПО «Полимир» относится к числу крупнейших в Беларуси химически опасных объектов. Тем самым промышленный узел данного города выступает и как источник потенциальной экологической угрозы.
Для области характерны
самые большие выбросы
В Витебской области наблюдения
за состоянием атмосферного воздуха
проводятся в городах Орше, Полоцке,
Новополоцке и Витебске. Большую
часть года состояние воздуха
в отдельных районах Витебска
(пр.Людникова и ул.
Гомельская область. Состояние природной среды Гомельской области в значительной степени определяется наличием здесь радиоактивно загрязненных территорий, которые составляют 64,1% от общей площади области. На этих территориях проживает 1012,0 тыс.чел.
Наблюдения за состоянием
атмосферного воздуха проводятся в
городах Гомеле, Мозыре, Речице, Жлобине
и Светлогорске. В течение года
неустойчивая экологическая ситуация
наблюдалась в отдельных
Гомельская область является единственным в Беларуси регионом, где осуществляется добыча нефти. Для нее характерна специфическая проблема загрязнения окружающей среды в местах нефтедобычи.
На территории области
находится крупный (второй по величине)
полигон складирования
Гродненская область. В двух контролируемых городах области (Гродно и Новогрудке) большую часть года состояние воздушного бассейна оценивалось как устойчиво хорошее. В отдельные периоды ухудшение ситуации наблюдалась в районах ул.Комбайнерская и ул.Соколовского в Гродно. Загрязнение воздуха в этих районах обусловливали повышенные концентрации аммиака, формальдегида и оксида углерода.
Город Минск. Мониторинг атмосферного воздуха проводится в 12 районах города. В отдельные периоды нестабильная экологическая обстановка наблюдалась в районах автовокзала «Московский», ул.Тимирязева, ул.Радиальная, центральной части города и в микрорайоне Шабаны. Проблему загрязнения воздуха определяли повышенные концентрации диоксида азота, формальдегида и некоторых летучих органических соединений.
Характерными для крупного города являются физические факторы воздействия на окружающую среду, главным образом, шум и вибрация. Их источниками служат наземный транспорт, метрополитен, производственные объекты. В различных районах Минска в условиях акустического дискомфорта проживает от 20 до 40% населения.
Минская область. С учетом вклада города Минска в выбросы и сбросы загрязняющих веществ, их величины более чем двукратно превосходят показатели остальных областей.
Мониторинг атмосферного воздуха проводится в г.Солигорске. Большую часть года состояние воздуха оценивалось здесь как устойчиво хорошее. Однако в отдельные месяцы отмечалось существенное увеличение содержания в воздухе специфических загрязняющих веществ.
Зона радиоактивного загрязнения занимает в Минской области около 3,5% территории. В ее пределах проживает 14,4 тыс.чел.
На территории Минской
области размещается самый
Могилевская. Так же, как и в Гомельской, в Могилевской области существенный вклад в загрязнение окружающей среды вносит радиоактивное загрязнение, хотя его масштабы здесь ниже - зона радиоактивного загрязнения охватывает 30,5% территории области, в ее пределах проживает 121,6 тыс.чел.
Мониторинг атмосферного
воздуха проводится в городах
Могилеве и Бобруйске. В Могилеве
состояние воздуха в районах
улиц Челюскинцев и Островского
оценивалось как
1.2 Государственное управление и контроль за охраной атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха - это деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективной охраны и рационального использования атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной для человека окружающей среды обитания, улучшения качества атмосферного воздуха на основе соблюдения режима законности в области его охраны.
В соответствии со статьей 13
Закона Республики Беларусь «Об охране
атмосферного воздуха» государственное
управление в области охраны атмосферного
воздуха осуществляется Советом
Министров Республики Беларусь, республиканскими
органами государственного управления
по природным ресурсам и охране окружающей
среды, гидрометеорологии, здравоохранения,
внутренних дел и их органами на
местах, а также местными Советами
депутатов, исполнительными и
Основными направлениями государственного управления являются:
• формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
• принятие законов и иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;