Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью экологического аудита является: Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
оказание помощи деловым кругам;
повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;
снижение рисков.
Сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом;
• визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств;
• инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;
• выработка рекомендаций пo совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.
При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ:
• определение возможных путей достижения экологизации деятельности предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели;
• снижение вероятности подвергнуться риску судебной тяжбы и выплаты большой компенсации за причиненный ущерб, а также экологических платежей и штрафов;
• усиление экологизации деятельности и политики предприятия, экологической сознательности и повышение экологической ответственности персонала предприятия;
• определение степени
• разработка мер по улучшению экологической деятельности предприятия и одновременно по снижению стоимости производимой продукции;
• разработка информационной базы немедленного реагирования на случай возникновения опасности;
• улучшение методов управления
при решении экологических
• Уэкономическое стимулирование проектов, обеспечивающих снижение отрицательного воздействия на окружающую природную среду;
• улучшение взаимоотношений со структурами власти и общественностью;
• оценка-риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды в результате производственной или иной деятельности предприятия;
• соответствие стандарта, устанавливающим преемлемый уровень экологического риска, или экологоэточеским критерием.
Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его результатов в виде экологического аудиторского заключения (далее аудиторское заключение), представляемого Заказчику. Аудиторское заключение — официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога аудитора или аудиторской организацией и содержащий заключение о соответствии отчетности и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных недостатков. [15]
Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
• для аудиторской организации
— юридический адрес и
порядковый номер, дата выдачи и
наименование органа, выдавшего лицензию
на осуществление аудиторской
• для аудитора, работающего самостоятельно,
— фамилия, имя, отчество, стаж работы
в качестве аудитора; дата выдачи и
наименование органа, выдавшего лицензию
на осуществление аудиторской
• наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за который проводится проверка;
• результаты экспертизы соответствия
действующему экологическому законодательству,
экологическим нормативным
• факты выявленных в ходе аудиторской
проверки существенных нарушений экологического
законодательства и правил составления
нормативной и статистической документации
предприятия (субъекта экологического
аудита), а также нарушений
3) В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности. В случае если субъектом — Заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения природоохранительного законодательства, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом и заверяется печатью аудиторской фирмы.
Выполнение экологом-аудитором
или аудиторской организацией условий
договора оформляется актом сдачи-
Глава 4. Ведение аудиторской документации
В пункте 7 ISA 230 международного стандарта указывается, что аудиторскую документацию можно вести не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.
Необходимо обратить внимание, что в данном же пункте предусмотрена обязанность формирования аудиторской документации по конкретному заданию в виде аудиторского файла. Если ранее в Международном Стандарте Аудита 230 (МСА) и ПСАД N 2 (Правила (стандарты) аудиторской деятельности) аудиторский файл просто упоминался как способ обобщения аудиторской документации по заданию, то ISA 230 весьма подробно рассматривает и регламентирует вопросы, связанные с его формированием и хранением:
- аудитор обязан своевременно
закончить составление
- характер аудиторского файла
не должен меняться в течение
срока хранения: "После того, как
окончательный аудиторский
- изменения в аудиторскую
Стандарт отдельно указывает, что устные объяснения аудитора сами по себе не являются адекватным свидетельством проделанной работы или подтверждением выводов, к которым он пришел, но могут использоваться для разъяснения или пояснения к информации, содержащейся в аудиторском файле.
Прежде всего в стандарте ISA 230 формулируется обязанность аудиторской фирмы по созданию политик и процедур по завершению формирования окончательного аудиторского файла на регулярной основе после того, как сформировано аудиторское заключение. Далее данным стандартом устанавливаются:
- требование (присутствующее и
в ПСАД N 2) об обеспечении внутреннего
контроля в части
- требования к сроку
- обязательство по созданию
процедур внутреннего контроля
в части хранения аудиторской
документации: необходимо создать
политики и процедуры по
Также стандарт признает право собственности аудиторской фирмы на аудиторскую документацию и подчеркивает, что раскрытие информации, содержащейся в рабочих документах аудитора, возможно, только если оно не противоречит требованиям о независимости аудиторской фирмы и ее персонала.
4.1 Аудит паспортов и иных документов предприятий содержащих сведения об их безопасности для окружающей среды и населения
Аудит паспортов и иных документов предприятия, содержащих сведения об их безопасности для окружающей среды и населения.
Основным документом, подтверждающим безопасность того или иного вида деятельности для окружающей среды и населения, является заключение государственной экологической экспертизы.
Обязанность проведения государственной экологической экспертизы, ее принципы, организация, перечни экспертируемых объектов определены следующими правовыми нормативными актами:
- Федеральными законами: «Об охране окружающей природной среды» (ст.ст.35,39); «Об экологической экспертизе», Водным кодексом РФ (ст.ст.80,116); Лесным кодексом РФ (ст.ст.46,65); «О континентальном шельфе РФ» (ст.31); «Об отходах производства и потребления» (ст.10); «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (ст.34); Градостроительным кодексом РФ (ст.28); «О животном мире» (ст.ст.5,6,10,13,20); «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.98г. № 191-ФЗ (ст.27);
- Постановлением Правительства
РФ т 18.05.98 г. № 462 «Об утверждении
Положения о проведении государственного
экологического контроля в закрытых административно-
В 90-е гг. дальнейшее развитие
получили нормативно-правовые основы
паспортизации хозяйственных
Экологический паспорт промышленного
предприятия (ГОСТ 17.0.0.04 90 «Система стандартов
в области охраны природы и
улучшения использования
Экологический паспорт нефтедобывающего
предприятия (требования РД 39-127-93 «Экологический
паспорт нефтяного промысла») содержит
эколого-техническую информацию для
оценки ранее нанесенного
Контрольное обследование нефтепромысловых
объектов проводится с целью уточнения
выделения источников сверхнормативного
негативного воздействия на окружающую
природную среду. Обязательно выборочное
обследование скважин, цементация которых
нарушена в интервалах залегания
пресных водоносных горизонтов; участков
нефтепроводов и водоводов