Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:44, курсовая работа
Целями моей работы является:
1. Определение места и роли государства в области охраны окружающей среды.
2. Составление и изучение структуры органов управления природоохранной деятельностью.
Для достижения поставленных целей мною были обозначены следующие задачи:
- отследить природоохранную деятельность государства;
- определить функции, формы, принципы и методы государственного управления природоохранной деятельностью;
- выявить и обосновать сущность и необходимость механизма эколого – нравственного воспитания;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Теоретические аспекты управления природоохранной деятельностью
1.1 Природоохранная деятельность государства……………………………6
1.2 Принципы и функции государственного управления природопользование……………………………………………………………………………….9
1.3 Методы государственного управления природоохранной деятельностью…………………………………………………………………....................14
1.4 Административно – правовые и финансово - экономические механизмы управления природоохранной деятельностью…………………….15
1.5 Формирование экологического сознания – один из важнейших механизмов управления природоохранной деятельностью……………………19
Глава II. Система управления охраной, использованием природных ресурсов в России
2.1 Структура государственных органов управления природоохранной деятельностью…………………………………………………………………..24
2.2 Структура управления природоохранной деятельностью Ростовской области…………………………………………………………………………….
2.3 Новая структура Федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.04 года……………………..33
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………….37
е) осуществление
международного сотрудничества в области охраны окружающей
среды в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством;
ж) обеспечение государственной политики
в области обращения с отходами;
з) проведение мероприятий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, возникающих
при обращении с отходами;
и) обеспечение экономических, социальных
и правовых условий для более полного
использования отходов и уменьшения их
образования;
к) делегирование экспертов для участия
в качестве наблюдателей в экспертных
комиссиях государственных экологических
экспертиз объектов, намечаемых к реализации
на территории Ростовской области;
л) иные полномочия, предусмотренные федеральным
и областным законодательством.
Спускаясь на более низкий уровень управления,
рассмотрим полномочия органов местного
самоуправления. Полномочия органов местного
самоуправления в сфере охраны окружающей
среды определяются в соответствии с Федеральным
законом «Об охране окружающей среды»,
Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», иными федеральными
законами и нормативными правовыми актами
Российской Федерации и включают в себя:
а) участие в охране окружающей среды на
территории муниципального образования;
б) разработку и реализацию целевых программ
в сфере охраны окружающей среды, принимаемых
органами местного самоуправления;
в) делегирование экспертов для участия
в качестве наблюдателей в заседаниях
экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы объектов экологической
экспертизы в случае реализации этих объектов
на соответствующей территории и в случае
возможного воздействия на окружающую
природную среду хозяйственной и иной
деятельности, намечаемой другой административно-
г) принятие и реализация в пределах своих
полномочий решений по вопросам экологической
экспертизы на основании результатов
общественных обсуждений, опросов, референдумов,
заявлений общественных экологических
организаций (объединений) и движений,
информации об объектах экологической
экспертизы;
д) организация общественных обсуждений,
проведение опросов, референдумов среди
населения о намечаемой хозяйственной
и иной деятельности на территории соответствующего
муниципального образования, которая
может оказывать негативное воздействие
на состояние окружающей среды;
е) организация по требованию населения
общественных экологических экспертиз;
ж) информирование органов прокуратуры,
территориальных специально уполномоченных
государственных органов в области охраны
окружающей природной среды и органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации о начале реализации объекта
экологической экспертизы без положительного
заключения государственной экологической
экспертизы;
з) установление категорий особо охраняемых
природных территорий в порядке, предусмотренном
Федеральным законом «Об особо охраняемых
природных территориях»;
и) иные полномочия, предусмотренные федеральным
законодательством.
Наделение органов местного самоуправления
отдельными полномочиями в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды,
отнесенными федеральным законодательством
к компетенции органов государственной
власти Ростовской области, осуществляется
вместе с передачей соответствующих материальных
и финансовых средств.
