Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Малые предприятия в системе рыночной экономики………..…4
1.1. Сущность и основные критерии малых предприятий……… ……….... 4
1.2. Значение и функции малого предпринимательства…………………..…8
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...10
1.4. Государственная поддержка малого предпринимательства…………...13
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России…………..…..16
2.1. Этапы становления малого предпринимательства…………………….....16
2.2. Особенности малого предпринимательства в России………………........27
2.3. Проблемы малого бизнеса в России, пути их преодоления…………...…29
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в России………………….33
2.5. Кредитование малого бизнеса в Уральском регионе ..…………………..37
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая(с планом).doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 ГОУ ВПО Уральский федеральный университет – УПИ

 

 

                           

                           Факультет экономики                                                              Кафедра общей 

                                   и управления                                                              экономической Теории

 

 

 

 

                                                                   КУРСОВАЯ РАБОТА

          на тему:

              Малое предпринимательство в России:

            проблемы и перспективы развития

 

            по дисциплине:

          Экономическая теория

 

 

 

 

                            Нормоконтроль                                            

                            Научный руководитель                                      

                            Курс, группа                                                                                        

                            Студент                                                                  

 

 

          Екатеринбург

        2011

Содержание

 

    Введение ……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Малые предприятия в системе рыночной экономики………..…4

    1. Сущность и основные критерии малых предприятий……… ………....  4
    2. Значение и функции малого предпринимательства…………………..…8
    3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...10
    4. Государственная поддержка малого предпринимательства…………...13

Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России…………..…..16

2.1. Этапы становления малого предпринимательства…………………….....16

2.2. Особенности малого предпринимательства в России………………........27

2.3. Проблемы малого бизнеса в России, пути их преодоления…………...…29

2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в России………………….33

2.5. Кредитование малого бизнеса в Уральском регионе ..…………………..37

Заключение………………………………………………………………………41

Список литературы……………………………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Введение

         Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы.

         В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

         Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

         Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм.

 

 

 

 

 

 

              Глава 1. Малые предприятия в системе рыночной экономики.

1.1. Сущность и основные критерии малых предприятий.

         Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.  Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

     Какое именно  предприятие правомерно квалифицировать как малое?

     Само понятие  «малое», вроде бы, должно предполагать  упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются  для определения размеров малого предприятия ( численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.). Но рассмотрев под этим углом зрения законодательство 75 стран, обнаруживаем 50 различных критериев, определяющих фирмы в качестве малых (и средних). К таковым в Японии, к примеру, причисляют те, что насчитывают до 50 работающих, в Италии и Финляндии - до 100, в Великобритании - уже до 200, а в США - даже до 500.

     Разброс  очень велик. Логично заключить,  что сами по себе количественные  критерии сущность малого предпринимательства адекватно выразить не могут. Надо поставить в центр внимания характеристики качественного порядка. В данной связи следует отметить, что первый федеральный закон о малом бизнесе, принятый в США, вообще не содержал никаких количественных критериев, ограничиваясь лишь отмеченного рода качественными характеристиками.

         Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической  сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек.

     Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 человек — как «крупные».

     Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

     Итак, основные  экономические критерии малого предпринимательства:

  • обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);
  • специализация на каком-либо виде деятельности;
  • реализация произведенных товаров (услуг) через куплю - продажу на рынке;

     Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1.Характером производственного  процесса:

  • ограниченность масштабов применяемых средств производства и      технологических процессов;
  • небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;
  • упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы  управления и руководства:

  • единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
  • особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную                 включенность практически во все функциональные области;
  • компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
  • отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
  • быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных  компонентов (кадры, финансы и  т.д.):

  • особый, характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
  • гибкость, восприимчивость к нововведениям;
  • небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
  • низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
  • высокая оборачиваемость капитала;
  • принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями внешних  воздействий:

  • локальность ресурсных и сбытовых рынков;
  • неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
  • сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
  • ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
  • большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

     Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы  производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.

Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития