Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью экологического аудита является: Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
оказание помощи деловым кругам;
повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;
снижение рисков.
Оценка потенциального ущерба окружающей природной среде выполняется по специальным методикам для каждого объекта окружающей природной среды, исходя из особенностей динамики нарушений объекта за период проведения многолетних наблюдений.
Федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта и декларация безопасности гидротехнического сооружения. В декларации должны содержаться сведения:
- об используемых опасных веществах;
- промышленных установках и авариях на них, представляющих опасность для персонала объекта и населения;
- о превентивных мероприятиях
по предотвращению аварий и
снижению их негативных
- о плане действий по
предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, включая
порядок оповещения, сведения об
оборудовании и технических
Заключение государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, предусмотрено Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений»
Радиационно-гигиенический
паспорт организаций и
Паспорт мелиоративной системы
и отдельно расположенного гидротехнического
сооружения, предусмотренный Федеральным
законом «О мелиорации земель» от
10.01.96 г. № 4-ФЗ (ст.20), содержит сведения
о технических характеристиках
и состоянии указанных
Важное значение при прогнозировании аварий и их последствий для оценки потенциальной экологической опасности имеет систематизированная информация по учету и расследованию аварий на предприятии. До настоящего времени информация предоставляется предприятиями не в полном объеме и касается только категоричных аварий в соответствии с «Инструкцией по расследованию аварий». В «Основах законодательства об охране труда» впервые на законодательном уровне установлены требования об учете аварий, повлекших за собой несчастные случаи. В федеральном законе «О пожарной безопасности» присутствует норма об учете и расследовании аварий, связанных с возникновением пожаров. Учет и расследование аварий, причиной которых стал не пожар, а также аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, требуют дополнительного законодательного регулирования.
Информация об экологических последствиях повседневной деятельности имеется на самом хозяйственном объекте: книги (журналы) учета промышленных отходов, контроля сточных вод; акты, справки, наряды о ремонте очистных и канализационных объектов; документы о принятии отходов на свалку; оперативные (сменные) журналы персонала.[2]
Важным источником информации является природоохранная техническая документация: нормативы ПДВ предприятия; территориальные схемы (проекты) районной планировки, генеральные планы городов, схемы размещения промышленных районов и населенных пунктов. Основными проблемами при разработке природоохранной технической документации являются архитектурно планировочные, а не экологические. Поэтому в ней, как правило, отсутствуют материалы по оценке риска заболеваемости населения и экологического риска.
Паспорт опасных отходов, введенный Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (ст.1), является документом, удостоверяющим принадлежность отходов соответствующего вида и класса опасности, и содержит сведения об их составе.[11]
Паспорт содержит данные о
видах опасного воздействия вещества,
мерах по предотвращению опасной
ситуации, правилах обращения, хранения,
транспортирования и
4.2. Аудит выполнения предприятием требований экологической сертификации
Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции (услуг) изложены в Законе «О сертификации продукции и услуг». Право формировать и реализовывать государственную политику в этой сфере предоставлено Госстандарту РФ, который:
- устанавливает общие правила и рекомендации;
- проводит государственную
регистрацию систем
- опубликовывает официальную
информацию о действующих в
РФ системах сертификации и
знаках соответствия и
- может заключать соглашения
с международными
Экологическая сертификация
- это разновидность сертификации
качества продукции и технологий
(что соответствует мировой
Многие виды зарубежной продукции
имеют экологические
- для обозначения экологических
предприятий в целом или
- призывающие к сбережению
окружающей среды (на
- отражающие опасность
предмета для окружающей среды
и находящиеся на пересечении
областей применения
Приказом Минприроды от 23.01.95
г. № 18 утверждены «Основные положения
системы экологической
В Системе экологической сертификации проводятся:
- добровольная сертификация
объектов окружающей среды,
- обязательная сертификация
экологической безопасности
Работы по сертификации в рамках Системы осуществляют органы по экосертификации, испытательно-аналитические лаборатории (центры), экоаудиторы, которые должны быть аккредитированы или аттестованы в порядке, установленном в Системе.
Экологическая сертификация
может осуществляться в Федеральном
центре сертификации - государственной
структуре, аккредитованной при
Госстандарте, имеющей право выдавать
сертификаты экологического профиля
и «зеленые» знаки
Позитивную роль в использовании экологической сертификации российскими товаропроизводителями, торговыми фирмами, концернами, финансово-промышленными группами может сыграть Экологический комитет Российской торгово-промышленной палаты.
4.3 Аудит соблюдения природопользователем условий договора и лицензий на комплексное природопользование
Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» установлено следующее.Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.
Договор на комплексное природопользование
предусматривает условия и
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченным на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с указанием:
- видов, объемов и лимитов
хозяйственной деятельности по
использованию природных
- экологических требований,
при выполнении которых
Постановлением Правительства
РФ т 26.02.96 г. № 168 «Об утверждении
положения о лицензировании отдельных
видов деятельности в области
охраны окружающей среды» установлена
обязанность наличия у
- утилизация, складирование,
перемещение, размещение, захоронение,
уничтожение промышленных и
- проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;
- работы (услуги) природоохранного назначения.[6]
Лицензированию подлежат
все виды деятельности, осуществляемые
юридическими лицами независимо от их
организационно-правовой формы, а также
физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую
Уполномоченными на ведение лицензирования являются Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология) Российской Федерации и его территориальные органы.
Территориальные органы Госкомэкологии РФ в субъектах РФ выдают лицензии на все виды деятельности юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории соответствующего субъекта РФ. Госкомэкология РФ может передать полномочия по лицензированию указанных в данном Положении видов деятельности органам исполнительной власти субъектов РФ.
Лицензии выдаются на срок не менее трех лет. Но этот срок может быть уменьшен по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу. Лицензия подписывается руководителем лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.[5]
Положение о лицензировании
отдельных видов деятельности в
области охраны окружающей среды
допускает весьма широкие толкования.
Целесообразны разъяснения
- имеется ли исчерпывающий
перечень видов деятельности, связанных
с работами природоохранного
назначения или отнесение того
или иного вида деятельности
к «связанной с работами
- относится ли данное
Положение исключительно к
- какова ответственность
за осуществление деятельности,
непосредственно указанной в
тексте Положения, без