Далее говоря о структуре органов управления
природоохранной деятельностью, следует
отметить, что Администрация Ростовской
области кроме вышеназванных полномочий
в сфере охраны окружающей среды имеет
Комитет по охране окружающей среды и
природных ресурсов.
Согласно же «Положению о Комитете по
охране окружающей среды и природных ресурсов
Администрации Ростовской области»12,
Комитет является органом Администрации
Ростовской области, обеспечивающим проведение
единой политики в области охраны окружающей
природной среды и природных ресурсов
и координирующим в этой сфере деятельность
исполнительных органов власти области.
Согласно этому же Положению на комитет
возлагается множество функций и ставится
большое количество задач, также в данном
документе оговариваются права, организация
работы, а также ответственность за исполнение
своих функций.
Вот таким образом реализуются полномочия
и взаимодействие различных уровней власти
в сфере охраны окружающей среды. Кроме
приведенной структуры органов управления
природоохранной деятельности было бы
не лишним представить структуру еще одного
немаловажного в Южном федеральном округе
органа – Департамента государственного
контроля и перспективного развития в
сфере природопользования и охраны окружающей
среды МПР России по Южному Федеральному
округу. (см. приложение № 3, 4) Приведенные
схемы довольно – таки полно и наглядно
иллюстрируют внутреннюю сложность органа,
а также большое количество взаимосвязей
и взаимодействий с другими органами,
осуществляющими свою деятельность в
области охраны окружающей среды.
Таким образом, в данной главе была предпринята
попытка рассмотрения структуры управления
природопользованием Ростовской области.
На мой взгляд, актуальнейшей проблемой
в настоящее время является изучение и
совершенствование именно регионального
и муниципального уровней власти. Именно
отсюда должна брать свое начало эффективная
природоохранная деятельность государства.
2.3 Новая структура Федеральных
органов исполнительной власти в соответствии
с Указом Президента РФ от 11.03.04 года
«В целях формирования
эффективной системы и структуры федеральных
органов исполнительной власти»11 марта
2004 года Указом Президента Российской
Федерации «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» была
введена так называемая трехуровневая
система исполнительной власти, согласно
которой в нее теперь входят федеральные
министерства, федеральные службы и федеральные
агентства. Указом Президента РФ было
упразднено 24 исполнительных органа, в
частности:
- Государственный комитет Российской
Федерации по рыболовству;
- Федеральная служба геодезии и картографии
России;
- Федеральную службу по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды;
Но этим же Указом были образованы 42 федеральных
органы исполнительной власти (в части,
касающейся рассматриваемой темы):
-Федеральная служба по надзору в сфере
экологии и природопользования, передав
ей функции по контролю и надзору в сфере
экологии и природопользования Министерства
природных ресурсов;
- Федеральное агентство водных ресурсов,
передав ему правоприменительные функции,
функции по оказанию государственных
услуг и по управлению имуществом в сфере
водных ресурсов;
- Федеральное агентство лесного хозяйства,
передав ему функции в сфере лесного хозяйства
Министерства природных ресурсов Российской
Федерации, за исключением функций по
принятию нормативных правовых актов
в установленной сфере деятельности и
функций по контролю и надзору;
- Федеральное агентство по недропользованию,
передав ему правоприменительные функции,
функции по оказанию государственных
услуг и по управлению имуществом в сфере
недропользования Министерства природных
ресурсов Российской Федерации;
- Федеральное агентство по рыболовству,
передав ему правоприменительные функции,
функции по оказанию государственных
услуг и по управлению имуществом упраздняемого
Государственного Комитета Российской
Федерации по рыболовству;
Кроме этого были преданы функции «по
принятию нормативных правовых актов
в установленной сфере деятельности упраздняемых
Федеральной службы геодезии и картографии
России и Федеральной службы России по
гидрометеорологии мониторингу окружающей
среды Министерству природных ресурсов
Российской Федерации, функции по контролю
и надзору – Федеральной службе по контролю
и надзору в сфере экологии и природопользования,
остальные функции – образуемым государственным
учреждениям.
