Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:49, реферат
Актуальность темы: Экологические цели государства – сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций. Согласуются ли экономические цели с экологическими? Да, если экономика несет потери из-за неблагополучной экологической обстановки, если экономически выгодно охранять окружающую среду. Если же экономических интересов в охране окружающей среды нет, то возможны административные, директивные методы управления хозяйственной деятельностью, обязывающие экономических субъектов соблюдать экологические стандарты.
Введение
1. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды
2. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды
3. Сущность платы за природопользование
4. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды
Заключение
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМ.ШИРОКОВА
РЕФЕРАТ
Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Выполнила
Студентка 6-го курса
Группа 1252107
заочное
отделение
г.Минск
Введение
1. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды
2. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды
3.
Сущность платы за
4. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды
Заключение
Введение
Актуальность темы: Экологические цели государства – сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций. Согласуются ли экономические цели с экологическими? Да, если экономика несет потери из-за неблагополучной экологической обстановки, если экономически выгодно охранять окружающую среду. Если же экономических интересов в охране окружающей среды нет, то возможны административные, директивные методы управления хозяйственной деятельностью, обязывающие экономических субъектов соблюдать экологические стандарты.
Многообразие форм эколого-экономических взаимодействий требует использования и административных методов управления экономикой с целью охраны окружающей среды, и использования экономических интересов в охране природы, если эти интересы существуют и выявлены.
Таким образом, задачи экологической политики проходят через экономику в двух видах: как внеэкономические, требующие от экономики средств на их решение и ограничивающие экономическую деятельность, и как экономические задачи, в решении которых экономика заинтересована. Однако не все и не всегда разделяют эти два вида задач, сейчас особенно ярко обозначилось стремление все задачи свести ко второму типу, уповая на всесильность экономики и экономических интересов.
1. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды
С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде – которую они сами и загрязняют бездумно преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.
Говоря об экологической безопасности
можно сказать, что это такое
состояние окружающей природной
среды, при котором гарантируется
предупреждение ухудшения экологической
обстановки и возникновения опасности
для здоровья людей. Достигается
она путем установления комплекса
обязательных норм, правил, требований
по охране окружающей природной среды,
использованию природных
Опасность современного экологического
кризиса состоит в том, что
он ставит под угрозу возможность
устойчивого развития человеческой
цивилизации. Дальнейшая деградация природных
систем ведет к утрате ее целостности
и способности поддерживать качества
окружающей среды, необходимые для
жизни. Устойчивое развитие требует
расширенного воспроизводства возобновляемых
природных ресурсов для сохранения
равенства условий и
Для пресечения, исправления и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития, как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.
Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:
- планирование и финансирование
природоохранительных
- установление лимитов
- установление нормативов
платы и размеров платежей
за использование природных
- предоставление предприятиям,
учреждениям и организациям, а
также гражданам налоговых,
- возмещение в установленном
порядке вреда, причиненного
Экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.
Следующая важнейшая функция
Стимулирующую роль призваны играть:
- платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
- налоговые и кредитные льготы,
иные поощрительные меры в
сфере охраны природы. В
При характеристике роли экономических
мер в обеспечении
Задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.
Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.
Применение принципа “загрязнитель платит” направлено на создание механизма экономической ответственности субъекта хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности.
2. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды
В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:
платность природопользования;
система экономического стимулирования природоохранной деятельности;
плата за загрязнение окружающей природной среды;
создание рынка природных
совершенствование ценообразования
с учетом экологического фактора, особенно
на продукцию
экологические фонды;
экологические программы;
продажа права на загрязнение;
система "залог - возврат";
экологическое страхование.
Платность природопользования должна включать плату:
1) за право пользования
2) за воспроизводство и охрану окружающей среды.
Существенное значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушение экосистемы.
Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение ("зеленые" налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия.
Что касается налогообложения, то должны применяться пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего.
Многие страны собираются в ближайшее время ввести "углеродный" налог - налог на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. (Это уже сделали Финляндия и Нидерланды).
Плата за природопользование, которая сейчас в ряде государств составляет несколько процентов доходной части бюджета, должна возрасти до 30-50%. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. В свою очередь, это позволит снизить налоги с населения, прибыли, добавленной стоимости и другое.
Должна претерпеть изменение система государственного субсидирования экономики. До последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в ТЭК, ЖКХ (в сельском хозяйстве применение пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой техники, орошение, осушение земель и так далее). К примеру, дотации на энергоносители в Беларуси для промышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкости экономики.
Ускоренная амортизация
Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды.
Платежи за загрязнение являются средством
наказания предприятий-
РБ оказалась одной из первых стран в мире, где введены платежи за загрязнение (январь 1991 года). Введено три вида платы:
за выброс в атмосферу загрязняющих веществ;
за сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;
за размещение отходов.
В зависимости от степени воздействия на окружающую среду устанавливаются два вида нормативов оплаты: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов) и за превышение этих показателей. В последнем случае платежи возрастают в несколько раз. При этом платежи в пределах нормативов включаются в себестоимость, а сверхнормативные - в прибыль предприятия. Современные нормативы хотя у нас и низкие, но они играют важную роль для рождения новой ситуации.
Информация о работе Экономический механизм природопользования