Экологические проблемы Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения воздуха в городах.
При выполнении работы использованы общенаучные методы, системный подход.
В данной работе ставится цель проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения атмосферного воздуха в городах, в, связи с чем, ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть современное экологическое положение Республики Беларусь в области мониторинга атмосферного воздуха.
2. Определить региональные проблемы загрязнения атмосферного воздуха и пути их решения.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 99.92 Кб (Скачать файл)

Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для каждого  технологического процесса в расчете  на единицу его мощностных, энергетических и материальных характеристик продукции, полученной при данном технологическом  процессе, с учетом воздействия этих выбросов на качество атмосферного воздуха. Разработку нормативов удельных выбросов, методов их определения и определение  видов технологических процессов, к которым эти нормативы могут  применяться, осуществляют разработчики технологических процессов.

Отнесение субъектов хозяйствования к объектам, оказывающим вредное  воздействие на атмосферный воздух, производится в соответствии с критериями экологической опасности, разрабатываемыми органами, осуществляющими государственный  контроль в области охраны атмосферного воздуха. Государственный учет таких  объектов осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, а перечень объектов, которые представляют сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по государственной статистической отчетности, определяется Минприроды.

Для включения предприятия-природопользователя  в систему учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработки проектов планов по охране атмосферного воздуха и ведомственных проектов по установлению нормативов ПДВ, а также  при инспекционных проверках  предприятий необходимо четкое их деление  на категории опасности в зависимости  от массы и состава выбрасываемых  веществ в атмосферу[14].

Предприятия считаются не оказывающими вредного влияния на атмосферный  воздух, если ни один их источник выбросов не попадает в категорию опасных. Опасность источника определяется по утверждённым формулам. Для определения  категории опасности предприятия (КОП) используются данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу. В материалах отчетов должна быть подробная расшифровка всех составляющих выбросов и не должно быть информации о суммарных выбросах вредных  веществ в атмосферу от группы предприятий (например, в целом по объединениям, управлениям и т.д.).

Предприятия 1-й категории создают  вокруг себя значительные зоны загрязнения, где наблюдаются концентрации, в  десятки раз превышающие санитарно-гигиенические  критерии чистоты атмосферного воздуха. Таких объектов насчитывается немного: в крупных промышленных центрах  республики до 10, в районных центрах  — не более 2. Однако на эти предприятия  приходится 60—70% необходимого снижения выбросов с целью достижения ПДВ  от общего снижения по городу, что должно быть в центре внимания служб контроля загрязнения атмосферного воздуха.

Предприятия 2-й категории опасности (в крупных го¬родах их бывает 15—20, в небольших — до 8) выбрасывают  в атмосферу около 30—35% общих  городских выбросов, где концентрация вредных веществ в несколько  раз превышает предельно допустимые.

Одной из наиболее многочисленных групп  предприятий, на долю которых приходится 10—15% необходимого снижения выбросов для достижения ПДК, являются предприятия 3-й категории опасности.

Самые мелкие предприятия с небольшими выбросами вредных веществ в  атмосферу относятся к 4-й категории  опасности. На них приходится 1—5% общих  городских выбросов. Для таких  предприятий можно устанавливать  нормативы ПДВ на уровне фактических выбросов.

Для предприятий 1 и 2 категории опасности  необходима разработка мероприятий  по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ.

Нужно предъявлять  требования по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию.

Так, согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» проектирование, строительство, реконструкция  городов и других населенных пунктов  должны проводиться в соответствии с санитарными нормами, правилами  и гигиеническими нормативами по охране атмосферного воздуха. Выбор  территорий и площадок для строительства  городов, населенных пунктов и жилых  объектов согласовывается с органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха  – Департаментом по гидрометеорологии. С целью охраны атмосферного воздуха  на территориях населенных пунктов, в местах отдыха населения, при определении  мест для размещения новых объектов и реконструкции действующих, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ и (или) неблагоприятного воздействия  вредных физических и иных факторов, устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, проекты строительства и реконструкции  этих объектов в обязательном порядке  согласовываются с органами, осуществляющими  государственный контроль в области  охраны атмосферного воздуха, а также  с другими органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Рассмотрение предложений по размещению на территории Республики Беларусь новых  и реконструкции действующих  предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, независимо от ведомственной  подчиненности и форм собственности  осуществляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством [8].

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и  реконструируемых производственных и  сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов, должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ  и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, выполнение других требований по охране атмосферного воздуха.

Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух, должны оснастить источники  выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух сооружениями, оборудованием  и аппаратурой для очистки  этих выбросов, а также средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых загрязняющих веществ. Критерии, в соответствии с  которыми определяются необходимость  оснащения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сооружениями, оборудованием и аппаратурой  для очистки этих выбросов, а также  средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых  загрязняющих веществ и сроки  их оснащения, устанавливаются Министерством  природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию новых  и реконструированных объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха.

Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, иностранные юридические  и физические лица при эксплуатации технологического и другого оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывающего вредное физическое и иное воздействие на него, должны руководствоваться утвержденными  нормами и правилами в области  охраны атмосферного воздуха. До введения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ могут использоваться временно согласованные нормативы  выбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов до предусмотренных величин.

Нарушение установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий  на него, других условий и требований, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха, влечет за собой  ограничение, приостановление, прекращение  выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух и вредных  физических и иных воздействий на него вплоть до приостановления, перепрофилирования или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В целях создания благоприятной  среды обитания человека местные  исполнительные и распорядительные органы могут ограничивать въезд  передвижных источников в населенные пункты, места отдыха, туризма и  другие специальные зоны[8].

Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с использованием и вредным воздействием загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению, снижению и устранению вредного воздействия  на атмосферный воздух шума, вибрации, электромагнитных полей, радиации;  
В целях борьбы с производственными и другими шумами должны осуществляться:

• внедрение малошумных технологических процессов;

• улучшение передвижных источников и способов их эксплуатации

• размещение аэропортов и аэродромов на расстоянии, обеспечивающем экологическую безопасность населённых пунктов;

• проведение мероприятий по снижению бытовых шумов и др.

Наличие экономического механизма  охраны атмосферного воздуха включает:

• планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;

• установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• установление нормативов платы  и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия;

• установление нормативов платы  и размеров платежей за потребление  атмосферного воздуха для производственных нужд;

• установление нормативов платы  за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• предоставление юридическим и  физическим лицам налоговых, кредитных  и иных льгот при внедрении  ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха;

• возмещение в установленном порядке  ущерба, причиненного окружающей среде  и здоровью людей вследствие нарушения требований настоящего Закона.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1.  Основная цель мониторинга атмосферного воздуха – наблюдение за качеством воздушного бассейна, оценка, прогноз и выявление тенденций изменения состояния атмосферы для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде.

2. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха - это деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективной охраны и рационального использования атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной для человека окружающей среды обитания, улучшения качества атмосферного воздуха на основе соблюдения режима законности в области его охраны.

3. Анализ изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2001 г. показывает, что в 2005 г. выбросы на территории Беларуси возросли на 18,1 тыс. т, причем, за счет стационарных источников (26,2 тыс. т), а выбросы передвижных источников, наоборот, уменьшились на 8,1 тыс. т. Выбросы стационарных источников увеличились в Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и, особенно, Гомельской области (17,4 тыс.т).

Результаты стационарных наблюдений на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2007 г. позволяют сделать вывод, что общая картина состояния воздушного бассейна промышленных центров Беларуси достаточно благополучна. Вместе с тем в отдельных городах увеличилась доля проб с концентрациями загрязняющих веществ выше 2 ПДКм.р. В 8 городах определено 11 «проблемных» районов, где в течение года отмечали повышенный уровень загрязнения. В большинстве из них приоритетным веществом является формальдегид.

Результаты стационарных наблюдений на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2010г. позволяют сделать вывод, что общая картина состояния воздушного бассейна промышленных центров республики по-прежнему достаточно благополучна.

Вместе с тем, в некоторых  районах Могилева существует проблема загрязнения воздуха диоксидом  азота; Бреста, Витебска, Пинска и Орши – формальдегидом. В городах, расположенных  в южной части республики (Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица), в теплый период года отмечали значительный рост уровня загрязнения воздуха твердыми частицами  суммарно.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Струк, М.И. Региональные особенности оптимизации окружающей среды Беларуси / М.И. Струк.—Минск: Белорус. наука, 2007.—252 с.
  2. Состояние  природной среды Беларуси // Экологический бюллетень 2001г./ Под ред. В.Ф. Логинова.—Минск, 2002.
  3. Состояние  природной среды Беларуси // Экологический бюллетень 2003г./ Под ред. В.Ф. Логинова.—Минск, 2004.
  4. Состояние  природной среды Беларуси // Экологический бюллетень 2005г./ Под ред. В.Ф. Логинова.—Минск, 2006.
  5. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь—Минск, 2005.
  6. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь—Минск, 2007.
  7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь—Минск, 2011.
  8. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».—Минск, 2002.
  9. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Республики Беларусь / Сост.: О.А. Белый, А.А. Савастенко.—Минск: Экология, 2005.
  10. Ридевский, Г.В. Комплексная оценка устойчивости регионального развития (на примере Могилевской области).—Могилев, 2002.
  11. Савицкий, Б.П., Цвирко, Л.С., Кучмель, С.В. Место Национального парка «Припятский» в системе медико-географического районирования Беларуси // Экологические проблемы Полесья и сопредельных территорий: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.—Гомель, октябрь 2002г.—Гомель, 2002. –С. 207-209.
  12. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Маврищев.—2-е изд.—Мн.: Высш. шк., 2005.—416с.
  13. Лось, В.А. Экология: учебник / В.А. Лось.—М.: Издательство «Экзамен», 2006.—47с.
  14. Радкевич,В.А. Экология.—Мн.: Высш. шк., 1997.—158с.
  15. Хомич, В.С., Какарека, С.В., Кухарчик, Т.И. Экогеохимия городских ландшафтов Беларуси / Минсктиппроект.—Минск, 2004.

Информация о работе Экологические проблемы Беларуси