Экологические проблемы Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения воздуха в городах.
При выполнении работы использованы общенаучные методы, системный подход.
В данной работе ставится цель проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения атмосферного воздуха в городах, в, связи с чем, ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть современное экологическое положение Республики Беларусь в области мониторинга атмосферного воздуха.
2. Определить региональные проблемы загрязнения атмосферного воздуха и пути их решения.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 99.92 Кб (Скачать файл)

• разработка, принятие и  обеспечение реализации целевых  и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения;

• установление для субъектов  хозяйствования Республики Беларусь ограничений  на выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;

• определение порядка  государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха  на производственные нужды;

• определение порядка  разработки и утверждения предельно  допустимых и временно согласованных  выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• осуществление мероприятий  по защите населения при изменении  состояния атмосферного воздуха, представляющего  угрозу для здоровья людей на территории Республики Беларусь.

Контроль за охраной и  использованием атмосферного воздуха  представляет собой деятельность компетентных государственных органов, субъектов хозяйствования, направленную на организацию предотвращения и снижения уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух в целях сохранения, улучшения и восстановления его состояния, а также соблюдения экологического законодательства в данной сфере правоотношений.

Государственный контроль в  пределах своей компетенции осуществляют должностные лица республиканских  органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов.

Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха в  соответствии со статьей 58 Закона «Об  охране атмосферного воздуха» (за проектированием, строительством и эксплуатацией  сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижения вредного физического и иного воздействия на него, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух) обязаны осуществлять республиканские органы государственного управления на подведомственных им субъектах хозяйствования. При осуществлении ведомственного контроля данные органы обязаны руководствоваться законодательством Республики Беларусь и нормативными актами, утверждаемыми органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. 

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха  осуществляется субъектами хозяйствования и имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий  по охране атмосферного воздуха и  рациональному его использованию, соблюдению нормативов качества атмосферного воздуха, выполнения требований по его  охране. Порядок организации производственного  контроля за охраной атмосферного воздуха  юридическими и физическими лицами устанавливается Министерством  природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В качестве одной из организационно-правовых форм контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха выступает  учет вредных воздействий на атмосферный  воздух и наблюдение за его охраной [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

   2.1 Методика инструментально-расчетного определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников аппаратных дворов технологических производств

 

   

Методика    предназначена    для    расчетно-экспериментального определения   выбросов  загрязняющих  веществ  от   технологического оборудования аппаратных дворов и буллитных парков.

      Аппаратным  двором  принято считать место компактного  расположения  оборудования, пространственно отделенного от соседних объектов проходами шириной не менее 10 м.

      Методика   основана  на  натурном  определении   газовоздушного баланса  потоков  загрязняющих  веществ  и воздуха, проходящих через условные  плоскости  наветренной  и подветренной стороны аппаратного двора.

  Методика  определения   выбросов предусматривает проведение на объекте следующих измерений:

      - скоростей и температур газовоздушного потока;

      - барометрического давления атмосферного воздуха;

     - концентраций  углеводородов в пробах  газовоздушного потока с наветренной и подветренной стороны от обследуемого объекта;

     - концентраций  других  вредных веществ в пробах газовоздушного

потока   с  наветренной  и  подветренной  стороны  от   обследуемого

объекта;

      - геометрических размеров обследуемого объекта.

       Для проведения  измерений применяют средства измерений, прошедшие  поверку.  Концентрацию  загрязняющих  атмосферу   веществ

определяют, используя аккредитованные  методы.

       Для отбора  проб воздуха с целью определения концентрации вредных  веществ  в  условных  плоскостях используется пробоотборное устройство. Устройство состоит из сборного шеста длиной около 5 м, направляющей рамки, крепежной трубки, крепления для шприца   и шприца емкостью 100 мл ТУ-64-1-378-83. Шприц снабжают иглой малого диаметра с тем, чтобы поршень шприца, опускаясь  под  действием собственной силы тяжести, наполнял цилиндр отбираемым  воздухом  в  течение  5-10 минут.  Отбор  проб   воздуха производится    в    цельностеклянные  шприцы  емкостью  100  мл   и осуществляется в соответствующих требованиям точках.

      В    качестве    пробоотборного    шеста   можно   использовать телескопические удочки из синтетического материала длиной не менее 5м,   на  конце  которых  аналогично  шесту  крепятся   пробоотборные      устройства.

Ход подготовки и проведения измерений:

1.Составляют  в  масштабе  план  расположения   оборудования аппаратного двора с указанием высоты.

      1.1. На план:

      -  наносят расположение  организованных источников с указанием высоты выброса;

      - наносят близлежащие к объекту обследования источники выброса, здания и сооружения;

      -  отмечают  с указанием высоты места, пригодные для проведения измерений.

      Для    проведения    измерений  пригодны  площадки   сооружений "полупрозрачные"    (продуваемые ветром)  для воздушных   потоков. Площадки  должны  быть  расположены по границе аппаратного двора и в его  ближайшем  окружении.  Не  пригодны  для  проведения  измерений площадки,  расположенные  вблизи  аппаратов  воздушного  охлаждения. Высота площадок должна быть от 5 до 15 м.

      1.2. Определяют    благоприятные для проведения   измерений направления  ветра,  при  которых  с наветренной стороны объекта нет источников  выброса, которые могли бы создавать мощные, неравномерно распределенные потоки загрязнений.

      В  подветренном  пространстве  объекта  имеется достаточное (не менее  трех)  количество  мест  проведения  измерений.  Предпочтение следует  отдавать  таким  направлениям  ветра,  при  которых  объект перпендикулярен к ним стороной, имеющей наибольшую длину.

