Классификация радиоактивных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 22:54, реферат

Описание работы

Радиоактивность – это естественное явление, и в окружающей среде присутствуют естественные источники излучения.
Ионизирующие излучения и радиоактивные вещества с пользой применяются во многих сферах – от производства энергии до использования в медицине, промышленности и сельском хозяйстве.

Файлы: 1 файл

маша реферат.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

 

Грузовые и грузопассажирские морские и речные суда должны иметь соответствующий класс Российского морского регистра судоходства или Российского речного регистра судоходства (для судов, совершающих рейсы по внутренним судоходным путям).

К перевозке на грузовых и грузопассажирских морских и речных судах допускаются упаковки I, II и III категорий. Перевозка упаковок с уровнем излучения на поверхности более 2 мЗв/ч (200 мбэр/ч) осуществляется только в условиях исключительного использования или на специальных условиях, с учетом санитарных правил при транспортировании радиоактивных материалов.

Места размещения упаковочных комплектов с радиоактивными материалами должны быть обозначены знаками радиационной опасности.

За исключением грузов с делящимися ядерными материалами, между местами, где размещены грузы радиоактивных материалов, и местами пребывания людей, а также местами размещения грузов с фоточувствительными материалами целесообразно по возможности размещать другие грузы для ослабления излучения.

Перед предъявлением к перевозке груза грузоотправитель должен представить перевозчику правильно оформленный погрузочный ордер с указанием:

- наименования радиоактивного  материала;

- его активности;

- ТИ (суммарного и отдельных упаковок);

- ИБК (суммарного и отдельных упаковок);

- обозначения группы для материалов  НУА и ОПРЗ;

- массы (суммарной и отдельных  упаковок);

В случае необходимости при предъявлении к перевозке короткоживущих изотопов грузоотправитель должен указать в погрузочном ордере допустимый срок пребывания груза в пути.

Грузоотправитель может завозить в порт и сдавать для отправки упаковки не позднее чем за 2 ч до отправления судна, если иное не оговорено в погрузочном ордере или в других транспортных документах.

Сопровождающий персонал обязан предъявить органам санитарного надзора по их требованию протоколы дозиметрических измерений, составленные грузоотправителем (грузополучателем).

По прибытии груза в порт назначения капитан порта должен немедленно известить об этом грузополучателя, который обязан вывезти груз с территории порта в кратчайший срок. Для груза с делящимися ядерными материалами грузополучатель обязан ко времени прибытия такого груза обеспечить предоставление транспортных средств для вывоза с территории порта.

Освобожденные упаковки разрешается перевозить ручной кладью в отдельной каюте пассажирского морского и речного судна с сопровождающим лицом. Общая масса такого груза в каюте не должна превышать 200 кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 6 ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

На пассажирском и грузовом воздушном транспорте могут перевозиться упаковки I, II и III категорий.

Запрещается перевозка радиоактивных материалов в багаже пассажиров.

Упаковки типа В(М) и грузы на условиях исключительного использования не должны перевозиться пассажирским воздушным транспортом.

Упаковки типа В(М) со сбросом избыточного давления, требующие внешнего охлаждения с помощью вспомогательной системы, упаковки, требующие эксплуатационного контроля во время перевозки, упаковки, содержащие жидкие пирофорные вещества, а также радиоактивные материалы, самовозгорающиеся на воздухе, не должны перевозиться воздушным транспортом.

Перевозки радиоактивных материалов на воздушных судах должны по возможности производиться прямыми рейсами и с минимально возможным количеством посадок.

Радиоактивные материалы должны размещаться на максимально возможном расстоянии от мест постоянного пребывания экипажа, сопровождающих и пассажиров.

При перевозке упаковок в багажных отсеках они должны быть удалены от ручной клади.

При предъявлении к перевозке одной или нескольких упаковок и транспортных пакетов массой более 90 кг (каждый) грузоотправитель должен согласовать порядок их погрузки и выгрузки с перевозчиком.

На упаковках, транспортных пакетах, грузовых контейнерах и резервуарах массой более 50 кг должно быть нанесено не смываемое водой обозначение положения центра тяжести.

