Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Задача 1.
Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.
Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.

Содержание работы

1. Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, органы, и функции управления.
2. Понятие, виды и содержание экологического контроля и экологической экспертизы.

Файлы: 1 файл

Экологическое право.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Во многом новый  Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294ФЗ реализовал положения Указа Президента от РФ от 15.05.2008 г. N 797. Так, сравнительно правовой анализ этого закона позволяет  делать следующие выводы.[5]

Так, согласно ст. 2 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294 ФЗ "государственный  контроль (надзор) деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями".[2]

Данный закон  значительно расширил понятие государственного контроля (надзора), которое включает в себя осуществление уполномоченными  органами исполнительной власти следующих видов деятельности:

- деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений  хозяйствующими субъектами обязательных  требований посредством организации  и проведения проверок, принятия  мер по пресечению и устранению  последствий выявленных нарушений;

- деятельности  по систематическому наблюдению  за исполнением обязательных  требований, анализу и прогнозированию  состояния исполнения обязательных  требований при осуществлении  деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Такой подход законодателя к раскрытию указанного определения  совершенно обоснован и понятен, поскольку в нем одновременно раскрываются и контрольные и  надзорные полномочия.

Таким образом, если предыдущий закон под государственным  контролем подразумевал только проведение соответствующей проверки, тем самым существенно ограничивая его толкование, то исходя из смысла определений, представленных в новом законе, проведение проверки является всего лишь одной из проводимых мер при осуществлении надзорных полномочий.

При этом, если в тексте предыдущего закона использовались такие формулировки как "государственный  контроль" и "мероприятие по контролю", то новый закон помимо вышеперечисленных  использует также такую правовую категорию как "проверка" (плановая проверка ст. 9, внеплановая проверка ст. 10, документарная проверка ст. 11, выездная проверка ст. 12 и т.д.). При этом меняется смысл и назначение таких определений.

Так, в предыдущем законе под государственным контролем  подразумевалась собственно проверка, а под мероприятием по контролю совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля, связанных с проведением проверки,*(76) т.е по сути государственный контроль сводился к проведению проверки.[4]

Согласно ст. 2 нового ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ:

  • мероприятие по контролю действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной сферы, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;
  • проверка совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, представляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Таким образом, законодатель, раскрыв категорию "проверка", ввел самостоятельное определение, тем самым, расширив понятие "государственного контроля" и сузив понятие "мероприятие по контролю". Следовательно, в своем смысловом значение более широкое понятие "государственный контроль", включающий в себя в том числе и "проверку", а последняя, в свою очередь, заключается в совокупности мероприятий по контролю.

Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ мероприятия по контролю могут включать в себя:

·  действия по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя;

·  действия по обследованию используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов;

·  действия по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной сферы;

·  действия по проведению их исследований, испытаний,

·  действия по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.[1]

Как видим, мероприятия  по контролю, а, следовательно, и проверка, не включают в себя меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а, значит, не включают в себя меры по привлечению виновных лиц к ответственности. Указанные меры законодатель рассматривает самостоятельно и лишь в совокупности все указанные меры по контролю являются составляющими деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.[4]

Если сравнивать тексты двух законов, то увидим следующее. Предыдущий ФЗ от 08.08.2001 г. N 134ФЗ закреплял требования по организации и проведению мероприятий по контролю, чаще используя формулировку "мероприятие по контролю", новый ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ в зависимости от видов проверки закрепляет требования по ее организации и проведению, используя формулировку "проверка". На основании вышеизложенного, это совершенно обоснованно.

Федеральный закон  от 10.01.2002 г. N 7ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает понятие экологического контроля следующим образом.

Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический  контроль) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды, обеспечение  соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический  контроль) проводится в целях обеспечения  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

При этом ФЗ "Об охране окружающей среды" выделяет следующие виды экологического контроля:

- государственный  экологический контроль (государственный экологический контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти; государственный экологический контроль, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов РФ);

- производственный  экологический контроль;

- общественный  экологический контроль.

Так, общественный экологический контроль согласно ст. 68 ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную  окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды. Такой вид экологического контроля осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты  общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Кроме того, такие  обращения, содержащие информацию и иные доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушений, являются основанием для проведения внеплановых мероприятий по контролю.

Так, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294ФЗ "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":

"Основанием  для проведения внеплановой проверки  является:

1) истечение  срока исполнения юридическим  лицом, индивидуальным предпринимателем  ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление  в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального  контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:[2]

а) возникновение  угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда  жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение  прав потребителей (в случае обращения  граждан, права которых нарушены)".

Вместе с  тем, Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294ФЗ закрепляет требования, согласно которым обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеизложенных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В свою очередь, основные права и обязанности  граждан в области охраны окружающей среды, а также основные права  и обязанности общественных и  иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, устанавливаются соответственно статьями 11 и 12 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Так, согласно ст. 11 указанного закона среди основных прав в области охраны окружающей среды за гражданами закрепляются следующие  права:

1) право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) оказывать  содействие органам государственной  власти РФ, органам государственной  власти субъектов РФ, органам  местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

3) обращаться  в органы государственной власти  РФ, органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления и иные организации  с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

4) предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда окружающей среде;

5) осуществлять  другие предусмотренные законодательством права.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, имеют право:

1) оказывать  содействие органам государственной  власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

2) обращаться  в органы государственной власти  РФ, органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления и иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"