Концепция устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Файлы: 1 файл

КР социальная экология.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

3. Необходимо удовлетворить  элементарные потребности всех  людей и всем предоставить  возможность реализовывать свои  надежды на более благополучную  жизнь. Без этого устойчивое  и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из важнейших причин возникновения экологических и иных катастроф – нищета, которая стала в мире обычным явлением.

4. Необходимо согласовать  образ жизни тех, кто располагает  большими средствами (денежными  и материальными), с экологическими  возможностями планеты, в частности  относительно потребления энергии.

5. Размеры и темпы роста  населения должны быть согласованы  с меняющимся производительным  потенциалом глобальной экосистемы  Земли.

В числе принципов охраны окружающей среды предусмотрены, в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Эти и другие принципы являются отражением содержательной части концепции устойчивого развития.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития – антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком, в широком смысле, понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае – экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге «Наше общее будущее» отмечается, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой». Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.

Традиционная парадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся «вне сферы» экономической науки. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую науку более широко, а именно как «науку об управлении хозяйством» (такое значение несет греческое слово «экономика»), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим в ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативно-правое регулирование концепции устойчивого развития

2.1 Концепция устойчивого развития в российском законодательстве

Формирование и реализация концепции  устойчивого развития, имеющей фундаментальное  значение, не может происходить без  определенных, в том числе существенных, трудностей. Однако, несмотря на это  мировое сообщество, осознавая ее позитивное и перспективное назначение, принимает меры к последовательному  развитию и совершенствованию данной концепции и обеспечивающих механизмов, включая правовые. Так, проблемы устойчивого  развития обсуждались на Экономическом  форуме в Давосе в 1999 г., а также  стали предметом рассмотрения Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР, 2002 г.). Большой вклад в охрану окружающей среды и обеспечение устойчивого развития внесла пятая Конференция министров на тему «Окружающая среда для Европы» (Киев, 2003 г.). На этих и других форумах было определено, что достижение целей устойчивого развития неразрывно связано с процессом глобализации и требует согласованных действий мирового сообщества. Выработанные международными усилиями положения устойчивого развития направлены на решение проблем, возникающих в условиях глобализации, обеспечение развития общества в единстве с окружающей средой. Вопрос стоит о выявлении имеющихся противоречий, определении путей их возможного разрешения и глобального управления этими процессами, включая разработку и законодательное закрепление механизмов реализации концепции устойчивого развития.

Эти задачи должны служить ориентирами  и для российского государства. Перед Россией, активно участвующей в международном сотрудничестве, возникает необходимость принятия на государственном уровне эффективных мер, в первую очередь правовых, направленных на обеспечение выработанных международным сообществом принципов и положений устойчивого развития.

В этой связи ключевое значение имеет  состояние российского законодательства, направленного на обеспечение устойчивого  развития России и ее регионов. Анализ такой нормативно-правовой базы свидетельствует  о неоднозначности и непоследовательности правового регулирования в этой сфере, наряду с очевидными положительными моментами.

Первые попытки законодательного закрепления некоторых положений  устойчивого развития в России были предприняты еще до Конференции  ООН в Рио в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 году. В преамбуле этого Закона указывалось, что природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. В нем впервые было закреплено право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду, а также механизмы его реализации. В ст. 1 Закона предусматривалось, что сформулированные задачи природоохранительного законодательства РФ реализуются в интересах настоящего и будущих поколений людей. Эти нормы в полной мере отвечали концепции устойчивого развития.

В Законе было впервые введено понятие  и элементы экономического механизма  охраны окружающей природной среды, в числе которых, в частности, устанавливалась платность использования  природных ресурсов, а также плата  за загрязнение и другие виды воздействия  на окружающую природную среду. Тем  самым в нем получил закрепление  один из важнейших общепризнанных мировым  сообществом принцип «загрязнитель  платит». Общие положения Закона отвечали не только условиям, изменившимся внутри страны, но и в мировом  пространстве, находившемся под воздействием глобализационных процессов. На их реализацию были направлены предусмотренные в  Законе новые средства решения экологических проблем и регулирования экологических отношений, являющиеся действенными и на сегодняшний день. В их числе: государственная экологическая экспертиза, проведение которой получило подробную регламентацию в ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.), экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, экологическое нормирование, экологическое образование и воспитание, новые подходы к установлению юридической ответственности за экологические правонарушения, включая возмещение вреда. Однако нельзя не отметить все-таки косвенное отношение этих и других норм к глобализации и устойчивому развитию как одному из ее проявлений на момент принятия Закона.

