Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать проблемы экологии и роль стандартизации в их решении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить стандартизацию в экологии;
• Найти решение экологических проблем;
• Дать оценку участия Казахстана в международном сотрудничестве по решению экологических проблем.
ВВЕДЕНИЕ
Нынешнюю экологическую ситуацию можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась в течение длительного периода из-за того, что пренебрегались объективные законы развития и воссоздания природно-ресурсного комплекса. Происходили структурные деформации народного хозяйства, в ходе которых преимущество предоставлялось развитию сырьево-добывающих, наиболее экологически опасных отраслей промышленности.
Экологии присущ высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких технологий, внедрение и наращивание которых осуществлялось наиболее «дешевым способом» - без строительства соответствующих очистительных сооружений. Это было возможно при отсутствии эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов природопользования и без учета требований охраны окружающей среды.
Эти и другие факторы, в частности низкий уровень экологического сознания общества, привели к значительной деградации окружающей среды.
Развитие рыночных отношений ставит перед производством ряд новых проблем в сфере природопользования. Их решение должно базироваться, прежде всего, на положительной связи между эффективностью, прибылями и защитой окружающей среды. В настоящее время все большее значение в законодательной базе приобретает система стандартизации в сфере экологии, экологическая сертификация для многих видов продукции.
В последние время в
результате быстрого развития научно
технического прогресса и интенсивного
использования природных
рассеиваются миллиарды тонн ядохимикатов,
в атмосферу выбрасывается более 200 миллионов тонн
оксида углерода, около 50 миллионов тонн
углеводородов, 146 миллионов тонн оксида
серы, 53
миллиона тонн оксидов азота, 250 миллионов
тонн пыли. В Мировой океан ежегодно попадает
до 10 миллионов тонн нефти. Все это с очевидностью
требует определенной корректировки действий
человечества, так как многие изменения
в окружающей среде уже стали
необратимыми.
К началу 90-х годов стало очевидным, что дальнейшее экономическое развитие человечества, ориентированное на рост благосостояния людей в сочетании с социальными гарантиями становится возможным только в рамках "экологически устойчивого развития". Соответствующие правовые нормы, а также экономические инструменты, принятые как на национальном, так и международном уровне могли бы обеспечить равновесие между экономическим ростом, увеличением производства материальных благ и сохранением окружающей средой. К настоящему времени основные сырьевые ресурсы развитых стран мира (Северная Америка, Западная Европа) на грани исчерпания или зарезервированы. Значительные разведанные и доступные для использования природные ресурсы имеются лишь в отдельных странах третьего мира (Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и др.), РК и других государствах на территории бывшего СССР. За доступ к этим ресурсам идет борьба, в которой используются разные средства, в том числе и "экологическая аргументация".
То, что эта тема становится все более актуальной для перспективного развития земной цивилизации, подтверждается сменой акцентов повестки дня на встречах лидеров развитых стран мира - "большая семерка". Начиная с саммита в Токио в 1979 году члены "большой семерки" все больше внимания уделяют вопросам справедливого обеспечения энергией и охраны окружающей среды.
Таким образом, природные ресурсы и природные условия, которые обеспечивают экономику той или иной страны должны быть подвержены учету и организации, правилам, зафиксированным определенным уставом и образом.
Цель курсовой работы – охарактеризовать проблемы экологии и роль стандартизации в их решении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
Объект и метод исследования. Объектом изучения в данной курсовой работе являются проблемы экологии. Метод изучения – решение проблем экологии и роль стандартизации в их решении.
Состав и структура курсовой работы. Курсовая работа изложена на 35 листах формата А4 и содержит две таблицы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В список использованной литературы входит 31 источник.
1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ
1.1 Система стандартов качества
природной среды
Стандарты качества природной
среды - единые, соответствующие достигнутому
уровню научно-технического прогресса
нормативы, правила или другие документы,
доступные широкой
Стандарты утверждаются на
национальном, региональном или международном
уровнях. Они представляют собой
предельно допустимые уровни содержания
основных загрязнителей среды воздушной,
среды водной и среды почвенной
и подразделяются на первичные и
вторичные стандарты. Первые — это
предельные уровни, обеспечивающие с
определенным запасом надежности сохранение
здоровья населения; они должны соблюдаться
в течение оговоренного времени.
