Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:54, реферат
Экологическая безопасность – это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Наиболее изученными на современном этапе являются биологические механизмы адаптации. Анализ различных форм биологической адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям послужил основой разработки концепции адаптивных типов человека. В. П.Алексеев определяет адаптивный тип как своеобразный морфофизиологический комплекс приспособительных реакций, формирующийся в процессе адаптации к условиям жизни у популяций, проживающих в сходных или тождественных условиях существования. Выделяют пять основных адаптивных типов: арктический, умеренной зоны, континентальный, экваториальный, высокогорный. В работах Т.И.Алексеевой и ряда других авторов некоторые из перечисленных типов получили достаточно полную характеристику.
Хуже обстоит дело с изучением внебиологических механизмов адаптации. Большинство исследователей подчеркивают ведущую роль внебиологических механизмов в адаптации человека к окружающей его среде, однако ее социальные стороны и механизмы изучены явно недостаточно. Как отмечает Л. В. Максимова, до последнего времени мало уделялось внимания культурным аспектам адаптации, охватывающим сферу духовной жизни, быта и т.д.
Понятие степень адаптированности
отражает меру приспособленности человека
к конкретным условиям существования,
а также наличие (отсутствие) свойств,
приобретаемых человеком в
Понятие социально-трудовой
потенциал человека было предложено
В. П. Казначеевым в качестве своеобразного,
выражающего совершенствование
качества народонаселения, интегрального
показателя организации общества. Сам
автор определил его как “
В качестве другого критерия
адаптации в экологии человека широко
используется понятие здоровье. Причем
здоровье, с одной стороны, понимают
как интегральную характеристику организма
человека, определенным образом влияющую
на процесс и исход взаимодействия
человека со средой, на адаптацию к
ней, а с другой - как реакцию
человека на процесс его взаимодействия
со средой, как результат его
Для выражения состояний здоровья человека как показателя меры его приспособленности к среде и характера процесса адаптации используются понятия “норма”, “стресс”, “болезнь”, “смерть”.
Понятие нормы используется
для характеристики состояния организма,
при котором поддержание
Под стрессом в общем случае
понимают неспецифическую (общую) приспособительную
реакцию (общая активизация обменных
процессов, усиление потоотделения, повышение
температуры тела и др.) организма
на любое оказываемое на него извне
сильное воздействие, приводящее к
нарушению динамического
Болезнью называют особое состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, воспалительного процесса), направленных на его восстановление.
Наступление смерти организма означает полное прекращение в нем всех обменных процессов, потерю им системных свойств вследствие неспособности приспособительных механизмов обеспечить поддержание и восстановление гомеостаза.
3. Защита от шумового воздействия
Как и все другие виды антропогенных воздействий, проблема загрязнения среды шумом имеет международный характер. Всемирная организация здравоохранения, учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира.
В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах.
Защита от шумового воздействия — очень сложная проблема и для ее решения необходим комплекс мер: законодательных, технико-технологических, градостроительных, архитектурно - планировочных, организационных и др. Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно - законодательными актами регламентируется его интенсивноеть, время действия и другие параметры. Госстандартом установлены единые санитарно-гигиенические нормы и правила по ограничению шума на предприятиях, в городах и других населенных пунктах. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно: 40 дБ днем и 30 — ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84— 92 дБ и со временем будут снижаться.
Технико-технологические
меры сводятся к шумозащите, под
которой понимают комплексные технические
меры по снижению шума на производстве
(установка звукоизолирующих кожухов
станков, звукопоглощение и др.),
на транспорте (глушители выбросов,
замена колодочных тормозов на дисковые,
шумопоглощающий асфальт и др.)
На градостроительном уровне защита от шумового воздействия может быть достигнута следующими мероприятиями (Швецов, 1994):
— зонированием с выносом источников шумов за пределы застройки;
— организацией транспортной сети, исключающей прохождение шумных магистралей через районы жилой застройки;
— удалением источников
шума и устройством защитных зон
вокруг и вдоль источников шумового
воздействия и организация
— прокладкой магистралей в туннелях, устройством шумозащитных насыпей и других поглощающих шум препятствий на путях распространения шума (экраны, выемки, ковальеры);
Архитектурно-планировочные
меры предусматривают создание шумозащитных
зданий, т. е. таких зданий, которые
обеспечивают помещениям нормальный акустический
режим с помощью
Определенный вклад в защиту среды от шумового воздейтвия вносит запрещение звуковых сигналов автотранспорта, виаполетов над городом, ограничение (или запрещение) взлетов и посадок самолетов в ночное время и другие организациннные меры.
Однако указанные меры вряд ли дадут должный экологический эффект, если не будет понято главное: защита от шумового воздействия — проблема не только техническая, но и Асоциальная. Необходимо воспитывать звуковую культуру (Бон-Едаренко, 1985) и осознанно не допускать действий, которые способствовали бы возрастанию шумового загрязнения среды.
Снижение шума градостроительными методами
Шум сегодня представляет собой вредность универсальную в том смысле, что может проникать во все сферы быта и области нашей производственной, учебной и общественной деятельности. Уровни природных и технических шумов колеблются в довольно широких пределах от 10-30дб (шелест листьев, шепот человека) до 120-130дб (грозовые разряды небесной сферы, старт реактивного самолета на расстоянии 50-100метров). Наличие такого широкого диапазона изменений уровней звукового давления свидетельствуют о том, что адаптация к нему, согласно современным представлением, может происходить как с благоприятным, так и неблагоприятным исходом.
При воздействии факторов
окружающей среды на человека главным
уровнем постоянства его
Шум может оказывать как
специфическое действие на орган
слуха, так и неспецифическое (опосредованное
через центральную нервную
Из краткого рассмотрения
последствий неблагоприятного воздействия
шума на организм человека явствует, что
с этим вредным фактором необходимо
бороться и бороться серьезно, используя
для этого все возможные
Немецкий микробиолог Роберт Кох, открывший возбудителя туберкулеза (палочку, названную его именем) по поводу снижения уровней шума писал следующее: «Когда-нибудь человечество будет вынуждено расправляться с шумом столь же решительно, как оно расправляется с холерой и чумой».
К настоящему времени, как
в РФ, так и за рубежом разработано
множество подходов к снижению зашумленности
внутри и снаружи жилищ, учебных
и лечебных помещений, общественных
зданий, а так же к уменьшению
уровней звукового дискомфорта
на улицах и открытых пространствах,
прилегающих к жилым
Организационно-
Значительное снижение уровней
транспортного шума может быть достигнуто
за счет снижения интенсивности и
шумности транспортных потоков. Например,
при организации грузовых перевозок
определяют категорию грузов (промышленные,
строительные, потребительские, топливные,
по очистке города) и используют
для их проезда специальные дороги,
минуя общегородские центры. Ме
Система организационно-
Следует подчеркнуть, что
снижение шума наземного транспорта
путем использования
Градостроительные и строительно-акустические мероприятия
Основная доля затрат по шумоподавлению в развитых странах связана с установкой шумозащитных сооружений, наиболее распространенных из которых в городах и на дорогах являются акустические экраны, а основным звукоизолирующим ограждением - двойные или тройные акустические защитные окна. Например, в Германии за последние десятилетие расходы на установку акустических экранов и защитных окон составляет более 90% всех расходов на защиту от шума.
Информация о работе Экологические проблемы воздействующие на человека