Экономический механизм природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:49, реферат

Описание работы

Актуальность темы: Экологические цели государства – сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций. Согласуются ли экономические цели с экологическими? Да, если экономика несет потери из-за неблагополучной экологической обстановки, если экономически выгодно охранять окружающую среду. Если же экономических интересов в охране окружающей среды нет, то возможны административные, директивные методы управления хозяйственной деятельностью, обязывающие экономических субъектов соблюдать экологические стандарты.

Содержание работы

Введение
1. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды
2. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды
3. Сущность платы за природопользование
4. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.41 Кб (Скачать файл)

Цель системы экологических  фондов – решение неотложных природоохранных  задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда  за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).

Формирование экологических фондов осуществляется за счет:

средств, поступающих в виде платы  за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы  и сбросы загрязняющих веществ в  окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;

сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно  добытой с их помощью продукции;

пожертвований от юридических и  физических лиц, которые ачисляются на специальные счета.

Штрафы и иски о возмещении вреда  и за экологические правонарушения взимаются и соответствии с действующим  законодательством. Штрафы налагаются специально уполномоченными государственными органами – подразделениями Минприроды, санитарно-эпидемиологическими станциями и др. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Первоначально средства, которые поступают  в экологические фонды, накапливаются  на счетах республиканских, краевых  или областных фондов, а оттуда перечисляются в федеральный  экологический фонд (федеральный  бюджет) и в местные экологические  фонды. Перечисление средств в экологические  фонды производится поквартально.

Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.

Основными направлениями расходования средств территориальных экологических  фондов являлись: строительство, техническое  перевооружение, реконструкция природоохранных  объектов (50 %), материальнотехническое обеспечение (5,9 %), внедрение экологически чистых технологий (2,9 %), создание и использование систем мониторинга окружающей среды (2,7 %), другие виды природоохранной деятельности (18%).

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

 

Республике Беларусь необходим другой механизм природопользования, соответствующий переходной экономике, включающий создание благоприятного климата для развития энерго- и природосберегающих производств, надежных систем противоаварийной защиты, введение налоговых, кредитных ограничений на разработку новых месторождений, больших штрафов за загрязнение природной среды, несоблюдение стандартов разработки месторождений, новую концепцию развития аграрно-продовольственного и лесного комплексов и другие меры. В настоящее время в Республике Беларусь внедряются некоторые элементы механизма природопользования:

платность природопользования (плата  за право пользования природными ресурсами, штрафы за нарушение экосистемы);

экономическое стимулирование природоохранной  деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды (платежи  за загрязнение атмосферного воздуха, воды, размещение отходов, платежи за сбор и переработку загрязняющих веществ;

 

экологическое страхование и другое.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Боголюбов С.А. Экологическое  право России. - М., 2004.

 

2. Бринчук Н.Н. Экологическое право России. - М., 2004.

 

3. Ерофеев Б.В. Экологическое  право России. - М., 2005.

 

4. Жибинова К.В. Экономические основы экологии. – М., 2007.

 

5. Ильичева, Е.В. Система экологических  фондов России // Управление экономическими  системами. - 2007. - № 3

 

6. Протасов В.Ф., Молчанов А.В.  Экология и природопользование  в России. – М.: Финансы и статистика, 2005.

 

7. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. - М., 2002.

 

 

 


Информация о работе Экономический механизм природопользования