Механизмы регулирования природоохранной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целями моей работы является:
1. Определение места и роли государства в области охраны окружающей среды.
2. Составление и изучение структуры органов управления природоохранной деятельностью.
Для достижения поставленных целей мною были обозначены следующие задачи:
- отследить природоохранную деятельность государства;
- определить функции, формы, принципы и методы государственного управления природоохранной деятельностью;
- выявить и обосновать сущность и необходимость механизма эколого – нравственного воспитания;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Теоретические аспекты управления природоохранной деятельностью
1.1 Природоохранная деятельность государства……………………………6
1.2 Принципы и функции государственного управления природопользование……………………………………………………………………………….9
1.3 Методы государственного управления природоохранной деятельностью…………………………………………………………………....................14
1.4 Административно – правовые и финансово - экономические механизмы управления природоохранной деятельностью…………………….15
1.5 Формирование экологического сознания – один из важнейших механизмов управления природоохранной деятельностью……………………19
Глава II. Система управления охраной, использованием природных ресурсов в России
2.1 Структура государственных органов управления природоохранной деятельностью…………………………………………………………………..24
2.2 Структура управления природоохранной деятельностью Ростовской области…………………………………………………………………………….
2.3 Новая структура Федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.04 года……………………..33
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

экол.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

 

е) осуществление  международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном федеральным законодательством; 
ж) обеспечение государственной политики в области обращения с отходами; 
з) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при обращении с отходами; 
и) обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования; 
к) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в экспертных комиссиях государственных экологических экспертиз объектов, намечаемых к реализации на территории Ростовской области; 
л) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством. 
Спускаясь на более низкий уровень управления, рассмотрим полномочия органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды определяются в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и включают в себя: 
а) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; 
б) разработку и реализацию целевых программ в сфере охраны окружающей среды, принимаемых органами местного самоуправления; 
в) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей; 
г) принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы; 
д) организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования, которая может оказывать негативное воздействие на состояние окружающей среды; 
е) организация по требованию населения общественных экологических экспертиз; 
ж) информирование органов прокуратуры, территориальных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы; 
з) установление категорий особо охраняемых природных территорий в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»; 
и) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. 
Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесенными федеральным законодательством к компетенции органов государственной власти Ростовской области, осуществляется вместе с передачей соответствующих материальных и финансовых средств. 
Далее говоря о структуре органов управления природоохранной деятельностью, следует отметить, что Администрация Ростовской области кроме вышеназванных полномочий в сфере охраны окружающей среды имеет Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов.  
Согласно же «Положению о Комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области»12, Комитет является органом Администрации Ростовской области, обеспечивающим проведение единой политики в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов и координирующим в этой сфере деятельность исполнительных органов власти области.  
Согласно этому же Положению на комитет возлагается множество функций и ставится большое количество задач, также в данном документе оговариваются права, организация работы, а также ответственность за исполнение своих функций.  
Вот таким образом реализуются полномочия и взаимодействие различных уровней власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме приведенной структуры органов управления природоохранной деятельности было бы не лишним представить структуру еще одного немаловажного в Южном федеральном округе органа – Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Южному Федеральному округу. (см. приложение № 3, 4) Приведенные схемы довольно – таки полно и наглядно иллюстрируют внутреннюю сложность органа, а также большое количество взаимосвязей и взаимодействий с другими органами, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды. 
Таким образом, в данной главе была предпринята попытка рассмотрения структуры управления природопользованием Ростовской области. На мой взгляд, актуальнейшей проблемой в настоящее время является изучение и совершенствование именно регионального и муниципального уровней власти. Именно отсюда должна брать свое начало эффективная природоохранная деятельность государства.

 

 

2.3 Новая структура Федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.04 года 
 
«В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»11 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была введена так называемая трехуровневая система исполнительной власти, согласно которой в нее теперь входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Указом Президента РФ было упразднено 24 исполнительных органа, в частности: 
- Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству; 
- Федеральная служба геодезии и картографии России; 
- Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; 
Но этим же Указом были образованы 42 федеральных органы исполнительной власти (в части, касающейся рассматриваемой темы): 
-Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, передав ей функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов; 
- Федеральное агентство водных ресурсов, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере водных ресурсов; 
- Федеральное агентство лесного хозяйства, передав ему функции в сфере лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и функций по контролю и надзору; 
- Федеральное агентство по недропользованию, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере недропользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации; 
- Федеральное агентство по рыболовству, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству; 
Кроме этого были преданы функции «по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Федеральной службы геодезии и картографии России и Федеральной службы России по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды Министерству природных ресурсов Российской Федерации, функции по контролю и надзору – Федеральной службе по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования, остальные функции – образуемым государственным учреждениям. 
Таким образом, согласно этому Указу можно графически представить систему Федеральных органов исполнительной власти в сфере управления природопользованием. 
 

 

Заключение.

