Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 12:16, курсовая работа
Описание работы
Существуют различные подходы к изучению и классификации природных ресурсов. Экологический подход базируется на понятии «интегральный ресурс» (по Ремерсу). Интегральный ресурс включает все природные, трудовые и материальные ресурсы.
• показатели отдельных
кадастров трудно сопоставимы или совсем
несопоставимы друг с другом по содержанию.
Даже имея данные по отдельным природным
ресурсам на отдельной территории, весьма
затруднительно сделать вывод о взаимосвязи
возможностей их использования; формы
хранения и обновления информации также
различны и несравнимы (вид носителя, масштабы,
степень сжатия, программное обеспечение
и т.п.);
• в большинстве отраслевых
кадастров отсутствуют показатели, позволяющие
оценить социально-экономическую эффективность
использования ресурса на данной территории;
• в существующих кадастрах
практически не предусмотрена возможность
переоценки природных ресурсов при изменении
социально-экономических условий производства
и потребления;
• при оценке природных
ресурсов недостаточно учитывается экологический
фактор.
Наличие перечисленных
недостатков требует создания более совершенной
информационной базы для принятия управленческих
решений в сфере охраны, воспроизводства
и использования природных ресурсов, а
также охраны памятников архитектуры.
Система информационного
обеспечения должна формироваться и развиваться
в рамках комплексного
территориального кадастра природных
ресурсов — КТКПР, представляющего
собой государственный свод данных о природных
ресурсах и природных объектах в территориальном
разрезе, необходимых для принятия управленческих
решений в сфере социально-экономического
развития территорий, налогообложения
и обеспечения рационального природопользования.
Создание такой системы
должно происходить на основе единого
организационного, методического, метрологического,
нормативного и программного подхода
к формированию базы данных, взаимодействию
и координации всех ведомственных и региональных
служб, причем на первом этапе без разрушения
сложившихся федеральных, территориальных
и административных ведомственных структур
в этой области.
КТКПР формируются
для принятия следующих решений в эколого-ресурсной
сфере:
• развитие и размещение
производительных сил;
• проведение функционального
зонирования территории для установления
экологически обоснованных режимов и
регламентации использования ресурсов
территории;
• обеспечение экономической
и экологической безопасности;
• реализация инвестиционных
целевых программ развития отдельных
территорий;
• налогообложение;
• разграничение компетенции
по распоряжению природными объектами
между Российской Федерацией, субъектами
Федерации и органами местного самоуправления;
• решение комплекса
вопросов, связанных с рациональным использованием
природных ресурсов.
Структура КТКПР состоит
из нескольких блоков:
• адресно-правовой
блок содержит информацию о пространственном
размещении ресурсов, их имущественном
статусе, субъектах владения, распоряжения
и пользования природными ресурсами (объектами);
• экологический блок
содержит данные о состоянии окружающей
природной среды, экологические ограничения
на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ
в окружающую среду и другие виды антропогенных
воздействий, квоты на изъятие отдельных
видов природных ресурсов, условия, при
которых допускается использование (эксплуатация)
природных ресурсов; блок количественной
и качественной оценок объединяет базы
данных о количестве и качестве природных
ресурсов;
• блок экономической
оценки отдельных видов природных ресурсов;
• сводный блок экономической
оценки природно-ресурсного потенциала
территории;
• блок прогнозирования
состояния и оценки природно-ресурсного
потенциала территории.
Учету и оценке в комплексных
кадастрах природных ресурсов (объектов)
подлежат:
• ресурсы земель,
используемых в хозяйственной деятельности
и социальной сфере, резервные и неиспользуемые
земельные площади;
• ресурсы недр — полезные
ископаемые минерального и органического
происхождения;
• поверхностные и
подземные воды, естественные и искусственные
водные объекты;
• ресурсы растительного
и животного мира (в т.ч. лесные ресурсы
и лесные массивы, охото-хозяйственные
ресурсы и охотничьи угодья, промысловые
ресурсы внутренних водоемов, промысловые
ресурсы морей и шельфа);
• ресурсы (природные
объекты) рекреационного и социально-культурного
назначения;
• особо охраняемые
природные территории (заповедники, заказники,
национальные парки и памятники природы),
геологические образования и биологические
объекты (редкие и исчезающие виды животных
и растений);
• природные ресурсы
(природные объекты) населенных пунктов
с предприятиями и организациями на их
территориях;
• вторичные ресурсы
и места захоронения отходов производства
и потребления;
• климатические ресурсы
территорий;
• ресурсы, образующиеся
под воздействием солнечной энергии и
гравитационных сил.
