Кадастры природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Существуют различные подходы к изучению и классификации природных ресурсов. Экологический подход базируется на понятии «интегральный ресурс» (по Ремерсу). Интегральный ресурс включает все природные, трудовые и материальные ресурсы.

Файлы: 1 файл

Инвентаризация природных ресурсов и методы ее осуществления.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

• показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной территории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи возможностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и несравнимы (вид носителя, масштабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.);

• в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования ресурса на данной территории;

• в существующих кадастрах практически не предусмотрена возможность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;

• при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор.

Наличие перечисленных недостатков требует создания более совершенной информационной базы для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, а также охраны памятников архитектуры.

Система информационного обеспечения должна формироваться и развиваться в рамках комплексного территориального кадастра природных ресурсов — КТКПР, представляющего собой государственный свод данных о природных ресурсах и природных объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий, налогообложения и обеспечения рационального природопользования.

Создание такой системы должно происходить на основе единого организационного, методического, метрологического, нормативного и программного подхода к формированию базы данных, взаимодействию и координации всех ведомственных и региональных служб, причем на первом этапе без разрушения сложившихся федеральных, территориальных и административных ведомственных структур в этой области.

КТКПР формируются для принятия следующих решений в эколого-ресурсной сфере:

• развитие и размещение производительных сил;

• проведение функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации использования ресурсов территории;

• обеспечение экономической и экологической безопасности;

• реализация инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

• налогообложение;

• разграничение компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления;

• решение комплекса вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

Структура КТКПР состоит из нескольких блоков:

• адресно-правовой блок содержит информацию о пространственном размещении ресурсов, их имущественном статусе, субъектах владения, распоряжения и пользования природными ресурсами (объектами);

• экологический блок содержит данные о состоянии окружающей природной среды, экологические ограничения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды антропогенных воздействий, квоты на изъятие отдельных видов природных ресурсов, условия, при которых допускается использование (эксплуатация) природных ресурсов; блок количественной и качественной оценок объединяет базы данных о количестве и качестве природных ресурсов;

• блок экономической оценки отдельных видов природных ресурсов;

• сводный блок экономической оценки природно-ресурсного потенциала территории;

• блок прогнозирования состояния и оценки природно-ресурсного потенциала территории.

Учету и оценке в комплексных кадастрах природных ресурсов (объектов) подлежат:

• ресурсы земель, используемых в хозяйственной деятельности и социальной сфере, резервные и неиспользуемые земельные площади;

• ресурсы недр — полезные ископаемые минерального и органического происхождения;

• поверхностные и подземные воды, естественные и искусственные водные объекты;

• ресурсы растительного и животного мира (в т.ч. лесные ресурсы и лесные массивы, охото-хозяйственные ресурсы и охотничьи угодья, промысловые ресурсы внутренних водоемов, промысловые ресурсы морей и шельфа);

• ресурсы (природные объекты) рекреационного и социально-культурного назначения;

• особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы), геологические образования и биологические объекты (редкие и исчезающие виды животных и растений);

• природные ресурсы (природные объекты) населенных пунктов с предприятиями и организациями на их территориях;

• вторичные ресурсы и места захоронения отходов производства и потребления;

• климатические ресурсы территорий;

• ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.

Учет природных ресурсов ведется по объектам и единым классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических и иных карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки.

Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей природной среды и утверждается Минприроды России. Перечень дополнительных кадастровых показателей, необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории.

Кадастры природных ресурсов.

      Данные мониторинга окружающей природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых управленческих решений.

Кадастры являются важным государственным информационным ресурсом, представляющим собой систематизированные сведения о количественном и качественном состоянии природных ресурсов и территорий, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей.

Кадастры – это основа планирования, информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды и в целом — управления природопользованием, поэтому порядок их ведения устанавливается либо законом, либо специальными постановлениями правительства.

Существуют следующие виды государственных кадастров:

· кадастры отдельных природных ресурсов (государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр и государственный учет вод, государственный кадастр объектов животного мира)

Земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель; сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Ведение государственного земельного кадастра должно осуществляться по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Единицами кадастрового деления территории являются кадастровые округа, районы и кварталы. Каждому земельному участку присваивается свой кадастровый номер, а сведения о нем предоставляются в виде выписок из кадастра.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых осуществляется для геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Этот кадастр включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку по каждому месторождению, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

 
 

Наряду с кадастром ведется также Государственный баланс запасов полезных ископаемых. В нем содержатся сведения о степени изученности месторождений полезных ископаемых, их промышленном освоении и другие данные, необходимые для прогнозирования и проектирования в этой сфере природопользования.

Государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов - это свод данных об объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления и допустимых нормах их отлова и отстрела.

Государственный лесной кадастр ведется с целью управления лесным хозяйством и для организации его ведения. Лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных характеристиках лесного фонда.

Для ведения учета и оценки состояния вод применяются два вида документов: Водный кадастр и Государственный учет вод. Государственный учет вод ведется для обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные этого вида учета характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, по степени их изученности и использования. Государственный водный кадастр основывается на данных государственного учета вод и представляет собой сведения о водных объектах, об их водных ресурсах, об использовании водных объектов и о водопользователях.

Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. «Красные книги» с определенными оговорками также можно считать своеобразным кадастром редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

· кадастры особо охраняемых территорий

Включает сведения о статусе подобных территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, об их экологопросветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Ведется он в целях оценки состояния природнозаповедного фонда страны, определения перспектив развития сети ООПТ, для повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны, а также для учета при планировании социально-экономического развития регионов.

· кадастры отходов

Включает в себя классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах, банк данных по технологиям использования и обезвреживания отходов.

· территориальные комплексные кадастры природных ресурсов и объектов.

Содержат данные о местоположении, количестве и качестве всех природных ресурсов на территории конкретного региона, их социально-экономическую и экологическую оценку. Важность такого вида кадастров определяется, прежде всего, задачей учета и оценки природноресурсного потенциала в целом на ограниченной территории, что позволяет скоординировать различные виды природопользования. Кроме того, данный вид кадастра содержит дополнительную информацию о правовом режиме природных ресурсов и природноресурсном потенциале, а также о распределении ресурсов среди собственников, пользователей и арендаторов.

4) Экологическое  лицензирование и паспортизация: (рычаг жесткого регулирования):

Экологическое лицензирование – предоставление субъектам хозяйствования специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными государственными органами и закрепляющих юридическое право на занятие отдельными видами деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах.

В настоящее время в России существует

- лицензирование  природопользования

- лицензирование  видов хозяйственной деятельности.

Лицензирование — это проявление административного способа управления природопользованием и охраной окружающей среды путем прямого запрета, разрешения и уполномочия. Осуществляется оно путем выдачи за определенную плату соответствующего документа — лицензии на конкретный вид природопользования.

Лицензия на природопользование – документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.

В лицензии на природопользование как документе сконцентрированы две функции:

ü функция контроля правомерности и рациональности деятельности по использованию природного ресурса

ü функция соблюдения экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса.

В систему лицензирования природопользования входят:

- специальные лицензии, выдаваемые уполномоченными государственными органами:

· лицензии на пользование (добычу, изъятие, пользование без изъятия) ресурсами недр, водопользование, землепользование и лесопользование – т.е. одним видом ресурсов;

· разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных и лов рыбы;

- лицензии на комплексное природопользование

комплексное природопользование – это использование субъектами хозяйствования природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит минимальный ущерб другим компонентам природы, равно как и хозяйственная деятельность предприятия в целом.

Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. Регламентирует условия определенного вида природопользования исходя из природоохранных интересов территории, которые не всегда могут быть учтены при выдаче специальных лицензий.

В условиях РФ лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов потребителя и соблюдения экологических, санитарных и градостроительных норм. Выдается лицензия обычно уполномоченным органом природоохранного управления отдельно на каждый вид деятельности (всего существует свыше 30 таких видов деятельности). Срок их действия в России в среднем составляет в настоящее время от одного года до трех лет в зависимости от вида природопользования.

Информация о работе Кадастры природных ресурсов