Подводя итог своей работе, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что у общества нет иного пути, как непрерывно беспокоиться о чистоте окружающего нас мира. Ведь это, прежде всего наш дом это наша среда обитания. И перспектива адаптации к всевозрастающей обстановке загрязнения среды продуктами его деятельности – перспектива превратиться в мутантов, для которых чистая среда станет таким же адом, каким для нас сейчас являются отравленные участки атмосферы, гидросферы и суши. 
И, на мой взгляд, первым это должно осознать, прежде всего, государство. Ведь именно от целенаправленной разработанной экологической и природоохранной государственной политики зависит дальнейшее развитие и процветание общества. Но, кроме этого, управленец любого ранга должен отдавать себе отчет в том, что от того, какие решения он будет продвигать, а какие тормозить в своей деятельности, будет зависеть не только его судьба, судьба его детей и внуков, но и будущее всего человечества. Так уж исторически сложилось, что государственные нити управления не минуют чиновника. И от его образованности зависит очень многое. 
Учитывая именно этот аспект, в своей курсовой работе я сделала попытку обосновать необходимость более глубокого изучения, а также внедрения такого механизма как эколого – нравственного воспитания. 
Тема моей работы связана с государственным регулированием и управлением природоохранной деятельности. Потому что именно по причине неадекватного и неумелого управления достижениями научно – технического прогресса, экономическими, политическими процессами, некомпетентного применения технологий, не учитывающих исторически сложившийся механизм саморегулирующейся функции природы, не знания вечных и неизменных законов природы – все это приводит к тем плачевным результатам, которые получает общество в целом. В данной работе я попыталась более полно отразить особенность форм, функций, методов и принципов государственного управления природоохранной деятельностью. Кроме этого, в работе представлена структура органов управления природоохранной деятельностью, как на федеральном, так и на региональном уровне. 
В заключение хотелось бы отметить, что все экологические прогнозы, какие бы они смелыми ни были, условны и в итоге окажутся неверными. Природа распорядится по – своему, так как ни один человек не располагает абсолютным знанием ее развития. Но очевидно одно: человечество уже сегодня способно уничтожить себя как вид, населяющий Землю. И если до этого дойдет, природа поможет ему в этом. Так как уровень ее самосохранения лишен эгоистических устремлений и амбиций, какими обладает человеческое общество, живя за счет чего – то.

 

 

Список литературы 
 
1. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Природоохранное и природоресурсное регулирование в системе управления экологической безопасностью. Ростов н./Д, 1997. 
2. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика природопользования. Ростов н./Д, 2003. 
3. Игнатов В.Г., Кокин А. В. Экология. Научно – нормативный справочник. Ростов н./Д, 2000. 
4. Куриленко В. В. Основы управления природо- и недропользованием. СПб, 2000. 
5. Клюев Н. Н. Экологические итоги реформирования России// Экология и жизнь № 4’2002. 
6. Холодков В. В. Государственное регулирование природоохранной деятельности// Экология и жизнь № 6’2001. 
7. Самотесов Е. Д., Тощева Т. П. Методология и основа организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений. М.: РЭФИА, 2001. – 265 с. 
8. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 № 867. 
9. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 11.03.2004. 
10. «Положение о Комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области» от 29.12.2000. № 511 
11. Национальный портал «Природа» 
12. Официальный сайт Министерства природных ресурсов Российской Федерации 
13. Электронная версия журнала «Экология и жизнь» 
14. Региональная программа «Лидеры в области охраны окружающей среды и развития». Институт географии РАН, Фонд «Развитие и окружающая среда» 
15. Официальный сайт Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации РО. 
1 Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика природопользования. - Ростов н./Д: Феникс, 2003. С.6 
2 Н. Н. Клюев. Экологические итоги реформирования России.// Экология и жизнь. № 4. 2002. 
3 / Региональная программа «Лидеры в области окружающей среды и развития», Институт географии РАН, Фонд «Развитие и окружающая среда»,  
 
4 / Региональная программа «Лидеры в области окружающей среды и развития», Институт географии РАН, Фонд «Развитие и окружающая среда»,  
 
5 Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика природопользования. Ростов н/Д: Феникс. 2003, с. 316 
6 Куриленко В. В. Основы управления природо- и недропользованием. СПб, 2000. с. 10  
7 Игнатов В. Г., Кокин А. В. Природоресурсное и природоохранное регулирование в системе управления экологической безопасностью. Ростов – на – Дону, 1997. с. 515 
8 Ноосфера – сфера разума, соответствующая будущему «устойчивому обществу», в котором будут обеспечены приоритеты нравственного разума, интеллектуально – информационных ценностей, экогуманизма, обеспечивающих коэволюцию общества и природы, их безопасное неопределенно долгое развитие. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика природопользования. – Ростов н./Д: Феникс, 2003. 
9 В данной главе приводится структура органов управления природоохранной деятельностью по состоянию на 1 января 2004 года. 11 марта 2004 года Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была изменена структура управления природоохранной деятельностью.  
10 Здесь предлагается структура управления природопользованием Ростовской области по состоянию на  
1 января 2004 года. 
11  Официальный сайт Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области. 
12 «Положение о Комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области». Утверждено постановлением Главы Администрации области (Губернатором) от 29.12.2000 N 511

 

 


Информация о работе Механизмы регулирования природоохранной деятельности