Учет природных ресурсов
ведется по объектам и единым классификационным
единицам, принятым для каждого вида природных
ресурсов. По мере повышения уровня учета
классификационные единицы укрупняются
в соответствии с задачами по территориальному
управлению природопользованием и охраной
окружающей среды.
Информация КТКПР должна
быть представлена в виде географических
и иных карт, таблиц и описаний на электронных
и бумажных носителях и унифицирована
по масштабам карт, стандартам по сбору
данных, родам классификаций, требованиям
режимов использования и методикам социально-экономической
оценки.
Перечень обязательных
кадастровых показателей по характеристикам
каждого вида природного ресурса разрабатывается
Министерством природных ресурсов Российской
Федерации совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти в области
природопользования и охраны окружающей
природной среды и утверждается Минприроды
России. Перечень дополнительных кадастровых
показателей, необходимых для территориального
управления, устанавливают органы государственного
управления субъектов Федерации в зависимости
от природно-ресурсной и хозяйственной
специфики конкретной территории.
Кадастры природных ресурсов.
Данные мониторинга
окружающей природной среды служат основой
для ведения кадастров природных ресурсов,
а также для принятия экологически значимых
управленческих решений.
Кадастры являются важным государственным
информационным ресурсом, представляющим
собой систематизированные сведения о
количественном и качественном состоянии
природных ресурсов и территорий, их экономической,
экологической оценке и социальном значении,
а также о составе и категориях пользователей.
Кадастры – это основа
планирования, информационного обеспечения
использования и охраны окружающей среды
и в целом — управления природопользованием,
поэтому порядок их ведения устанавливается
либо законом, либо специальными постановлениями
правительства.
Существуют следующие виды государственных
кадастров:
· кадастры отдельных
природных ресурсов (государственный
земельный кадастр, государственный кадастр
месторождений полезных ископаемых и
государственный баланс запасов полезных
ископаемых, государственные промысловые
кадастры охотничьих и рыбных ресурсов,
государственный лесной кадастр, государственный
водный кадастр и государственный учет
вод, государственный кадастр объектов
животного мира)
Земельный
кадастр — систематизированный
свод документированных сведений, получаемых
в результате проведения государственного
кадастрового учета земельных участков
о местоположении, целевом назначении
и правовом положении земель; сведений
о территориальных зонах и наличии расположенных
на земельных участках и прочно связанных
с ними объектах. Ведение государственного
земельного кадастра должно осуществляться
по единой методике и представляет собой
последовательные действия по сбору, документированию,
накоплению, обработке, учету и хранению
сведений о земельных участках. Единицами
кадастрового деления территории являются
кадастровые округа, районы и кварталы.
Каждому земельному участку присваивается
свой кадастровый номер, а сведения о нем
предоставляются в виде выписок из кадастра.
Государственный
кадастр месторождений полезных ископаемых осуществляется для
геологического изучения недр, комплексного
использования месторождений полезных
ископаемых, рационального размещения
предприятий по их добыче, а также в других
народнохозяйственных целях. Этот кадастр
включает сведения по каждому месторождению,
характеризующие количество и качество
основных и совместно с ними залегающих
полезных ископаемых, содержащиеся в них
компоненты, горнотехнические, гидрогеологические,
экологические и другие условия разработки
месторождения, геолого-экономическую
оценку по каждому месторождению, а также
сведения по выявленным проявлениям полезных
ископаемых.
Наряду с кадастром
ведется также Государственный
баланс запасов полезных ископаемых.
В нем содержатся сведения о степени изученности
месторождений полезных ископаемых, их
промышленном освоении и другие данные,
необходимые для прогнозирования и проектирования
в этой сфере природопользования.
Государственные
промысловые кадастры охотничьих и рыбных
ресурсов - это свод данных об
объектах промысла, содержащий их качественную
и количественную характеристику, сведения
о динамике восстановления и допустимых
нормах их отлова и отстрела.
Государственный
лесной кадастр ведется с целью управления
лесным хозяйством и для организации его
ведения. Лесной кадастр содержит сведения
об экологических, экономических и иных
характеристиках лесного фонда.
Для ведения учета
и оценки состояния вод применяются два
вида документов: Водный кадастр и Государственный
учет вод. Государственный
учет вод ведется для обеспечения текущего
и перспективного планирования рационального
использования водных объектов, их восстановления
и охраны. Данные этого вида учета характеризуют
состояние поверхностных и подземных
водных объектов по качественным и количественным
показателям, по степени их изученности
и использования. Государственный
водный кадастр основывается на данных
государственного учета вод и представляет
собой сведения о водных объектах, об их
водных ресурсах, об использовании водных
объектов и о водопользователях.
