Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:02, реферат
История возникновения и развития экологических представле¬ний людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об ок¬ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида История человечества является также историей отношения человека к Земле и к окружающему его миру природы, растениям и животным. Человек - единственное существо на нашей планете,
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Варианты периодизации древнейшей истории………………………….4
2. Охотничье-собирательская культура…………………………………….8
3. Эволюция взаимоотношений общества и природы…………………...11
Заключение………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы …………………………………………
Воздействие внешних условий и общий характер жизнедеятельности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках первобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили характерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболевания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформирующие артриты и др. Возникновение большинства костных патологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению.4
Средняя продолжительность
жизни мезолитического
И все же, несмотря на это, большие адаптационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существования, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодания, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты.
Заключение
Период первобытной истории показывает, как человечество восходило от первых проблесков пробуждающегося разума к вершинам античной цивилизации, и на этом пути отношение к природе всегда являлось надежной мерой культурного уровня общества.
В своем мышлении первобытный человек целостно воспринимал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя. Люди должны были хорошо знать повадки и пути передвижения промысловых животных, рельеф охотничьих угодий, полезные и вредные свойства растений, особенности их местопроизрастания, свойства различных поделочных материалов. Они научились предсказывать погоду, ориентироваться по местным признакам и звездному небу, вести счет времени по лунному календарю, сезонам года и др.
Первобытный человек благодаря трудовой деятельности начал выделяться из природы, однако средства его воздействия, степень изменения им природы еще настолько незначительны, что он пока не может в своем мышлении противопоставить себя природе. Но уже здесь человек выделяет предметы окружающей его природы как нечто отличное от него.
Это было начальным моментом воздействия человека на природу, соответственно и начальным моментом становления его мышления, в котором природа фиксировалась в ее нерасчлененности, в ее непосредственной данности. И хотя человек уже начал выделять себя из окружающей его природы, однако она настолько могущественна, что его воздействие на нее незначительно в сравнении с ее силами.
Но в целом во времена
первобытнообщинного строя
История человечества
является также историей отношения человека к Земле и к окружающему его
миру природы, растениям и животным. Человек - единственное существо на нашей
планете, которое произвело глубокие изменения
в природных сообществах (биоценозах),
сформировавшихся за миллионы лет, нарушив
и в значительной мере разрушив их. Судьбы
человечества отныне во многом зависят
от того, удастся ли нам достичь нового
уровня равновесия между покоренной человеком природой и созданной им цивилизацией.
Список использованной литературы
1 См.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1999. С. 192.
2 См.: Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 9.
3 Шелльская культура – около 600-400 тыс. лет назад названа так по находкам близ г. Шелль (Франция).
4 См.: Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 35.
5 См.: Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. С. 15.
6 См.: Благосклонов К.Н. Охрана природы. М.: Высш. школа, 1998. С. 47
7 См.: Рахилин В.К. Общество и живая природа. М.: Наука, 1999. С. 82
Информация о работе Эволюция взаимоотношений общества с природой