Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Задача 1.
Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.
Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.

Содержание работы

1. Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, органы, и функции управления.
2. Понятие, виды и содержание экологического контроля и экологической экспертизы.

Файлы: 1 файл

Экологическое право.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Минский Институт Управления

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Экологическое право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент  3  курса, группы   4

                                                 

 

ПРОВЕРИЛ:

 

 

Оценка:______________

«___» _________ 2012

_____________________

(Подпись преподавателя-рецензента)

 

Рег.№______

«___» _________ 20__




 

Минск 2012

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

 

1. Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, органы, и функции управления.

     2. Понятие, виды и содержание экологического контроля  и экологической экспертизы.

Задача 1.

      Для сохранения живописных природных  ландшафтов, памятников природы  и культуры в сочетании с  организацией активного отдыха  населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.

      Определите категорию особо охраняемой  природной территории, режим которой  был бы оптимален для решения  поставленных задач.

Задача 2.

      Решением главного санитарного  врача города директор завода  «Электрокабель», его заместитель, главный механик и главный инженер были подвергнуты штрафу в размере десятикратного ежемесячного оклада каждый за превышение заводом установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ и причинение вреда здоровью граждан.

      Кроме того, материалы на виновных лиц были направлены в прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственности.

      При каких условиях лица, виновные  в совершении административного  экологического правонарушения, могут  быть привлечены к уголовной  ответственности. По какой статье УК виновные могут быть привлечены к ответственности?

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, органы, и функции управления.

 

Государственное управление использованием и охраной  природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

К органам общей  компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; Правительство России; администрация субъектов РФ; а также органы местной администрации.

 С учетом  действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии с Законом "Об охране окружающей среды". Кроме того, на парламент возлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе.

 С учетом  того, что государственное финансирование  охраны окружающей среды имеет  решающее значение для достижения  целей поддержания и восстановления  благоприятного состояния окружающей  среды, контроль Государственной  Думы за деятельностью Правительства при формировании бюджета – важная функция управления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания.

Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренным Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации.

Компетенция Правительства  РФ и правительств субъектов РФ в  сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими  нормативными правовыми актами –  как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
  • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный  закон 1997г. "О Правительстве РФ" в отдельной статье определил  полномочия Правительства РФ в сфере  природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 18, Правительство  РФ:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
  • организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;
  • координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе "Об охране окружающей природной  среды", иных актах законодательства об окружающей среде.

 Правительство  РФ осуществляет деятельность  в области природопользования  и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведает Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды. Вспомогательным органом Правительства РФ является также Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию.

Деятельность  органов общей компетенции в  области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов  РФ регулируется как федеральным  законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

Полномочия  органов местного самоуправления в  области охраны окружающей среды  и природопользования определены как Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и отдельными актами экологического законодательства.

Несмотря на разнообразие задач и особенности  компетенции рассмотренных государственных органов, их деятельность в той или иной степени затрагивает ряд общих вопросов управления в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. В связи с этим можно говорить об основных направлениях деятельности органов экологического управления или их функциях.

Исходя из характера  и содержания составляющих их правомочий следует выделить несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:

1. Учет и ведение  кадастров природных ресурсов. Учет  и регистрация природных ресурсов – необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического управления, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресурсах. Учет природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам (районам, областям и т. д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе – кадастре.

Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых  и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении  природного ресурса.

Органы, на которые  возложены функции по ведению  природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными нормативными актами. Законодательством предусмотрено ведение следующих видов кадастров природных ресурсов.

2. Определение  и проведение единой экологической  политики, разработка и принятие  планов и программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. В рамках указанной функции осуществляется разработка экологических концепций государственного развития РФ, федеральных целевых программ, ежегодных планов Правительства по вопросам рационального использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды и других документов в сфере экологии.

Одним из важнейших  актов такого рода, принятых за последние  годы, стал Указ Президента РФ «О государственной  стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236, положения которого определяют основные направления развития экономики России в условиях рыночных отношений в неразрывной связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

В соответствии с ним был принят документ, который  должен иметь основополагающее значение при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных актов, принятии хозяйственных и иных решений – Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1994 г. № 440.

На основе рекомендаций и принципов, изложенных в документах, принятых на Конференции ООН по охране окружающей среда и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), в Концепции определяются задачи, направления и условия перехода России «к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей настоящих и будущих поколений людей».

3. Финансирование  и материально-техническое обеспечение  экологических программ и мероприятий.  В соответствии с законодательством финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:

- федерального  бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

- средств предприятий,  организаций и учреждений;

- экологических  фондов;

- фондов экологического  страхования; 

- кредитов банков;

- добровольных  взносов юридических лиц и  граждан; 

- других источников.

 Финансирование  экологических программ и мероприятий  в федеральных, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

В настоящее  время наблюдается значительное сокращение объема средств, выделяемых на осуществление мероприятий по охране окружающей среды из федерального и местных бюджетов. В связи с этим важным источником финансирования становятся экологические фонды.

Экологические фонды представляют собой единую внебюджетную систему государственных  фондов, объединяющую федеральный, республиканские  и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

- сумм, полученных  по искам о возмещении вреда  и штрафов за экологические  правонарушения;

- платы за  выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

- средств от  реализации конфискованных орудий  охоты и рыболовства, незаконно  добытой с их помощью продукции; 

- процентов,  полученных в виде дивидендов по вкладам от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и юридических лиц;

- инвалютных  поступлений от юридических лиц  и граждан. 

Экологические фонды расходуются на решение  неотложных природо-охранительных  задач, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, восстановление потерь в окружающей природной среде, компенсацию вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением окружающей среды, развитие экологического воспитания и образования и др.

Помимо рассмотренных  фондов могут создаваться также  фонды экологического страхования  с целью добровольного и обязательного  страхования юридических лиц  и граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического вреда. Их средства используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"