Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:49, реферат
Актуальность темы: Экологические цели государства – сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций. Согласуются ли экономические цели с экологическими? Да, если экономика несет потери из-за неблагополучной экологической обстановки, если экономически выгодно охранять окружающую среду. Если же экономических интересов в охране окружающей среды нет, то возможны административные, директивные методы управления хозяйственной деятельностью, обязывающие экономических субъектов соблюдать экологические стандарты.
Введение
1. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды
2. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды
3. Сущность платы за природопользование
4. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды
Заключение
Для Беларуси актуально сегодня и создание рынка природных ресурсов (бирж, проведение аукционов, создание ипотечной системы).
Проблема совершенствования
разумное повышение цен на природные ресурсы. Более полный учет экологического фактора в цене на продукты природоэксплуатирующих отраслей стимулировал бы переход производителей на режим ресурсосбережения;
цена должна более полно учитывать
уровень экологической
Экологически чистая продукция должна иметь более низкую цену для потребителя, чем экологически грязная. Для этого следует вводить систему налогов на экологически грязную продукцию и систему наценок, субсидий, и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве нужно сделать так, чтобы производителям было выгоднее использовать биологические средства защиты, чем пестициды, органические удобрения, чем минеральные.
Важное значение для финансирования охраны природы имеют внебюджетные экологические фонды. Экофонды должны быть дополняющими государственные затраты на экологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитование программ экологической направленности, содействовать развитию экологического образования и воспитания.
Источники формирования фондов: платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, добровольные взносы и другое.
Большое значение для общества имеет формирование экологических программ (на международном уровне, внутри страны, региона). Можно привести примеры грандиозных по затратам экологических программ в США по возрождению Великих Озер, японские экологические программы и так далее.
Для России - это программы охраны озера Байкал, "чистые речные системы", Чернобыльская зона и другие.
Использование рыночного инструмента продажи прав на загрязнение широко распространено прежде всего в США. Но возможна такая сделка и в межстрановом аспекте.
Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая система, или система "залог - возврат". Это хорошо знакомая всем система. Когда мы покупаем какой-нибудь товар, то оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам (возврат пустых бутылок, израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнеров и так далее). Данный механизм позволяет снизить поступления отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.
Экологическое страхование - страхование
ответственности предприятий - источников
повышенного риска за причинение
убытков в связи с аварией,
технологическим сбоем или
Таким образом, экономический механизм природопользования в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.
В состав экономического механизма входят:
правила заключения договоров, выдача
лицензий и установление лимитов
на комплексное
платность природопользования;
экономическое стимулирование охраны окружающей среды.
Договор, лицензия и лимиты на природопользование
определяются законом
Договор на комплексное природопользование
заключается между
Договор на комплексное природопользование
предусматривает условия и
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Республики Беларусь в области охраны окружающей природной среды с указанием:
вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
экологических требований, при которых
допускается использование
Лимиты на природопользование являются
системой экологических ограничений
по территориям и представляют собой
установленные предприятиям-
Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные (зоны отдыха, пляжи и т. п.) и другие природные ресурсы) взимается:
за право пользования
за сверхлимитное и
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов и другие виды
загрязнения сверх
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Республики Беларусь для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем:
установления налоговых и иных
льгот, предоставляемых
освобождения от налогообложения экологических фондов;
передачи части средств
установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;
применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду;
применения льготного
3. Сущность платы за
В подавляющем большинстве
Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей).
Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В сфере природопользования применяются два вида платы:
1) плата за природные ресурсы
(земли, воды, леса и иную растительность,
недра, животный мир,
Она подразделяется в свою очередь на плату:
за право пользования
за сверхлимитное и
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
2) плата за загрязнение
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов;
за размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
за размещение отходов и другие
виды загрязнения сверх
4. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды
Важным элементом
Система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.
Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.
Местные экологические фонды
эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);
налоги и платежи за ресурсы;
залоги-возмещения и облигации пользования;
средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;
плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);
штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.
Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:
крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств;
строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории;
научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии;
мероприятий по предупреждению и компенсации
негативных социально-экономических
последствий нарушения
работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;
создания специализированных предприятий
по переработке отходов
частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.
Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.
Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.
В соответствии с Законом РБ «Об охране окружающей природной среды» в стране создана единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды.
Информация о работе Экономический механизм природопользования