Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:53, курсовая работа
Построение демократического правового государства, при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного развития Кыргызской Республики. Одной из важнейших составляющих, такого пути развития нашей республики, является принципиально новое отношение государства и общества к проблеме охраны окружающей среды и здоровью человека.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава I Общие сведения об экологическом праве Кыргызской Республики.
1.1 Понятие экологического права и его место в правовой системе………… 5
1.2 Понятие источников экологического права…………………………………9
1.3 История развития экологического законодательства……………………...14
1.4 Общие проблемы экологического законодательства………………………21
Глава II Закон об охране окружающей среды Кыргызской Республики, как базовый закон в системе экологического законодательства.
2.1 Общая характеристика Закона об охране окружающей среды…………...27
2.2 Объекты регулирования Закона об охране окружающей среды………….29
2.3 Задачи решаемые Законом об охране окружающей среды………………..32
2.4 Проблемные моменты Закона об охране окружающей среды……………39
Глава III Правовой режим лесного фонда.
3.1 Понятие и состав лесного фонда……………………………………………41
3.2 Управление лесным фондом………………………………………………..44
3.3 Организация лесного хозяйства…………………………………………….47
3.4 Охрана леса и контроль за лесопользованием……………………………..54
3.5 Ответственность за правонарушения против лесного фонда……………..55
3.6 Проблема правовой защиты лесов в Кыргызстане………………………...59
Заключение……………………………………………………………………………..63
Список использованной литературы………………………………………………….67
Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие Министерством охраны окружающей среды и чрезвычайным ситуациям, Министерством здравоохранения и другими уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Кыргызстана.
В-третьих, На базе экологических стандартов и экологических нормативов Закон “Об охране окружающей среды” предъявляет к хозяйствующим субъектам следующие экологические требования (разд. 4):
- к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в строй и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов;
- при применении средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических веществ и иных препаратов;
- от неконтролируемого и вредного биологического воздействия: акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного воздействия физических факторов и радиоактивного загрязнения;
- от загрязнения производственными, бытовыми, иными отходами;
- к экологической безопасности транспортных средств.
Специальные экологические требования Закон предусматривает также при проведении научных исследований, внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем; относительно военных, оборонных объектов и военной деятельности; при размещении и развитии населенных пунктов. То есть в отличие от соответствующих отраслевых законов – (лесных, земельных, водных), где правила охраны обращены прежде всего к природным объектам, данный закон формулирует экологические
требования, обращенные к источникам воздействия на природную среду и здоровье человека, т. е. к предприятиям, учреждениям, организациям оказывающим вредное воздействие на природную среду.
В-четвертых, человек и охрана его жизни, здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на природу, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.
В – пятых нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Такой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта в охране природной среды в сочетании с мерами административного-правового воздействия на нарушителей эколого - правовых предписаний.
Если экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработать у субъектов права отношения к ней с позиции - не навреди. Он включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, стать органической составной системой управления и регулирования экономики.
При этом главным составным экономического механизма должно быть:
- плата за специальное использование природных ресурсов;
- плата за загрязнение окружающей природной среды;
- система финансирования и кредитования природоохранных мер (государственный и местный бюджеты, природоохранительные фонды, банки, средства предприятий, иностранные инвестиции и т.д.). Финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды на территории города, района, области, республики Законом “Об охране окружающей природной среды” предусматривается республиканскими и местными внебюджетными фондами охраны окружающей природной среды, а также за счет республиканского бюджета и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, добровольных взносов и личных средств.
Местные внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды образуются в пределах единого внебюджетного фонда за счет:
а) платежей за загрязнение окружающей природной среды;
б) денежных взысканий за нарушение норм и правил охраны окружающей природной среды, санитарных норм и правил и ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной или иной деятельности, сверхлимитное использование природных ресурсов;
в) целевых и иных добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций и граждан;
г) поступлений от реализации конфискованного в соответствии с законодательством имущества, которое было предметом экологического правонарушения.
Республиканский внебюджетный фонд охраны окружающей природной среды образуется за счет:
а) отчислений из местных внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды;
б) добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, граждан и других поступлений.
Средства местных и республиканских внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды могут использоваться только для целевого финансирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, в том числе научных исследований, а также мер для снижения воздействия загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения
Таким образом закон закрепляет экономический механизм охраны природы как меру экономического стимулирования, а также обязательность государственной экологической экспертизы, меры государственного экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование. Таков состав механизма реализации положений закона, закрепленного в его нормах.
Однако это всего лишь статика данного механизма. Для того чтобы стать динамикой, чтобы перейти из бумажного права в реальное, этот механизм должен работать, а его работа зависит от уровня организационной деятельности специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, от материально-технического и финансового обеспечения природоохранительных мероприятий, от исполнительной дисциплины субъектов правоотношений и состояния экологической культуры в обществе, но на этом мы не будем останавливаться т. к. об этом было сказано выше.
2.4 Проблемные моменты Закона об охране окружающей среды
В связи с тем что Закон об охране окружающей среды КР принимался в сложных политико-экономических условиях в нем присутствуют некоторые недостатки и пробелы, о которых мы сейчас и поговорим.
