КУРСОВАЯ РАБОТА
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общество
вплотную стоит перед проблемой экологического
воспитания и образования. Отношение к
природе привело социальную значимость,
стало нравственным принципом. Научно-технический
прогресс улучшает условия жизни человека,
повышает ее уровень. Вместе с тем растущее
вмешательство человека вносит в окружающую
среду такие изменения, которые могут
привести к необратимым последствиям
в экологическом и биологическом смысле.
Важность экологического воспитания для
детей в современном технологическом
мире переоценить невозможно. Проблема
охраны природы становится главной проблемой.
А решение проблемы экологического образования
школьников должно стать одной из приоритетных
задач сегодняшней педагогической теории
и школьной практики. Будущее планеты
зависит от того, насколько экологически
грамотными будут дети.
Острота современных экологических
проблем выдвинула перед педагогической
теорией и школьной практикой задачу большой
экономической и социальной значимости:
воспитание молодого поколения в духе
бережного и ответственного отношения
к природе, защиты и возобновления природных
богатств [22, 2].
Экологические вопросы должны
прослеживаться на всех уроках и во внеклассной
работе, экологическое воспитание должно
быть систематическим, регулярным. Однако
в настоящее время качество и результативность
школы в области экологического образования
нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему
актуально звучат слова К.Д. Ушинского:
«Странно, что воспитательное влияние
природы… так мало оценено в педагогике»
[19, 10].
Начальная школа формирует
у учащихся первичные знания о природе
и навыки ее охраны, это связано с тем,
что успешному осуществлению экологического
воспитания младших школьников способствуют
их экологические особенности: эмоциональная
отзывчивость, склонность к подражательности,
восприимчивость к воспитательным воздействиям,
любознательность. Дальнейшее отношение
детей к природе во многом будет зависеть
от того, осознают ли они ценность природы
в жизни человека, многообразия связей
человека с природной средой, насколько
глубоко будут воспитаны нравственные
отношения к природным объектам, желание
трудиться на пользу природе.
Начальная школа – важнейший
этап в становлении научно-познавательных,
эмоционально-нравственных, практически-деятельностных
отношений детей к окружающей среде и
к своему здоровью на основе единства
чувственного и рационального познания
природного и социального окружения человека.
Цель исследования: разработка программы экологического
воспитания младших школьников с целью
повышения уровня их экологической культуры.
Объект исследования: методы экологического воспитания
младших школьников.
Предмет исследования: экологическое воспитание
младших школьников
Анализ состояния проблемы
в теории и практике позволяет выдвинуть
следующую гипотезу: процесс
формирования экологического сознания
учащихся начальной школы будет осуществляться
более успешно, если экологическое воспитание
учащихся будет осуществляться посредством
включения их в разнообразные формы учебной
и внеклассной экологической деятельности.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую,
методическую литературу и справочные
пособия по экологическому воспитанию
с целью отбора материала для организации
внеклассной работы.
2. Выявить возможности
расширения круга экологических
знаний при организации учебной и внеклассной
работы.
3. Подобрать материал для организации
учебной и внеклассной работы по экологическому
воспитанию.
Решение вышеперечисленных
задач потребовало применения различных методов исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической
и методической литературы по теме исследования,
наблюдение, беседа, педагогический
эксперимент.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Содержание экологического воспитания
младших школьников
Экологическое воспитание –
это единство экологического сознания
и поведения, гармоничного с природой.
На формирование экологического сознания
оказывают влияние экологические знания
и убеждения.
Цель экологического воспитания
- формирование ответственного отношения
к окружающей среде, которое строится
на базе экологического сознания. Это
предполагает соблюдение нравственных
и экологических принципов природопользования
и пропаганду идей его оптимизации,
активную деятельность по изучению
и охране природы своей местности. Теоретическая
база экологического воспитания основывается
на решении трех задач в их единстве: обучения,
воспитания и развития. Критерием сформированности
ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная забота о
будущих поколениях. Правильно
используя различные методы воспитания,
учитель может сформировать экологически
грамотную и нравственно воспитанную
личность.
Если формирование
экологического сознания идет
на уроке, то нормы экологического
поведения закрепляются в деятельности,
организованной во внеклассной
и внешкольной работе.
Содержание экологического воспитания
включает в себя систему норм, которые
вытекают из нравственных ценностных
ориентаций. Система ценностей исходит
из понимания уникальности и ценности
природы. При этом человек рассматривается
как часть природы, а при характеристике
природы подчеркивается ее многосторонняя
ценность для человека.
Содержание экологического
воспитания усваивается учащимися в их
различной деятельности. Каждая из форм организации
учебного процесса стимулирует разные
виды познавательной деятельности учащихся:
самостоятельная работа с различными
источниками информации позволяет накопить
фактический материал, раскрыть сущность
проблемы; игра формирует опыт принятия
целесообразных решений, творческие
способности, позволяет внести реальный
вклад в изучение и сохранение местных
экосистем, пропаганду ценных идей [20,
с.67].
1.2 Сущность и задачи экологического
воспитания младших школьников
Ответственное отношение к
природе - сложная характеристика личности.
Она означает понимание законов природы,
определяющих жизнь человека, проявляется
в соблюдении нравственных и правовых
принципов природопользования, в активной
созидательной деятельности по изучению
и охране среды, пропаганде идей правильного
природопользования, в борьбе со всем,
что губительно отражается на окружающей
природе.
Условием такого
обучения и воспитания выступает
организация взаимосвязанной нравственно-экологической
деятельности учащихся, направленной
на изучение и улучшение отношений
между природой и человеком.
Критерием сформированности
ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная
забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания
достигается по мере решения в единстве
следующих задач:
образовательных - формирование
системы знаний об экологических проблемах
современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование
мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения
и деятельности, здорового образа
жизни;
развивающих - развитие системы
интеллектуальных и практических умений
по изучению, оценке состояния и улучшению
окружающей среды своей местности; развитие
стремление к активной деятельности по
охране окружающей среды: интеллектуального
(способности к анализу экологических
ситуаций), эмоционального (отношение
к природе как к универсальной ценности),
нравственного (воли и настойчивости,
ответственности). [11, c.35]
В процессе развития экологической
культуры младшего школьника можно выделить
три этапа, совпадающих с переходом ребенка
из класса в класс. В качестве основных
критериев роста следует называть приобретенный
ребенком опыт взаимодействия с окружающим
миром (обеспечивает необходимую базу
в развитии экологической культуры
личности) и следующие проявления нравственно-экологической
позиции личности:
- усвоение норм и правил
экологически обоснованного взаимодействия
с окружающим миром, трансформация
значительной их части в привычки
ребенка;
- наличие потребности в приобретении
экологических знаний, ориентация на практическое
применение их;
- потребность в общении с представителями
животного и растительного мира, сопереживание
им, проявление доброты, чуткости, милосердия
к людям, природе; бережное отношение ко
всему окружающему;
- проявление эстетических чувств,
умения и потребности видеть и понимать
прекрасное, потребности самовыражения
в творческой деятельности;
- проявление инициативы в решении
экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности
нравственно-экологической позиции личности
характерны для любого возраста, но на
каждом возрастном этапе уровень их сформированности
различен, различны и содержание каждого
показателей, и формы их проявления.
Младший школьный возраст –
этап формирования основ нравственно-экологической
позиции личности, проявления которой
имеют свою специфику и на трех условно
выделенных «ступенях роста» данного
возрастного периода.
Базовым в развитии экологической
культуры первоклассника выступает уровень,
приобретенный им в дошкольном возрасте.
Новая ступень развития ребенка связывается
с приобретением им экологически ориентированного
личного опыта за счет: наблюдения различных
состояний окружающей среды, сопровождающихся
разъяснениями учителя; первоначальных
оценок деятельности людей (на уровне
хорошо - плохо); выполнения предложенных
учителем правил поведения; общения с
представителями животного и растительного
мира и эмоциональных переживаний; эстетического
наслаждения красотой природы и творческого
воплощения своих впечатлений в устных
рассказах, рисунках; ощущения потребности
в знаниях экологического содержания;
бережного отношения к используемым предметам,
продуктам питания и т. д.; наблюдения за
деятельностью взрослых по улучшению
окружающей среды и собственного посильного
участия в ней.
Показатели сформированности
экологической культуры ребенка на
первой ступени начальной школы:
- ребенок проявляет интерес
к объектам окружающего мира, условиям
жизни людей, растений, животных, пытается
оценить их состояние с позиций хорошо
– плохо;
- с желанием участвует в экологически
ориентированной деятельности;
- эмоционально регулирует при
встрече с прекрасным и пытается передать
свои чувства в доступных видах творчества
(рассказ, рисунок и т. п.);
- старается выполнить правила
поведения на улице, в транспорте, во время
прогулки в сад, лес и др.;
- проявляет готовность оказать
помощь нуждающимся в ней людям, животным,
растениям;
- пытается контролировать свое
поведение, поступки, чтобы не причинить
вреда окружающей среды.
Качественно новая ступень,
на которую поднимается в развитии своей
экологической культуры второклассник,
связывается со следующими приобретениями
в личном опыте: от простого наблюдения
– к наблюдению анализу (почему хорошо
и почему плохо); соотнесение своих действий
и поведения в той или иной ситуации с
действиями других людей и влиянием их
на природу; собственные открытия – поиск
и удовлетворения потребности в значениях
о конкретных объектах окружающей среды;
бережное отношение к предметам быта по
собственной воле; участие в созидательной
деятельности взрослых.
Показатели сформированности
экологической культуры у младших школьников
на втором этапе дополняются:
- интересом ребенка к объектам
окружающего мира, сопровождающимся попытками
ребенка их анализировать;
- участием в той или иной деятельности
вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности
и творчества;
- общением с представителями
животного и растительного мира, вызванным
в большей степени заботой о них, нежели
получением удовольствия;
- выполнением ряда правил поведения
в окружающей среде, ставших привычным
делом.
На третьем этапе, завершающем
период младшего возраста, личный опыт
ребенка пополняется новым содержанием:
анализом наблюдений за состоянием окружающей
среды и посильным вкладом в улучшение
ее состояния; осознанным соблюдение норм
и правил поведения в окружающей среде;
действенной заботой о представителях
животного и растительного мира; использованием
полученных знаний, умений навыков в экологически
ориентированной деятельности; воплощением
своих впечатлений об окружающем мире
в различных видах творчества.
О показателях сформированности
экологической культуры ребенка на третьей
ступени начальной школы можно судить
по следующим проявлениям:
- соблюдение правил поведения
в окружающей среде вошло в привычку;
- ребенок контролирует свои
действия, соотнося их с окружающей обстановкой
и возможными последствиями для тех или
иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе
о тех или иных представителях животного
и растительного мира;
- ребенок способен самостоятельно
выбирать объект своей экологической
деятельности;