5. Продумать методику
проведения экскурсионного занятия.
6. Спланировать организационные
формы деятельности учащихся
(когда и где проводить массовые
и групповые наблюдения), выполнение
общественно полезных дел, распределить
обязанности между подгруппами
или отдельными учащимися.
7. Продумать к каким
обобщениям, выводам надо подвести
учащихся, как оценить их
воспитанность и дисциплинированность.
8. Когда окончательно
уточнены содержание и методика
проведения экскурсии, можно доработать
план.
Учителя предлагают
давать детям заучивать перед
экскурсией стихотворение о природе,
используя для этого стихи
И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии
использовать загадки С. Маршака,
Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией
давать детям по подгруппам
или отдельным учащимся различные
задания по наблюдению за животными
и растениями. необходимо уделять
большое внимание повышению познавательной
активности учащихся на экскурсиях.
Для этого служат дидактические
игры, такие как: "Узнай дерево
по листу" или "Что изменилось?",
направленные на сравнение увиденного
и воспроизведение в памяти
того, что было. Н. Г. Томилина (кандидат
биологических наук) из Москвы
считает, что успех экскурсии
в лес в основном зависит
от умения учителя строить
свой рассказ, используя следы
жизнедеятельности животных, описывая
жизнь растений, изучая взаимосвязь,
в которой пребывают растения и животные
[8, с.187].
Игровая деятельность младших
школьников включает в себя много других
разнообразных видов деятельности и поэтому
является универсальной. Особенно важно
то, что ребята участвуют в играх без принуждения,
на добровольных началах. Педагогически
грамотное руководство игровой деятельностью
позволяет расширить кругозор младших
школьников, вовлечь в природоохранительную
работу большое число школьников, помогает
воспитывать в ребятах чувство ответственности
за состояние родной природы.
В нашей работе по формированию
нравственно-экологического опыта у младших
школьников мы использовали нетрадиционный
урок-праздник и провели экскурсию (приложение
1, 2).
2.3 Результаты опытно-экспериментальной
работы
На этом этапе мы провели анкету.
Анкета проводилась в тех же классах. Результаты
экспериментального и контрольного классов:
Вопросы |
Экспериментальная
группа |
Контрольная группа |
- Нужно ли защищать природу?
|
Да (17 чел.) |
Да(15 чел.)
Нет(2 чел.) |
- Хорошо ли охотиться на диких
животных?
|
Нет (17 чел.) |
Да(3 чел.)
Нет(14 чел.) |
3. Нравится ли тебе
читать книги о природе, животных? |
Да (14 чел.)
Нет (3 чел.) |
Да (13чел.)
Нет (4 чел.) |
4. Нравится ли тебе
профессия лесника? |
Да (5 чел.)
Нет (12 чел.) |
Да (5 чел.)
Нет (12 чел.) |
5. Нравятся ли тебе
экологические игры? |
Да (17 чел.) |
Да (17 чел.) |
В экспериментальном классе
дети воспринимали материал с интересом
без признаков утомленности. Активно участвовали
в процессе обучения. На последующих беседах
по теме урока практически все ребята
показали достаточно глубокие знания.
Школьники выражали заинтересованность
в проведении таких занятий и в дальнейшем.
В контрольном классе урок
проводился по той же самой теме, но без
применения игры, материал будет излагался
сухо. Для школьников начальных классов
такой материал воспринимался достаточно
тяжело, что повлияло на усвоение знаний.
Учащимся не было интересно воспринимать
весь материал, к концу урока наступила
утомленность. Урок показался детям обычным,
стандартным.
По результатам анкеты видно,
что в экспериментальном классе знания
усвоились лучше, чем в контрольном за
счет проведенного урока-праздника. По
итогам работы нами были разработаны рекомендации
по успешному нравственно- экологическому
воспитанию:
1. В целях формирования
экологической культуры учащихся
необходим комплекс мер: продолжить
работу по совершенствованию
содержания учебных программ
с учетом нравственно-экологических
вопросов в соответствии с
содержанием образования.
2. Расширять и углублять
все виды внеурочной деятельности
нравственно-экологического воспитания
- познавательную, трудовую,
опытническую, краеведческую. Внедрять
в учебный процесс различные
спецкурсы и факультативы нравственно-экологического
аспекта.
3. Систематически
изучать, обобщать и распространять
передовой опыт учителей по
нравственно-экологическому воспитанию,
необходимо вести спецкурсы экологического
направления.
