Экологические проблемы воздействующие на человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:54, реферат

Описание работы

Экологическая безопасность – это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Файлы: 1 файл

экология готовая.docx

— 61.94 Кб (Скачать файл)

Наиболее изученными на современном  этапе являются биологические механизмы  адаптации. Анализ различных форм биологической  адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям послужил основой  разработки концепции адаптивных типов  человека. В. П.Алексеев определяет адаптивный тип как своеобразный морфофизиологический комплекс приспособительных реакций, формирующийся в процессе адаптации  к условиям жизни у популяций, проживающих в сходных или  тождественных условиях существования. Выделяют пять основных адаптивных типов: арктический, умеренной зоны, континентальный, экваториальный, высокогорный. В работах  Т.И.Алексеевой и ряда других авторов  некоторые из перечисленных типов  получили достаточно полную характеристику.

Хуже обстоит дело с  изучением внебиологических механизмов адаптации. Большинство исследователей подчеркивают ведущую роль внебиологических механизмов в адаптации человека к окружающей его среде, однако ее социальные стороны и механизмы  изучены явно недостаточно. Как отмечает Л. В. Максимова, до последнего времени  мало уделялось внимания культурным аспектам адаптации, охватывающим сферу  духовной жизни, быта и т.д.

Понятие степень адаптированности отражает меру приспособленности человека к конкретным условиям существования, а также наличие (отсутствие) свойств, приобретаемых человеком в результате процесса его адаптации к изменениям условий среды. В качестве показателей  степени адаптированности человека к конкретным условиям существования  в исследованиях по экологии человека и социальной экологии используют такие характеристики, как социально-трудовой потенциал и здоровье.

Понятие социально-трудовой потенциал человека было предложено В. П. Казначеевым в качестве своеобразного, выражающего совершенствование  качества народонаселения, интегрального  показателя организации общества. Сам  автор определил его как “способ  организации жизнедеятельности  популяции, при котором осуществление  различных естественно-природных  и социальных мер по организации  жизнедеятельности популяций создает  оптимальные условия для социально  полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения”.

В качестве другого критерия адаптации в экологии человека широко используется понятие здоровье. Причем здоровье, с одной стороны, понимают как интегральную характеристику организма  человека, определенным образом влияющую на процесс и исход взаимодействия человека со средой, на адаптацию к  ней, а с другой - как реакцию  человека на процесс его взаимодействия со средой, как результат его приспособления к условиям существования.

Для выражения состояний  здоровья человека как показателя меры его приспособленности к среде  и характера процесса адаптации  используются понятия “норма”, “стресс”, “болезнь”, “смерть”.

Понятие нормы используется для характеристики состояния организма, при котором поддержание гомеостаза (динамического равновесия внутренней среды) полностью обеспечивается имеющимися резервами и восстановительными процессами.

Под стрессом в общем случае понимают неспецифическую (общую) приспособительную  реакцию (общая активизация обменных процессов, усиление потоотделения, повышение  температуры тела и др.) организма  на любое оказываемое на него извне  сильное воздействие, приводящее к  нарушению динамического равновесия внутренней среды организма. Принято  выделять множество разновидностей стрессов - тепловой, световой, хирургический, нервно-психологический и др. Отличают положительные и отрицательные  формы стресса. Первые (экстресс, эвстресс) мобилизуют организм, стимулируя развитие приспособительных механизмов; вторые (дистресс), напротив, ведут к его  ослаблению и развитию болезней.

Болезнью называют особое состояние организма, характеризующееся  серьезным нарушением гомеостаза и  развитием на этом фоне специфических  приспособительных реакций (например, воспалительного процесса), направленных на его восстановление.

Наступление смерти организма  означает полное прекращение в нем  всех обменных процессов, потерю им системных  свойств вследствие неспособности  приспособительных механизмов обеспечить поддержание и восстановление гомеостаза.