Если радиоактивные материалы нельзя перевозить при пониженных (до - 40°С) и повышенных (до 55°С) температурах, а также при пониженном (до 5 кПа) давлении, грузоотправитель должен отметить это в грузовой накладной в графе "Особые отметки" и на этикетке категории, а также согласовать эти условия с перевозчиком. Если эти условия не могут быть обеспечены, груз не должен приниматься к перевозке.

Завоз радиоактивных материалов производится:

- в аэропорты, имеющие пункты  хранения упаковок с соответствующими  радиоактивными материалами, не  позже чем за 3 ч до отправления  самолета;

- в аэропорты, где нет такого  склада, непосредственно ко времени, устанавливаемому руководителем  аэропорта.

Время завоза для погрузки на грузовые воздушные суда, в том числе специально выделенные, согласовывается с руководителем аэропорта.

На перевозку радиоактивных материалов грузоотправитель должен заполнять грузовую накладную, применяемую для перевозки опасных грузов (с красной полосой по диагонали).

На грузовых накладных (в верхней части) должен быть проставлен штамп "Радиоактивность". При перевозке короткоживущих изотопов в верхней части грузовой накладной грузоотправитель проставляет штамп красной мастикой со словами: "Короткоживущие изотопы. Срок доставки ... час".

Перед погрузкой (выгрузкой) упаковок III категории администрация аэропорта или лицо, ответственное за обеспечение радиационной безопасности, обязаны поставить в известность работников инженерно-авиационной службы, проинструктировать экипаж воздушного судна и работников, производящих погрузку, о порядке обращения с упаковками и конкретно указать им, в каком помещении и на каком удалении от мест постоянного пребывания экипажа, пассажиров, багажа и ручной клади, а также грузов с фоточувствительными материалами должны быть расположены упаковки, как и чем они должны быть закреплены. При погрузке (выгрузке) на специально выделенные воздушные суда эти указания выполняются с учетом инструкций грузоотправителя.

После загрузки специально выделенного воздушного судна грузоотправитель измеряет мощность дозы излучения на соответствие требованиям соответствующих пунктов настоящих Правил. Результаты измерений оформляются актом, который подписывают дозиметрист от грузоотправителя и лицо, ответственное за обеспечение радиационной безопасности в аэропорту.

В аэропортах с массовым отправлением и прибытием радиоактивных материалов должен быть обеспечен систематический радиационный контроль упаковок, транспортных средств, персонала и работ.

При перевозке делящихся ядерных материалов воздушным транспортом должны быть выполнены следующие требования:

Перевозка делящихся ядерных материалов осуществляется только с сопровождающим персоналом грузоотправителя (грузополучателя).

Для перевозки делящихся ядерных материалов должен быть разработан план мероприятий по предупреждению аварий и ликвидации их последствий. План должен быть согласован с ГКО, органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, органом государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны России (при транспортировании радиоактивных материалов военного назначения), а также со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.

Во всем, что не предусмотрено настоящими Правилами и не противоречит им при перевозке радиоактивных материалов воздушным транспортом, необходимо руководствоваться Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (документ ИКАО 9284 - AN/905).

РАЗДЕЛ 7 ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

На каждый груз грузоотправителем должен быть составлен транспортный документ (в соответствии с правилами перевозки опасных грузов конкретном виде транспорта), сопровождающий груз, в который должна быть включена следующая информация:

а) транспортное наименование;

б) номер класса ООН для опасного груза - "7";

в) номер ООН, назначенный данному материалу.

г) название или символ каждого изотопа, или для смеси радионуклидов соответствующее общее описание или перечень наиболее ограничивающих радионуклидов;

д) описание физической и химической формы материала или запись о том, что материал представляет собой радиоактивный материал особого вида или радиоактивный материал с низкой способностью к рассеянию. Для химической формы допустимо общее химическое описание;

е) максимальная активность радиоактивного содержимого во время перевозки, выраженная в беккерелях (кюри), с соответствующей приставкой СИ.

ж) категория упаковки;

з) ТИ (только для категорий "II - желтая" и "III - желтая");

и) ИБК для делящегося ядерного материала;

к) опознавательный знак сертификатов (сертификатов-разрешений), примененный для данного груза;

л) для груза, содержащего упаковки в грузовом контейнере или транспортном пакете, подробно указывается содержимое каждой упаковки. Если в пункте промежуточной разгрузки упаковки должны извлекаться из грузового контейнера или транспортного пакета, подготавливается соответствующая документация;

м) если груз необходимо перевозить на условиях исключительного использования, то делается запись: "Перевозка на условиях исключительного использования" или "Повагонная отправка" для железнодорожного транспорта;

н) для грузов НУА-II, НУА-III, ОПРЗ-I и ОПРЗ-II указывается общая активность;

о) номер аварийной карточки для данного груза и указание, где она должна находиться;

п) заверение грузоотправителя, включающее следующий текст.