4.Активизировать
участие младших школьников в
разнообразной опытно-исследовательской,
природоохранной деятельности, организовывать
различные экологические клубы, кружки
и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашей опытно-экспериментальной
работы мы сделали следующие выводы:
Экологическое воспитание школьников
– приоритетное направление в работе
школы, осуществляющееся с учетом возраста
учащихся, имеющее конечной целью формирование
нравственно-экологической культуры.
Теоретические основы нравственно-экологического
воспитания младших школьников достаточно
разработаны в научной и методической
литературе.
Для систематизации работы
необходима программа нравственно-экологического
воспитания младших школьников, обеспечивающая
организацию познавательной, познавательно-развлекательной,
практической и исследовательской деятельности
учащихся, использование и сочетание нетрадиционных
и традиционных форм, активных методов
и приемов работы, непрерывность и последовательность
в изложении материала.
Формирование экологического
сознания - важнейшая задача школы. И делать
это надо доходчиво и ненавязчиво.
И в этом нам могут помочь уроки нетрадиционной
формы: например уроки-праздники, экскурсии.
На таких уроках можно добиться того,
чего невозможно добиться на традиционном
уроке: активного участия учеников в подготовке
урока, заинтересованности в том, чтобы
урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки,
как правило, надолго запоминаются детям,
и конечно, тот материал, который на них
изучался. Поэтому нетрадиционные формы
урока особенно важны для формирования
экологического сознания у школьников.
При проведении нестандартных
уроков у школьников не только повысился
уровень нравственно-экологических знаний,
но и в значительной степени изменилась
мотивация поступков в природе, а также
интересы учащихся.
Целенаправленная систематическая
работа по нравственно-экологическому
воспитанию, способствует значительному
повышению нравственно-экологической
культуры школьников.
Экологическое образование
и воспитание учащихся осуществляется
в урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочная работа более интересна для
учащихся своей свободной формой, а классная
– несёт больше информации. Для того, чтобы
заинтересовать учащихся, уроки должны
быть разнообразными, интересными, увлекательными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное
пособие для педагогических институтов.
- М.: Просвещение, 1987.
5.Виноградова Н.Ф. Экологическое
воспитание младших школьников:
Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение,
1990.
6.Воспитание и развитие
детей в процессе обучения
природоведению: Из опыта работы.
Пособие для учителя. /Составитель
Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
7.Жесткова Н.А. Экологическое
воспитание школьников в начальных
классах – М.: Педагогика, 1972.
8.Захлебный А.Н. Общее
и экологическое образование: единство
целей и принципов реализации
// Советская педагогика. – 1984. - №9.
9.Захлебный А.Н. Школа
и проблемы охраны природы
– М.: Педагогика, 1981.
10.Захлебный А.Н., Зверев
И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы
в школьном курсе биологии
– М.: Просвещение, 1977.
11.Зверев И.Д. Экология
в школьном обучении: Новый аспект
образования. – М., 1980.
12.Зверев И.Д. Организация
экологического образования в
школе. М., 1990.
13.Зверев И.Д., Суравегина
И.Т. и др. Экологическое образование
школьников.- М., 1983.
14.Каиров И.А. Нравственное
развитие младших школьников
в процессе воспитания. - М.: Просвещение,
1979.
15.Концепция воспитания
детей и учащейся молодежи
в РБ - Мн.: 2001.
16.Кучер Т.В. Экологическое
воспитание учащихся.- М.:
Просвещение, 1990.
17.Лихачев Б.Т. Экология
личности // Педагогика. – 1993. - №2.
18.Моисеева Л.В., Кастунов
И.Р. Диагностика уровня экологических
знаний и сформированности экологических
отношений у школьников / Министерство
образования Российской Федерации; УГПИ
Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург,
1993.
19.Отношение школьников
к природе / Под ред.: Зверева И.Д.,
Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика,
1988.
20. Пакулова В.М., Кузнецова
В.И. Методика преподавания природоведения.-
М. :Просвещение, 1990.
21.Программа воспитания
детей и учащейся молодежи
в РБ – Мн.: 2001.
22. Программы для учреждений,
обеспечивающих получение общего
среднего образобания с русским
языком обучения с 12- летним сроком
обучения. 1-4 классы. - Мн.: Национальный
институт образования, 2004.
23. Салеева Л.П. Использование
игровых ситуаций при обучении
младших школьников с целью
формирования бережного отношения
к природе // Ролевые игры по
охране природы в средней школе
– М., 1977.