Необходимость разработки и реализации концепции устойчивого развития были предусмотрены в специальных Указах Президента РФ – от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Концепция прямо указывала на преемственность по отношению к принципам и подходам, сформулированным Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. В Концепции отмечалось, что в России, с одной стороны, сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем, а с другой, что территории, где проживает более половины населения страны, характеризуются как экологически неблагополучные. В качестве основных направлений деятельности определялась необходимость создания правовой базы с упором на экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды, разработки системы стимулирования экологизации хозяйственной и иной деятельности, оценки емкости локальных и региональных экосистем и пропаганды идей устойчивого развития. Впервые в нормативном правовом акте, отражающем элементы государственной политики по обеспечению устойчивого развития, появилось понятие качества жизни, как важнейшего элемента в ряду прочих факторов, характеризующих благополучие жизни, здоровья, состояния окружающей среды, дохода, уровня занятости и образования, степени реализации прав человека.

Однако при всей прогрессивности Основных положений и Концепции перехода к устойчивому развитию, реализация заложенных в них идей во многом остается абстракцией. Например, в Указе 1996 г. Правительству РФ предписывалось руководствоваться Концепцией при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, при подготовке нормативных правовых актов, при принятии хозяйственных и иных решений. Но данные предписания не реализуется, либо реализуются недостаточно. Программы социально-экономического развития продолжают ориентироваться исключительно на экономические показатели. Правительством РФ было принято Постановление от 08.05.96 № 559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Такой документ был подготовлен, но лишь одобрен Правительством РФ в декабре 1997 года. В экологической литературе отмечается, что «согласованный вариант стратегии не был согласован из-за противодействия ведомств экономического и финансового блока», а также указывается на «игнорирование как идей устойчивого развития, так и утвержденных Президентом РФ указов и документов … с момента их принятия до настоящего времени», хотя они готовились с участием всех заинтересованных ведомств, ученых и специалистов. Наиболее полно вопросы устойчивого развития оказались закрепленными в Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы. Необходимой юридической силы этот план не получил, поскольку приказом Госкомэкологии России от 31.12.98 № 786 были утверждены лишь включенные в него мероприятия.

Рекомендации международных форумов  по вопросам охраны окружающей среды  и обеспечению устойчивого развития были учтены в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением  Правительства РФ от 31.08.02 № 1225-р. В этом документе признается, что современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Стратегической целью государственной экологической политики признано сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Одним из ключевых положений Экологической  доктрины является принцип устойчивого  развития, на основе которого должна осуществляться государственная экологическая  политика, означающий равное внимание к экономической, социальной и экологической  составляющим развития и признание  невозможности развития человеческого  общества при деградации природы. В  Доктрине определены базовые основы, сформулированы задачи, принципы, основные направления государственной политики в области экологии с позиций  устойчивого развития, а также  названы пути и средства ее реализации.

В Экологической доктрине определена основная задача в области международного сотрудничества – реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем в регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

 

2.2 Триединое обоснование концепции устойчивого развития

Еще в докладе «Всемирная стратегия  охраны природы» (1980 г.), представленном Международным союзом охраны природы  и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80-е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались  в трудах ученых из исследовательского института «Worldwatch» («Всемирная вахта») в США, и в частности его  директора Л.Р. Брауна. ЮНЕП еще с  середины 1970-х годов широко использовала понятие «развитие без разрушения», а в дальнейшем получило распространение  понятие «экоразвитие», означающее экологически приемлемое развитие, т.е. развитие, наименее негативно воздействующее на окружающую среду.

Разумеется, концепция устойчивого  развития не могла бы стать столь  распространенной, если бы не имелось  соответствующих предпосылок как  в недрах самой традиционной экономической  науки, так и в обществе. Главной  предпосылкой стали грандиозные  перемены, произошедшие в мире в  середине XX века. Если прежде ареной экономического роста были лишь несколько стран  Европы и Северной Америки, то теперь в основанное на единых принципах  мировое хозяйство оказался включенным практически весь мир.

Модель развития, применявшаяся  развивающимися странами в 50-60-е годы, ориентировалась на достижение экономической эффективности. Считалось, что только эффективность экономической системы способна проложить путь ко всеобщему процветанию и покончить с неравенством как в рамках отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. Однако неоднократно указывалось на чрезвычайно низкую эффективность экономической системы промышленно развитых стран, основанную на непропорционально высоких затратах природных ресурсов.

Информация о работе Концепция устойчивого развития