Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм.
Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Малые предприятия в системе рыночной экономики………..…4
1.1. Сущность и основные критерии малых предприятий……… ……….... 4
1.2. Значение и функции малого предпринимательства…………………..…8
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...10
1.4. Государственная поддержка малого предпринимательства…………...13
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России…………..…..16
2.1. Этапы становления малого предпринимательства…………………….....16
2.2. Особенности малого предпринимательства в России………………........27
2.3. Проблемы малого бизнеса в России, пути их преодоления…………...…29
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в России………………….33
2.5. Кредитование малого бизнеса в Уральском регионе ..…………………..37
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых
затрат.
♦ Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что "урожденных" предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем,"урожденных" музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
♦ Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров — Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 11 мая 1993 г. № 446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное
обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в России
Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:
• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;
• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;
• освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;
• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;
• распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
• уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.
Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения интересов государства виды деятельности:
• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
• производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
• строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
• инновационная деятельность.
Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.
Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.
Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции.
В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.
Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.
Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:
• привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);
• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;
• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.
В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:
• несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;
• декларативность, расплывчатость поставленных задач;
• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;
• нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов (запланированные на 1996 г. увеличение в 1, 5-2 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 1995 г. ).
Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.
До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).
Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.
О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.
Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).
Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.
2.5. Кредитование малого бизнеса в Уральском регионе.
Вплоть до лета практически все банки интенсивно сокращали объемы кредитования малого бизнеса (КМБ) и реструктурировали задолженность тех, кто гасить ее не мог. Было проведено исследование, собрав данные по 19 из примерно 25 серьезных участников рынка КМБ в регионе, и можно утверждать: тенденция изменилась.
Что произошло за год кризиса?
Данные анкетного опроса банков говорят: сегмент КМБ на Урале при незначительном снижении осенью 2008 года (что понятно: заставить заемщиков быстро гасить задолженность тяжело) в первом полугодии упал на 12,5%. Данные статистики ЦБ РФ дают не столь драматичную картину: на Урале по восьми месяцам 2009 года — минус 2%, по РФ — плюс 1%. Но Банк России учитывает в этой цифре бизнес не только малый, но и средний (выручка до 1 млрд. рублей, численность до 250 человек). Понятно, что размер имеет значение: чем крупнее компания, тем больше у нее возможностей кредитования.
С позиций сегодняшних оценок падения ВРП (валовой региональный продукт) на уровне 10% это не выглядит слишком драматично. «Складывается мнение, что когда выручка падает, то кредиты должны расти. Но это не так! Если выручка падает, то кредитный портфель должен уменьшаться, потому что выручка — это источник гашения кредитов», — говорит заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. С ним трудно не согласиться: нынешний «нормальный» уровень кредитования МБ точно не такой, как год назад.
Весь вопрос в том, как будет развиваться ситуация. Один из главных показателей, способный свидетельствовать о смене тренда, — уровень просрочки. Так вот, он никаких положительных ориентиров не дает. Вплоть до 1 сентября просрочка росла стабильно, месяц от месяца, увеличившись по Уралу с 2 до 8%. Много это или мало? Если сравнивать с корпоративным сектором и розничным кредитованием (без ипотеки) в целом по региону, этот показатель выше всего на один пункт.
Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития