Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью экологического аудита является: Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
оказание помощи деловым кругам;
повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;
снижение рисков.

Файлы: 1 файл

курсовик по аудиту.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Лицензирование  экологической аудиторской деятельности

Нормы, регламентирующие порядок  лицензирования деятельности, связанной  с природопользованием, содержатся во многих нормативных актах разного  уровня. Как правило, основные положения  о лицензировании того или иного  вида деятельности, связанной с природопользованием, содержатся в федеральных законах, что соответствует положениям статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, и затем конкретизируются в актах, издаваемых Правительством Российской Федерации, а также федеральными министерствами и ведомствами. Отдельные  виды деятельности, прямо не указанные  в законах, подлежат лицензированию на основании Постановления Правительства  Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 "О лицензировании отдельных  видов деятельности" Этим Постановлением определён порядок выдачи лицензий, в том числе на деятельность в области охраны окружающей среды. Федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на ведение лицензионной деятельности органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензионную деятельность на основании положений о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Лицензии на осуществление перечисленных ниже видов деятельности выдаются юридическим лицам, а также физическим лицам, зарегистрированных в качестве предпринимателей. [16]

 

2.4 Экологический  и финансовый аудит. Сходство  и различие

Экологический аудит нашел  применение в таких областях деятельности, как приобретение или передача недвижимости, решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными заболеваниями, контроль загрязнения природных сред.

Экологическому аудиту в  большей степени присущ аналитический характер. Он не дает ответа на вопрос, каким образом компания может усовершенствовать свою экологическую программу. Аудиторы лишь указывают на выявленные недостатки природоохранной деятельности, а принятие необходимых мер — обязанность управляющего компанией. Ответственность за признание, оценку и раскрытие информации по таким вопросам лежит на руководстве экономическогосубъекта.

В некоторых случаях экологические  вопросы являются важными для субъекта и может существовать риск существенного искажения (в том числе несоответствующего раскрытия) фактов в финансовой отчетности в результате таких экологических вопросов. При таких обстоятельствах аудитор должен рассмотреть экологические вопросы при проведении аудита финансовой отчетности. Экологические вопросы могут быть комплексными и поэтому могут потребовать дополнительного рассмотрения со стороны аудитора. [17]

Необходимость учета экологических  вопросов при аудите финансовой отчетности зависит от суждения аудитора о том, повлекут ли экологические вопросы за собой риск существенного искажения финансовой отчетности. В некоторых случаях может быть сделан вывод об отсутствии необходимости в специальных аудиторских процедурах. В других случаях аудитор использует профессиональное суждение для определения характера, сроков и объема специальных процедур, которые он считает необходимыми для получения достаточных и уместных аудиторских доказательств того, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Если аудитор не обладает профессио нальной компетенцией для проведения специальных процедур, он имеет право обратиться за технической консультацией к таким специалистам, как юристы, инженеры или специалисты по экологии.

В ПМАП 1010 приведены примеры  экологических вопросов, влияющих на финансовую отчетность:

■  введение экологических законов и положений может повлечь за собой обесценивание активов и, как следствие, необходимость снижения их балансовой стоимости;

■  несоблюдение норм экологического законодательства, касающихся, например, удаления выбросов и отходов, или изменения в законодательстве, имеющие ретроактивную силу, могут потребовать начисления сумм для осуществления исправительных мер, выплаты компенсаций и оплаты юридических расходов;

■   некоторые субъекты, например в добывающей промышленности (горнодобывающая или нефте- и газодобывающая отрасли), производители химикатов или компании по утилизации отходов могут понести экологические обязательства в качестве непосредственного побочного продукта своей основной деятельности;

■  конструктивные обязательства, вытекающие из добровольных действий (например, субъект может обнаружить загрязнение почвы и, не имея юридических обязанностей, решит устранить загрязнение, заботясь о свой репутации и улучшении отношении с обществом);

■  субъект может быть обязан раскрыть в примечаниях наличие условных обязательств, если расходы, относящиеся к экологическим вопросам, не могут быть достоверно оценены;

■   в крайних случаях несоблюдение определенных экологических законов и положений может повлиять на продолжительность деятельности предприятия с точки зрения допущения о непрерывности деятельности и, следовательно, на раскрываемые сведения и основу для подготовки финансовой отчетности.

Процедуры аудита стали широко использоваться для совершенствования  и повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования по другим направлениям - аудит качества, энергетический аудит, экологический аудит и  др. 

По ряду принципов процедуры  экологического аудита и финансового  очень похожи, сравнительная характеристика представлена в таблице 2.1.

 

 Таблица 2.1

 
Сравнительная характеристика финансового  и экологического аудита

Финансовый аудит 

Экологический аудит 

1. Установленные нормативно  правовыми документами требования. 

1. Добровольная (инициативная  деятельность организации) 

2.Ежегодное событие 

2. Нет установленной периодичности  (для добровольного аудита) 

3.Подтверждение в официальном  бюллетене 

3. Выводы и рекомендации 

4. В рамках существующих  стандартов, правил законов 

4. Несколько правил и  стандартов, в том числе международных,  установленных на данный момент 

5.Установленный законом  минимальный объем работы, необходимый  для предоставления перед аттестацией. 

5. Требование к выполняемой  работе оговариваются индивидуально. 


 

 

 

 

Глава 3. Содержание экологического аудита

3.1 Виды и параметры  экологического аудита

По виду экологический аудит можно подразделить на обязательный и инициативный (добровольный).

Инициативный экологический аудит проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

Обязательный экологический аудит проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях.

Кроме того, обязательный экологический  аудит в установленном порядке  может проводиться при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений, для учета  экологического фактора при действующей  программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных  предприятий, при реализации процедуры  банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства, при проведения обязательного экологического страхования, при подготовке инвестиционных проектов и программ в том случае, когда это предусмотрено условиями  инвестирования, а также при обосновании и реализации экологических программ различного уровня.

Следует учитывать, что обязательное экологическое аудирование может осуществляться по решению органов государственной власти для видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на состояние экологической обстановки различных объектов, территорий и здоровье населения.

В зависимости от исполнителя  экоаудита общепризнанны следующие виды экоаудита:

Внутренний (аудит «первой стороны»): проводится специалистами из состава персонала проверяемой организации или иной организации от ее имени; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость только в рамках проверяемой организации.

Внешний:

  • аудит «второй стороны», проводимый сторонами, заинтересованными в деятельности аудируемой организации предприятия (например: органом управления корпоративного объединения в отношении организации, входящей в корпоративное объединение; органом административного управления юридического лица в отношении его филиала); экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость в рамках корпоративного объединения;
  • аудит «третьей стороны», проводимый независимой экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором-экологом; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость во взаимоотношениях проверяемой организации с заинтересованными сторонами, включая природоохранные органы, судебные органы, граждан и их объединения, инвесторами, страховщиками и т.д..

Комплексный: всех видов основной производственной деятельности и Деятельности по жизнеобеспечению аудируемой организации.

Совместный: проводится одновременно несколькими независимыми экоаудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами-экологами.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства  предприятия (организаций) (или ее учредителей), или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в  Федеральном законе.[14]

Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении  бухгалтерского учета, составлении  отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации  учета и отчетности.

Обязательный аудит в нашей  стране проводится в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. согласно которому обязательной проверке подлежат:

•Экономические субъекты, имеющие  организационно-правовую форму открытого  акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и  размера уставного капитала;

• банки и другие кредитные учреждения;

• страховые организации и общества взаимного страхования;

• товарные и фондовые биржи;

• инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

• внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

• благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

• экономические субъекты, если в  их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты (за исключением находящихся полностью  в государственной или муниципальной  собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

• объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законодательством  РФ минимальный размер оплаты труда;

• суммы активов баланса, превышающей  на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством  РФ минимальный размер оплаты труда.

Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз от 21 ноября 1996 г. эти объекты  подлежат обязательному аудиту тогда, когда на это имеются указание в Федеральных законах.

 

3.2 Процедура экоаудирования. Аудиторское заключение

Процедура экологического аудита должна обеспечивать возможность оценки соответствия проверяемого объекта установленным, для него критериям экологического аудита - Процедура проведения экологического аудита простой и доступной в  управлении и исполнении. Перед проведением  аудита необходимо:

• идентифицировать процессы, используемые в коммерческой деятельности или  производственном процессе объекта  аудирования;

• четко установить целевую направленность политики и планов предприятия;

• определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;

• разработать процедуры, устанавливающие  порядок выполнения аудита.

Основными этапами процедуры экологического аудита являются:

• проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирующих показатели природоохранной  деятельности;

Информация о работе Экологический аудит