Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:41, реферат
Какова компетенция Европейского Союза в области окружающей среды?
130. Что представляет собой Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды?
131. Каковы основные инструменты охраны окружающей среды в ЕС?
132. Как осуществляется защита экологических прав в законодательстве Европейского Союза?
- учета во всех сферах
- анализа эффективности
- ратификации международных
- совершенствования применения
положений Рамочной водной
- совершенствования
В сфере природных ресурсов и
отходов Шестая программа специально
подчеркивает необходимость пересмотра
законодательства об отходах, которое
уже давно нуждается в
Шестая программа действий Сообщества
в области окружающей среды является
центральным документом в области
экологии на европейском континенте
на ближайшее десятилетие. Учитывая
масштабы предусматриваемых мероприятий
и характер деятельности ЕС, в соответствии
с Программой будут координироваться
мероприятия в сфере охраны окружающей
среды не только государств-членов
ЕС, но и государств-кандидатов, а
также других стран Европы и европейских
международных экологических
Важнейшей составляющей механизма охраны окружающей среды является экологическая стандартизация (экологическое нормирование). Введение общих для государств-членов экологических стандартов - самый старый и наиболее разработанный инструмент защиты окружающей среды в рамках ЕС. С начала 1970-х гг. Сообществом принято колоссальное количество различных стандартов в рассматриваемой области, экологической стандартизации посвящены более сотни актов вторичного права.
Рекомендацией Совета от 3 марта 1975 г. относительно распределения стоимости и действий публичных властей в экологических делах дается официальная правовая классификация экологических стандартов Европейского сообщества. В документе устанавливается, что Сообществом принимаются следующие виды экологических стандартов:
- стандарты качества окружающей среды, ее компонентов (вода, воздух, почва, флора и фауна);
- экологические стандарты
- экологические стандарты
В последние годы Комиссией были
предприняты попытки
Шестая программа действий Сообщества
в области окружающей среды указывает
на необходимость кодификации в
ближайшем будущем
Следующим важнейшим инструментом охраны окружающей среды в ЕС является оценка воздействия на окружающую среду. Правовое регулирование проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется на основе Директивы 85/337/ЕЭС по оценке некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду от 27 июня 1985 г., измененной Директивами в 1997 и 2003 гг.
Существенное значение для проведения
такой оценки в государствах-членах
имеют также положения Конвенци
Директива 85/337/ЕЭС оказала огромное
влияние как на международно-правовое
сотрудничество в области окружающей
среды, так и на экологическое
законодательство различных стран,
которые не являются членами Европейского
сообщества. В основу Директивы был
положен принцип превентивных действий,
смысл которого состоит в том,
что меры по защите окружающей среды
должны проводиться заблаговременно,
до появления непосредственно
Директивой определены критерии такой оценки (ст. 3), а также приводятся типы проектов, оценка которых обязательна (Приложение 1), и типы проектов, для которых государства-члены могут определить обязательность оценки (Приложение 2). Проведение оценки представляет собой сложную процедуру, в которой участвуют компетентные органы государств-членов, осуществляющее проект лицо и заинтересованная общественность. Серьезное внимание уделяется в документе распространению экологически значимой информации и учету общественного мнения.
Существенную роль в обеспечении охраны окружающей среды играет информационный инструмент экологической политики ЕС - Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС), осуществляющее сбор, обработку и анализ информации о состоянии окружающей среды на континенте. Правовую базу для деятельности Агентства составляет Регламент N 1210/90 от 7 мая 1990 г. об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой, измененный Регламентом N 933/1999 от 29 апреля 1999 г.
Европейское агентство по окружающей среде является учреждением Европейского сообщества, Регламент N 1210/90 выступает в качестве его устава. Де-факто Агентство начало функционировать только с декабря 1993 г. Его штаб-квартира была определена в Копенгагене. ЕАОС выполняет следующие функции:
- обеспечение ЕС и государств-
- координацию Европейской сети
информации и наблюдения за
окружающей средой, содействие в
инкорпорации ее в
- совершенствование методов
- участие в международном
Статья 19 Регламента N 1210/90 указывает, что в работе Европейского агентства по окружающей среде могут участвовать не только государства-члены, но и другие государства, разделяющие подход Сообщества и государств-членов к задачам Агентства. Это в полной мере относится и к Российской Федерации, тем более что подобное участие упоминается как возможное средство экологического сотрудничества между ЕС и РФ в ст. 69 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенном в 1994 г. между Россией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой.
Регламент N 1210/90 по существу ввел два инструмента экологической политики Сообщества: информационный инструмент экологической политики ЕС - Европейское агентство по окружающей среде и общую для Сообщества систему мониторинга окружающей среды - Европейскую сеть информации и наблюдения за окружающей средой. Сеть, согласно ст. 4 Регламента, включает в себя важнейшие элементы национальных информационных сетей государств-членов, национальные опорные пункты по сбору информации, тематические центры обработки информации в государствах-членах. Возглавляет и координирует Сеть, учрежденную Регламентом N 1210/90, Европейское агентство по окружающей среде.
В Европейском сообществе действует своеобразная система экологической сертификации продукции - система "эко-лейбл". Система присуждения эко-лейбла не носит обязательного характера, ее целями являются:
- распространение дизайна,
- улучшение обеспечения
Для получения эко-лейбла - своего
рода сертификата качества продукция
должна соответствовать строгим
экологическим критериям
В Европейском сообществе введена и функционирует общая система экологического менеджмента и экологического аудита. Сегодня она базируется на положениях Регламента N 761/2001 от 19 марта 2001 г. о добровольном участии организаций в системе эко-менеджмента и эко-аудита Сообщества.
Согласно ст. 2 Регламента N 761/2001 эко-менеджмент - это часть общей системы менеджмента организации, включающая структуру, распределение ответственности, процедуры, процессы, источники разработки и реализации политики организации в отношении окружающей среды. Эко-аудит в соответствии с положениями Регламента N 761/2001 - это инструмент управления, включающий в себя систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку системы управления и мер, направленных на защиту окружающей среды, и позволяющий:
- упростить контроль за теми видами деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду;
- оценивать соответствие их
политике организации в
Следовательно, по смыслу Регламента
эко-аудит является механизмом оценки
деятельности организации в отношении
окружающей среды, проводящейся в рамках
эко-менеджмента данного
Регламент N 761/2001 принят в помощь предприятиям и организациям, преследует цели совершенствования управления компаниями, создает единообразные стандарты проведения экологической политики для предприятий, действующих на территории Европейского Союза. Одновременно Регламент N 761/2001 способствует усилению контроля за соблюдением компаниями экологических требований со стороны государств-членов и ЕС. На сегодняшний день в данной системе принимает участие более 1500 крупных и средних предприятий.
Реализация экологических
Существенную роль для становления механизма гарантий экологических прав в Сообществе играет Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по делам экологического характера 1998 г., принятая под эгидой ЕЭК ООН. Европейское сообщество, государства-члены, другие европейские страны (в том числе и Россия) принимали активное участие в разработке данной Конвенции.
Положения Орхусской конвенции 1998 г. имплементированы в правопорядок Союза двумя документами:
- Директивой Европейского
- Директивой Европейского
Директива 2003/4/ЕС призвана полностью заменить к 14 февраля 2005 г. один из самых громких и известных актов Сообщества в области окружающей среды - Директиву 90/313/ЕЭС от 7 июля 1990 г. о свободе доступа к информации об окружающей среде, которая впервые на европейском уровне гарантировала право граждан на информацию об окружающей среде.