      2. При благоприятных направлениях ветра и скорости его от 2 до 7м/с подготавливают  к использованию средства  измерения и пробоотборные  устройства.  Уточняют направление ветра по показаниям флюгера, наносят его на план.

3. Проводят на обследуемом  объекте следующие измерения:

  - температуры  воздуха  и барометрического давления в начале и по окончании пробоотбора;

      - концентрации  загрязняющих  веществ  (проводят  пробоотбор)   в точках.

      3.1. Допускается измерять (проводить пробоотбор) концентрации загрязняющих  веществ  на  высоте 1 м путем равномерного перемещения измерительного  прибора  (пробоотборного  устройства)  вдоль  границ аппаратного двора.

      Измеряют    скорость  воздушных  потоков  в  точках   измерения концентраций  (кроме  высоты  1  м).  Время измерения скорости равно времени измерения концентраций (пробоотбора).

      Если  с  подветренной  стороны  аппаратного  двора  нет   мест, пригодных для измерений на высоте, больше 1 м, используют шесты.

      В  каждой из точек отбирают не менее трех проб (проводят замеры концентраций) по каждому веществу. Если время измерения концентраций (пробоотбора)  менее 20  минут, измерение проводят последовательно, если более – параллельно [8].

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ

 

3.1 Оценка состояния атмосферного воздуха в 2005г.

 

Регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводятся в 16 городах республики. Дополнительно  к программе наблюдений в 2005 г. обследовано  состояние воздушного бассейна                 г. Барановичи. Таким образом, регулярным мониторингом охвачена территория, на которой проживает около 65% городского населения. В городах установлено 53 стационарных станции, на которых 3-4 раза в сутки проводятся наблюдения за 37 загрязняющими веществами. Основной объем (57%) наблюдений относится к веществам, имеющим повсеместное распространение (пыль, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота). В воздухе всех промышленных центров определяется содержание формальдегида, свинца и кадмия. Анализ статистических данных за последние пять лет показал, что имеется устойчивая тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в большинстве городов республики. В 2005 г. по сравнению с 2001 г. отмечается увеличение выбросов загрязняющих веществ в городах Новополоцк, Минск, Новолукомль, Гомель и Жлобин. Из этих городов проблемным остается пока только Новополоцк [2,3].

Анализ изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу  по сравнению с 2001 г. показывает, что в 2005 г. выбросы на территории Беларуси возросли на 18,1 тыс. т, причем, за счет стационарных источников (26,2 тыс. т), а выбросы передвижных источников, наоборот, уменьшились на 8,1 тыс. т. Выбросы стационарных источников увеличились в Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и, особенно, Гомельской области (17,4 тыс.т). Вклад передвижных источников в загрязнение атмосферы существенно увеличился в Минской области, включая Минск (37,1 тыс. т), а в остальных областях уменьшился на 5-15 тыс. т по сравнению с 2001 годом.

В целом наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается  в атмосферу на территории Минской  области (включая г. Минск) – около 32% общих выбросов в атмосферу. Среди  городов по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выделяются Новополоцк и  Минск. С передвижными источниками  связаны выбросы стойкого органического  загрязнителя бенз(а)пирена (около 0,75 т  в год). Выбросы свинца автотранспортом за 2001-2005 г.г. практически отсутствуют, поскольку этилированный бензин в Беларуси не производится и не импортируется. Проблему загрязнения воздушного бассейна практически всех городов республики определяют повышенные концентрации формальдегида. Вклад формальдегида в суммарный индекс загрязнения в 11 городах достигал 75–85%. В 2005 г. его средняя концентрация составляла 2,8 ПДК и была выше, чем в предыдущие годы. В период 2001–2005 гг. во всех контролируемых городах республики произошло снижение уровня загрязнения воздуха диоксидом серы и твердыми частицами. Наблюдаемый в последние годы рост загрязнения атмосферы диоксидом азота и формальдегидом, а в некоторых промышленных центрах оксидом углерода, выдвигает на первое место проблему сокращения выбросов от автотранспорта [4].

Вместе с тем, в 2005 г. содержание в воздухе диоксида азота увеличилось  в 2 раза и составило 1,6 мкг/м3, самый  высокий показатель за 1996-2005 г.г. Содержание диоксида серы было на уровне 0,33 мкг/м3 [5]. 

 

3.2 Оценка состояния атмосферного воздуха в 2007г.

 

В 2007 г. мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 17 промышленных городах Беларуси, включая областные центры, а также, Полоцк, Новополоцк, Оршу, Бобруйск, Мозырь, Речицу, Светлогорск, Пинск, Новогрудок, Жлобин и Солигорск. Регулярными наблюдениями были охвачены территории, на которых проживает 81,3% населения крупных и средних городов страны. Дополнительно к программе мониторинговых наблюдений в течение отчетного года было обследовано состояние атмосферного воздуха в г.Барановичи. В соответствии с Государственной программой развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006–2010гг., в г.Лида открыты стационарные станции и в 4-ом квартале организованы наблюдения за содержанием в воздухе суммарных твердых частиц, оксида углерода, свинца и кадмия. Государственная сеть мониторинга включает в себя также стационарные наблюдения, проводимые Министерством здравоохранения Республики Беларусь в г.Могилеве (один стационарный пост) [6].

В 2007 г. мониторинг атмосферного воздуха проводили на 58 станциях. В Минске – на 12 станциях, в Могилеве – на 6, в Гомеле – на 5, в Витебске, Бресте и Гродно – на 4, в остальных промышленных центрах – на 1–3 станциях.

Информация о работе Экологические проблемы Беларуси