Вторые — необходимые для
Государственные стандарты
относятся к подзаконным
Государственный
стандарт (ГОСТ) — нормативно-
Для природоохранной деятельности
генеральным стандартом является «Система
стандартов в области охраны природы
и улучшения использования
Согласно ГОСТу, система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды; совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.
ССОП разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по классификатору стандартов и технических условий, точки, номера, точки, номера вида, точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта. [2]
Например, ГОСТ 17.1.3.05—82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. В данном примере ГОСТ — категория стандарта (государственный стандарт), 1.7 — номер системы (ССОП — система стандартов в области охраны природы), 1 — номер группы (гидросфера), 3 — номер вида (правила охраны и рационального использования природного объекта), 05 — порядковый номер стандарта (стандарт номер 5) и 82 — год регистрации стандарта (1982 год).
Таблица 1. - Классификация групп стандартов
Номер группы |
Наименование |
Кодовое наименование |
0 |
Организационно-методические стандарты ССОП |
Основные положения |
1 |
Стандарты в области охраны и рационального использования вод |
Гидросфера |
2 |
Стандарты в области защиты атмосферы |
Атмосфера |
3 |
Стандарты в области охраны и рационального использования почв |
Почвы |
4 |
Стандарты в области улучшения использования земель |
Земли |
5 |
Стандарты в области охраны флоры |
Флора |
6 |
Стандарты в области охраны фауны |
Фауна |
8 |
Стандарты в области охраны и рационального использования недр |
Недра |
Таблица 2. - Классификация видов стандартов
Номер вида |
Наименование вида |
0 |
Основные положения |
1 |
Термины, определения, классификации |
2 |
Нормы и методы измерений
загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности
использования природных |
3 |
Правила охраны природы и
рационального использования |
Продолжение таблицы 2.
4 |
Методы определения параметров
состояния природных объектов и
интенсивности хозяйственных |
5 |
Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды |
6 |
Требования к устройствам, аппаратам, и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений |
7 |
Прочие стандарты |
В настоящее время система управления окружающей средой регламентирована стандартами ДСТУ ISO серии 14000. В этих стандартах регламентировано: состав, описание элементов системы и установки относительно применения; принципы управления, системы и средства обеспечения;общие принципы и процедуру аудита, аудит систем управления окружающей средой и классификационные требования к аудиторам из экологии.
Значительное влияние на чистоту окружающей среды и охрану природы имеют мероприятия по обращению с разными выбросами промышленного производства, обработки и возделывания сельхозугодий, обеспечения чистоты питьевой и технической воды, регламентированные многими государственными стандартами.
Постановлением Кабинета
Министров от 26 октября 2001 г. за № 1430
«Об утверждении платных услуг
экологического характера, которые
могут предоставляться
—разработка природоохранных программ предприятий;
—организация и осуществление
определения показателей
—подготовка документации относительно аккредитации измерительных лабораторий;
—соблюдение экологических
требований объектами, получение разрешений
на производство и сохранение ядовитых
веществ; вывоз и ввоз продукции,
которая может содержать
—осуществление количественной и качественной оценки выбросов и сбросов;
—определение радиационного состояния территорий и объектов;
—измерение содержания загрязнений;
—составление паспортов для очистительных сооружений и тому подобное. [3]
Система экологических стандартов — самая важная составная часть природоохранного законодательства. Несоблюдение стандартов карается законом.
Экологические стандарты — едины и обязательны для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей природной среде.
Существуют стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий.
К самым важным нормативам качества окружающей среды принадлежат предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах. На основании ПДК разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ в воздух и воду. Через изменения общего экологического состояния окружающей среды ПДК, ПДВ и ПДС наиболее опасных и распространенных загрязнителей уточняются каждые 3—5 лет с учетом усиления негативного эффекта от их общего действия.
На государственных и межгосударственных уровнях созданы организации, обязанные следить за выполнением законов об охране природы и осуществлять мониторинг природной среды и отдельных его компонентов.
Контроль по состоянию природной среды и выполнением природоохранных актов осуществляют Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, система государственных санитарно-эпидемиологических станций и др.
В 1989 г. опубликован международный
документ «Правовые принципы охраны
окружающей среды и устойчивого
развития», подготовленный по заданию
ООН специальной Комиссией
Таким образом, в нашей стране экологическое законодательство опирается на систему стандартов, содержащих ряд нормативов и требований к качеству окружающей среды.
Информация о работе Проблемы экологии и роль стандартизации в их решении