Государственный
кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения
охраны и использования животного мира,
сохранения и восстановления среды его
обитания. «Красные книги» с определенными
оговорками также можно считать своеобразным
кадастром редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных и растений.
· кадастры особо охраняемых
территорий
Включает сведения
о статусе подобных территорий, их географическом
положении и границах, режиме особой охраны,
природопользователях, об их экологопросветительской,
научной, экономической, исторической
и культурной ценности. Ведется он в целях
оценки состояния природнозаповедного
фонда страны, определения перспектив
развития сети ООПТ, для повышения эффективности
государственного контроля за соблюдением
соответствующего режима охраны, а также
для учета при планировании социально-экономического
развития регионов.
· кадастры отходов
Включает в себя классификационный
каталог отходов, государственный реестр
объектов размещения отходов, банк данных
об отходах, банк данных по технологиям
использования и обезвреживания отходов.
· территориальные
комплексные кадастры природных ресурсов
и объектов.
Содержат данные о
местоположении, количестве и качестве
всех природных ресурсов на территории
конкретного региона, их социально-экономическую
и экологическую оценку. Важность такого
вида кадастров определяется, прежде всего,
задачей учета и оценки природноресурсного
потенциала в целом на ограниченной территории,
что позволяет скоординировать различные
виды природопользования. Кроме того,
данный вид кадастра содержит дополнительную
информацию о правовом режиме природных
ресурсов и природноресурсном потенциале,
а также о распределении ресурсов среди
собственников, пользователей и арендаторов.
4) Экологическое
лицензирование и паспортизация: (рычаг жесткого регулирования):
Экологическое
лицензирование – предоставление субъектам
хозяйствования специальных разрешений,
выдаваемых уполномоченными государственными
органами и закрепляющих юридическое
право на занятие отдельными видами деятельности
при заданных экологических ограничениях
и природно-ресурсных лимитах.
В настоящее время
в России существует
- лицензирование
природопользования
- лицензирование
видов хозяйственной деятельности.
Лицензирование —
это проявление административного способа
управления природопользованием и охраной
окружающей среды путем прямого запрета,
разрешения и уполномочия. Осуществляется
оно путем выдачи за определенную плату
соответствующего документа — лицензии на конкретный
вид природопользования.
Лицензия
на природопользование – документ, устанавливающий
экологические требования, ограничения,
предельные объемы использования природных
ресурсов и загрязнения окружающей природной
среды, условия природопользования.
В лицензии на природопользование
как документе сконцентрированы две функции:
ü функция контроля
правомерности и рациональности деятельности
по использованию природного ресурса
ü функция соблюдения
экологических и санитарных норм и нормированного
потребления соответствующего природного
ресурса.
В систему лицензирования
природопользования входят:
- специальные
лицензии, выдаваемые уполномоченными
государственными органами:
· лицензии на пользование
(добычу, изъятие, пользование без изъятия)
ресурсами недр, водопользование, землепользование
и лесопользование – т.е. одним видом ресурсов;
· разрешения на выбросы
и сбросы загрязняющих веществ, размещение
отходов, отстрел охотничьих животных
и лов рыбы;
- лицензии на
комплексное природопользование
комплексное
природопользование – это использование
субъектами хозяйствования природно-ресурсного
потенциала территории, при котором эксплуатация
(добыча, изъятие) одного вида природных
ресурсов наносит минимальный ущерб другим
компонентам природы, равно как и хозяйственная
деятельность предприятия в целом.
Лицензия на комплексное
природопользование является нормативно-правовым
документом, позволяющим контролировать
масштаб и качество воздействия предприятия
на окружающую среду. Регламентирует условия
определенного вида природопользования
исходя из природоохранных интересов
территории, которые не всегда могут быть
учтены при выдаче специальных лицензий.
В условиях РФ лицензионная
деятельность приобретает особое значение
как средство защиты интересов потребителя
и соблюдения экологических, санитарных
и градостроительных норм. Выдается лицензия
обычно уполномоченным органом природоохранного
управления отдельно на каждый вид деятельности
(всего существует свыше 30 таких видов
деятельности). Срок их действия
в России в среднем составляет в настоящее
время от одного года до трех лет в зависимости
от вида природопользования.