"Я, настоящим заявляю, что содержимое  данного груза полностью и  точно описано надлежащим транспортным  наименованием, оно классифицировано, упаковано, маркировано и снабжено  знаками опасности в соответствии  с требованиями Правил безопасности  при транспортировании радиоактивных  материалов (ПБТРМ) и правил (инструкции) ..." (указывается соответствующий документ, действующий на данном виде (видах) транспорта).

Заверение должно быть датировано и подписано ответственным представителем грузоотправителя с указанием его должности и фамилии;

р) дополнительные эксплуатационные требования к погрузке, укладке, перевозке, обращению и выгрузке упаковки, транспортного пакета, грузового контейнера, включая любые специальные методы укладки для обеспечения безопасного отвода тепла, или уведомление о том, что таких требований не имеется;

с) ограничения, касающиеся вида транспорта или транспортного средства, и любые необходимые указания о маршруте.

В грузовой накладной на груз включаются сведения согласно подпунктам а), г), е), ж), и), к), л) и краткая информация о наличии заверения грузоотправителя.

На грузовой накладной ставится штемпель "Радиоактивно".

Для всех типов упаковок (кроме тех случаев, когда сертификаты (сертификаты-разрешения) не обязательны) грузоотправитель должен обеспечить представление (передачу) сертификатов (сертификатов-разрешений) по требованию перевозчика и (или) базы перегрузки и т.д., на территории которой осуществляется погрузка, выгрузка и любая перегрузка, до выполнения этих работ.

Грузоотправитель, прежде чем приступить к загрузке, отправке и перевозке упаковок, должен иметь экземпляр каждого сертификата (сертификата-разрешения), требуемого в соответствии с положениями раздела 4, и копии инструкций по эксплуатации упаковочных комплектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 8 ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Промышленность стран и управление их ресурсами находятся в некоторой степени зависимости от большого количества опасных материалов, перевозимых от поставщиков к пользователям и, в конечном итоге, к ликвидаторам отходов. Опасные материалы перевозятся по автомобильным и железным дорогам, по водным и воздушным путям и трубопроводам. Подавляющее большинство материалов благополучно, без происшествий, достигает места своего назначения. Размах рассматриваемой проблемы иллюстрируется нефтяной промышленностью.

Опасные материалы могут быть определены как "вещества или материалы, для которых установлено, что при перевозке они могут представлять собой неоправданный риск для здоровья, безопасности или объектов собственности".

"Неоправданный риск" охватывает  широкий спектр соображений пожарной  безопасности, здравоохранения и  охраны окружающей среды. К таким  веществам относятся взрывчатые  вещества, горючие газы, токсичные  газы, легковоспламеняющиеся жидкости, горючие жидкости, горючие твердые  вещества, вещества, которые становятся  опасными при увлажнении, окисляющиеся  вещества и токсичные жидкости.

Риск проистекает непосредственно из высвобождения перевозимых опасных веществ, их воспламенения и т.д. К угрожающим ситуациям на автомобильных и железных дорогах относятся те, которые могут вызвать крупные аварии, "которые могут воздействовать как на персонал, так и на других членов общества. Эти опасные ситуации могут возникать при погрузке или разгрузке материалов или на маршруте их следования. Население, подверженное риску-это люди, живущие рядом с автомобильными или железными дорогами, и люди, которые могут попасть в аварию, находясь в других средствах передвижения по автодорогам или железнодорожным путям. К зонам риска относятся места временных остановок в пути, такие, как железнодорожные сортировочные станции и места парковки грузовых автомобилей у точек автообслуживания. К ситуациям риска на море относятся те, которые связаны с кораблями, входящими в порты или покидающими их, или с погрузкой или разгрузкой корабельных грузов в портах; ситуации риска могут возникать при движении судов вдоль побережья, по проливам и внутренним водам.

Информация о работе Классификация радиоактивных материалов