24.Суравегина И.Т. Методическая
система экологического образования
//Советская педагогика. – 1988.
25.Суравегина И.Т., Сенкевич
В.М. Экология и мир: Метод. пособ.
для учит. – М.: Новая школа, 1994.
26.Педагогика. / Под ред. Харламова
И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.
27.Экологическое образование
школьников. /Под ред. Зверева
И. Д.,
Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика,
1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Урок- праздник "Мир
вокруг меня"
Учитель показывает первый
плакат детской экогазеты.
Первый корреспондент. — Я буду
говорить вот об этом голубом поле (показывает
на плакат). Но сначала вы должны догадаться,
о чем пойдет речь: ” Через нос проходит
в грудь. И обратный держит путь. Он невидимый,
и все же … Без него мы жить не можем.
” ( Воздух.)
— Правильно, речь пойдет о
воздухе. Мы живем в воздушном океане,
который называется атмосферой. Мы привыкли
воздушный океан звать небом. Кто знает
стихи или загадки о небе?” Выше леса,
выше гор, расстилается ковер. Он всегда
- всегда раскинут надо мною и тобой, то
он серый, то он синий, то он ярко-голубой.
” (Небо)
— Все живое дышит воздухом,
и этот воздух должен быть чистым. Но не
всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что
в воздухе содержатся микробы — очень
маленькие живые существа? Среди них есть
такие, которые вызывают болезни, например,
грипп. Когда в комнате много людей, а окна
закрыты, микробов может накопиться очень
много. На все предметы из воздуха оседает
пыль, 1 микробы в ней накапливаются. Что
же нужно сделать, чтобы микробов было
меньше? (Ответы младших школьников.)
— Проветрили комнату, стерли
пыль лажной тряпкой — убрали микробов
с голубого поля! (Ученик убирает
аппликации микробов с плаката.) Еще хорошо
очищают и освежают воздух растения. Они
собирают на листья вредные вещества,
которые в воздухе оказываются вместе
с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших
городах должно быть много зелени, а нам
всем надо беречь растения.
Учитель.
— Вот видите, ребята, мы правильно
сделали, объяснив, как уничтожить микробов,
а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем
очистить все поля — то в конце нас встретит
веселый человечек!
— Теперь следующая страничка
нашей экогазеты — посмотрите, что же
это такое: какие-то непонятные изображения.
Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент. — Ребята, кто из
вас любит слушать песни и другую музыку?
Почти у всех есть любимые певцы и группы,
их слушать особенно приятно. Вот в одной
песенке девушка поет такие слова: Непременно
каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно,
репродуктор, И еще магнитофон.
— Весело? Да. А почему же соседи
ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же
в доме не одна. Почему же целый дом Должен
слушать этот гром? (Ответы младших школьников.)
— Им не нравится, потому что
шумно и неприятно. Шум в наше время является
загрязнителем окружающей среды, так как
современные машины — грузовики, самолеты
и т.д. издают такие сильные звуки, от которых
люди могут заболеть. А очень громкая музыка
вызывает шумовое опьянение и действует
как наркотик. Поэтому очень вредно включать
дома магнитофон надолго и на полную мощность.
Вот еще: некоторые ребята любят пошутить
— громко хлопнуть или крикнуть над ухом
у своего приятеля. Это очень опасно —
резкий, сильный звук может разрушить
слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых
загрязнителей (показывает на второй плакат)
вокруг нас. Только приятная, негромкая
музыка, спокойный разговор, создают звуковой
комфорт.
— Что могут сделать дети, чтобы
дома и в школе у них был звуковой комфорт?
(Ответы младших школьников.)
Не включать громко музыку,
не кричать. Учитель.
— Ну вот, два поля мы уже прошли,
а мы пойдем дальше, на синюю страничку
нашей экогазеты.
Третий корреспондент: Не умыться,
ни напиться без воды, листику не распуститься
без воды,
без воды прожить не могут птица,
зверь и человек, и поэтому всегда всем
везде нужна вода!
— Эта страничка о воде. Где
больше всего воды на Земле? В океане. А
еще где находится вода? В морях, в реках,
в ручьях. Снег и облака — это тоже вода.
Для растений и животных не всякая вода
годится. В океане вода какая? Соленая.
А чтобы напиться и умыться нужна пресная
вода и она должна быть чистой. Про какую
воду говорится:” Водичка, водичка, умой
мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб
глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб
кусался зубок?”