3. Защита от  шумового воздействия

Как и все другие виды антропогенных воздействий, проблема загрязнения среды шумом имеет  международный характер. Всемирная  организация здравоохранения, учитывая глобальный характер шумового загрязнения  окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах  и населенных пунктах мира.

В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом  Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) (ст. 55), а также  постановлениями правительства  о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах.

Защита от шумового воздействия  — очень сложная проблема и  для ее решения необходим комплекс мер: законодательных, технико-технологических, градостроительных, архитектурно - планировочных, организационных и др.  Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно - законодательными актами регламентируется его интенсивноеть, время действия и другие параметры. Госстандартом установлены единые санитарно-гигиенические нормы и правила по ограничению шума на предприятиях, в городах и других населенных пунктах. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно: 40 дБ днем и 30 — ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84— 92 дБ и со временем будут снижаться.

Технико-технологические  меры сводятся к шумозащите, под  которой понимают комплексные технические  меры по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов  станков, звукопоглощение и др.), на транспорте (глушители выбросов, замена колодочных тормозов на дисковые, шумопоглощающий асфальт и др.).

На градостроительном  уровне защита от шумового воздействия  может быть достигнута следующими мероприятиями (Швецов, 1994):

— зонированием с выносом  источников шумов за пределы застройки;

— организацией транспортной сети, исключающей прохождение шумных магистралей через районы жилой  застройки;

— удалением источников шума и устройством защитных зон  вокруг и вдоль источников шумового воздействия и организация зеленых  насаждений;

— прокладкой магистралей  в туннелях, устройством шумозащитных насыпей и других поглощающих  шум препятствий на путях распространения  шума (экраны, выемки, ковальеры);

Архитектурно-планировочные  меры предусматривают создание шумозащитных зданий, т. е. таких зданий, которые  обеспечивают помещениям нормальный акустический режим с помощью конструктивных, инженерных и других мер (герметизация окон, двойные двери с тамбуром, облицовка стен звукопоглощающими материалами и др.).

Определенный вклад в  защиту среды от шумового воздейтвия вносит запрещение звуковых сигналов автотранспорта, виаполетов над городом, ограничение (или запрещение) взлетов  и посадок самолетов в ночное время и другие организациннные  меры.

Однако указанные меры вряд ли дадут должный экологический  эффект, если не будет понято главное: защита от шумового воздействия —  проблема не только техническая, но и  Асоциальная. Необходимо воспитывать  звуковую культуру (Бон-Едаренко, 1985) и  осознанно не допускать действий, которые способствовали бы возрастанию  шумового загрязнения среды.

Снижение шума градостроительными методами

Шум сегодня представляет собой вредность универсальную  в том смысле, что может проникать  во все сферы быта и области нашей производственной, учебной и общественной деятельности. Уровни природных и технических шумов колеблются в довольно широких пределах от 10-30дб (шелест листьев, шепот человека) до 120-130дб (грозовые разряды небесной сферы, старт реактивного самолета на расстоянии 50-100метров). Наличие такого широкого диапазона изменений уровней звукового давления свидетельствуют о том, что адаптация к нему, согласно современным представлением, может происходить как с благоприятным, так и неблагоприятным исходом.

При воздействии факторов окружающей среды на человека главным  уровнем постоянства его внутренней среды является гомеостаз, который  означает поддержание относительного динамического постоянства всего  организма. Тайна мудрости нашего тела достигается именно гомеостазом, т.е. совершенной адаптационной деятельностью.

Шум может оказывать как  специфическое действие на орган  слуха, так и неспецифическое (опосредованное через центральную нервную систему) на весь организм. В первом случае может, наблюдается временное снижение порогов слуха, потом происходит постоянное снижение, затем следует  тугоухость и полная глухота. Во втором случае при воздействии слабых шумов  формируется реакция тренировки с ее фазами ориентировки, перестройки  и тренированности; при воздействии  шумов средней силы развивается  реакция активации с ее фазами первичной и стойкой активации; при воздействии сильных шумов  формируется стресс-реакция с  ее фазами тревоги, устойчивости и истощения. Если первые две реакции (тренировки и активации) свидетельствуют о  нормальной адаптации человеческого  организма к шуму, то третья реакция, являясь стрессовой, характеризует  патологическую адаптацию к звуковому  раздражителю последствиями для  здоровья людей.