На сегодняшний, складывается представление, что Закон далеко не в полной мере обладает свойством прямого действия его предписаний. В основном он содержит выраженные в общем виде материальные нормы, требующие для реализации принятия многих законодательных и подзаконных актов. Это обстоятельство предопредилило, в частности, то что в целом Закон до настоящего времени остается малоэффективным.
В Законе более широко должны быть урегулированы отношения по поводу экологического лицензирования, экологическому аудиту, а также по информационному обеспечению охраны окружающей среды.
Едва ли точна и оценка данного Закона как головного акта отрасли экологического законодательства. Ведь экологическое законодательство регулирует не только отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий. Предмет же данного Закона, даже судя по его названию, - охрана окружающей среды. Лишь в 3 разделе предусматриваются меры по регулированию природопользования (например, в ст.13 устанавливаются требования по лимитам природопользования, в ст.15 - требования к платности использования природных ресурсов).
Чтобы наиболее эффективно выполнять роль головного акта экологической отрасли права, данный Закон должен, во - первых, установить общие требования по регулированию отношений собственности на природные ресурсы, рационального природопользования и охраны природы от вредного воздействия. Во - вторых, содержать более объемные и даскональные требования относительно всех правовых мер обеспечения природопользования и охраны природы, включая нормирование, лицензирование, сертификацию, аудит, мониторинг, отчет и т. д.
Название закона как головного акта состоит в том, чтобы обеспечить единообразное правовое регулирование соответствующих отношений и тем самым определить место в системе соответствующего законодательства, В Законе об охране окружающей среды КР определено его место в системе природоохранительного законодательства. Согласно ст.1 отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов регулируются Конституцией КР, настоящим Законом, другими Законами, и принимаемые в соответствии с ними другими нормативно правовыми актами. Данная норма Закона говорит о том, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту. На практике же имеется немало случаев, когда принимаемые в его развитие акты предусматривают противоречащие ему положения или вовсе игнорируют его требования, например, преславутое соглашение Мэрии г. Бишкек с итальянской кампанией ITI о строительстве в г. Бишкек мусоросжигающего завода, грубо нарушило ст.16 Закона об охране окружающей среды, так как проект завода не прходил предварительной экологической экспертизы.
Правовой режим лесного фонда.
3.1 Понятие и состав лесного фонда
В состав лесного фонда
входят: все земли находящиеся в государственной,
коммунальной и частной собственности
предоставленные для нужд лесного хозяйства
(ст. 6 Лесного Кодекса КР) Центральное
место в составе элементов лесного фонда
занимают леса. Лесной кодекс КР определяет
леса как один из основных видов растительного
покрова Земли, состоящий из совокупности
древесных, кустарниковых, травяных и
других растений, включающий животных
и микроорганизмы, биологически связанных
в своем развитии и влияющих друг на друга
и на внешнюю среду. Данное определение
имеет некоторые недостатки, о которых
необходимо знать в практической работе.
Первый касается функций лесов. Закон
не раскрывает экологическую функцию
лесов, ибо не подчеркивает воздействия,
которое лес обязательно оказывает на
состояние растительности и животных
сообществ не только внутри, но и во вне
окружающей его природной среды. Второй
недостаток, который не позволяет, лес
как совокупность древесно-кустарниковой
растительности, отличить от других крупных
растительных массивов типа парков, ботанических
садов, дендрария. Такого признака Кодекс
не указывают. А им должен стать правовой
режим земель, составляющих понятие лес:
произрастание растительности на землях
лесного фонда. Отсюда следует определение
леса как составной части природной среды,
представляющей совокупность земель,
отнесенных к лесному фонду, древесной,
кустарниковой и травянистой растительности,
животных, микроорганизмов и других объектов
природной среды, биологически взаимосвязанных
друг с другом и оказывающих влияние друг
на друга в своем развитии и на окружающую
природную среду. Как природный объект
лес выполняет три жизнеобеспечивающие
функции: экологическую, экономическую,
культурно-оздоровительную. Эко
В понятие лес входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.
Относительно
леса и его ресурсов
Рациональное использование леса есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологической стороне: о приоритете условия соблюдения правил охраны окружающей природной среды.
Воспроизводство лесных ресурсов есть процесс непрерывного возобновления производства продуктов и услуг леса для удовлетворения потребности народного хозяйства.
Охрана лесов совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, самовольными рубками лесами и другими лесонарушениями.
Защита леса совокупность мероприятий по защите лесов от вредителей, болезней и воздействия других неблагоприятных факторов
Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хозяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.
Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водо-охранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются - нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.
Загрязнение леса - внесение в окружающую лесную среду веществ и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника природы и человека в жертву технического прогресса.
Другим элементом лесного фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок
возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда, земля подвержена правовому регулированию со стороны лесного законодательства.
Во втором значении наблюдается "сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает рациональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных земель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть, прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.
Информация о работе Экология кыргызстана, экосистемы и их роль