Из краткого рассмотрения последствий неблагоприятного воздействия  шума на организм человека явствует, что  с этим вредным фактором необходимо бороться и бороться серьезно, используя  для этого все возможные способы  снижения его уровней до допустимых величин.

Немецкий микробиолог  Роберт Кох, открывший возбудителя  туберкулеза (палочку, названную его  именем) по поводу снижения уровней  шума писал следующее: «Когда-нибудь человечество будет вынуждено расправляться  с шумом столь же решительно, как  оно расправляется с холерой  и чумой».

К настоящему времени, как  в РФ, так и за рубежом разработано  множество подходов к снижению зашумленности  внутри и снаружи жилищ, учебных  и лечебных помещений, общественных зданий, а так же к уменьшению уровней звукового дискомфорта  на улицах и открытых пространствах, прилегающих к жилым постройкам. Все эти мероприятия делятся  на группы мер, с помощью которых  можно снизить уровни шумов, как  в источниках их образования, так  и на пути их распространения. Борьба с шумом в источнике производится инженерно-техническими и организационно-административными  методами, а на пути распространения  шума в городской среде от источника  до защищаемого объекта - градостроительными и строительно-акустическими методами. В самом объекте шумозащиты снижение уровней звука обеспечивается конструктивно-строительными  методами, повышающими звукоизолирующие качества ограждающих конструкций  здании и сооружений и планировочными методами. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Организационно-административные мероприятия

Значительное снижение уровней  транспортного шума может быть достигнуто за счет снижения интенсивности и  шумности транспортных потоков. Например, при организации грузовых перевозок  определяют категорию грузов (промышленные, строительные, потребительские, топливные, по очистке города) и используют для их проезда специальные дороги, минуя общегородские центры. Менеджмент транспортного потока предусматривает также обеспечение комфорта населения в дневное и ночное время, прогнозирование уровней транспортного шума в строящихся микрорайонах, уменьшение шума на более опасных участках и прочее другое.

Система организационно-административных мероприятий предусматриваем:

  1. улучшение содержания дорог и применение менее шумных типов улично-дорожных покрытий;
  2. обеспечение на магистралях рациональной скорости движения;
  3. исключение движения автомобильного, особенно грузового транспорта в центральных районах города и на улицах жилой застройки. При этом предусматривается устройство пешеходных зон, вывоз транзитного транспорта на объездные дороги, установление одностороннего движения, ограничения ночного движения и т.д.
  4. улучшение условий движения на перегонах и пересечениях.
  5. максимальное развитие общественного транспорта в городе и повышение его конкурентоспособности с индивидуальными транспортными средствами по скорости и комфорту, а также развитии велосипедного транспорта с устройством для них велосипедных дорожек

Следует подчеркнуть, что  снижение шума наземного транспорта путем использования шумопоглощающих  дорожных покрытий является одним из весьма перспективных методов. При  этом на характеристики шума существенным образом влияет состав и состояние  дорожного покрытия. Так, бетонное покрытие на 2-3дб (А) шумнее, чем асфальтовые, в дождь шум потока может возрасти на 5-6 дб (А), а в снегопад снизиться  на 3-5дб (А).

Градостроительные и строительно-акустические мероприятия

Основная доля затрат по шумоподавлению в развитых странах  связана с установкой шумозащитных сооружений, наиболее распространенных из которых в городах и на дорогах  являются акустические экраны, а основным звукоизолирующим ограждением - двойные  или тройные акустические защитные окна. Например, в Германии за последние  десятилетие расходы на установку  акустических экранов и защитных окон составляет более 90% всех расходов на защиту от шума.

Информация о работе Экологические проблемы воздействующие на человека