Таким образом, согласно этому Указу можно
графически представить систему Федеральных
органов исполнительной власти в сфере
управления природопользованием.
Заключение.
Подводя итог своей
работе, хотелось бы еще раз подчеркнуть,
что у общества нет иного пути, как непрерывно
беспокоиться о чистоте окружающего нас
мира. Ведь это, прежде всего наш дом это
наша среда обитания. И перспектива адаптации
к всевозрастающей обстановке загрязнения
среды продуктами его деятельности –
перспектива превратиться в мутантов,
для которых чистая среда станет таким
же адом, каким для нас сейчас являются
отравленные участки атмосферы, гидросферы
и суши.
И, на мой взгляд, первым это должно осознать,
прежде всего, государство. Ведь именно
от целенаправленной разработанной экологической
и природоохранной государственной политики
зависит дальнейшее развитие и процветание
общества. Но, кроме этого, управленец
любого ранга должен отдавать себе отчет
в том, что от того, какие решения он будет
продвигать, а какие тормозить в своей
деятельности, будет зависеть не только
его судьба, судьба его детей и внуков,
но и будущее всего человечества. Так уж
исторически сложилось, что государственные
нити управления не минуют чиновника.
И от его образованности зависит очень
многое.
Учитывая именно этот аспект, в своей курсовой
работе я сделала попытку обосновать необходимость
более глубокого изучения, а также внедрения
такого механизма как эколого – нравственного
воспитания.
Тема моей работы связана с государственным
регулированием и управлением природоохранной
деятельности. Потому что именно по причине
неадекватного и неумелого управления
достижениями научно – технического прогресса,
экономическими, политическими процессами,
некомпетентного применения технологий,
не учитывающих исторически сложившийся
механизм саморегулирующейся функции
природы, не знания вечных и неизменных
законов природы – все это приводит к
тем плачевным результатам, которые получает
общество в целом. В данной работе я попыталась
более полно отразить особенность форм,
функций, методов и принципов государственного
управления природоохранной деятельностью.
Кроме этого, в работе представлена структура
органов управления природоохранной деятельностью,
как на федеральном, так и на региональном
уровне.
В заключение хотелось бы отметить, что
все экологические прогнозы, какие бы
они смелыми ни были, условны и в итоге
окажутся неверными. Природа распорядится
по – своему, так как ни один человек не
располагает абсолютным знанием ее развития.
Но очевидно одно: человечество уже сегодня
способно уничтожить себя как вид, населяющий
Землю. И если до этого дойдет, природа
поможет ему в этом. Так как уровень ее
самосохранения лишен эгоистических устремлений
и амбиций, какими обладает человеческое
общество, живя за счет чего – то.
Список литературы
1. Игнатов В. Г., Кокин
А. В. Природоохранное и природоресурсное
регулирование в системе управления экологической
безопасностью. Ростов н./Д, 1997.
2. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика
природопользования. Ростов н./Д, 2003.
3. Игнатов В.Г., Кокин А. В. Экология. Научно
– нормативный справочник. Ростов н./Д,
2000.
4. Куриленко В. В. Основы управления природо-
и недропользованием. СПб, 2000.
5. Клюев Н. Н. Экологические итоги реформирования
России// Экология и жизнь № 4’2002.
6. Холодков В. В. Государственное регулирование
природоохранной деятельности// Экология
и жизнь № 6’2001.
7. Самотесов Е. Д., Тощева Т. П. Методология
и основа организации общественного участия
в процессе принятия экологически значимых
решений. М.: РЭФИА, 2001. – 265 с.
8. Указ Президента Российской Федерации
«О структуре федеральных органов исполнительной
власти» от 17.05.2000 № 867.
9. Указ Президента Российской Федерации
«О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» от 11.03.2004.
10. «Положение о Комитете по охране окружающей
среды и природных ресурсов Администрации
Ростовской области» от 29.12.2000. № 511
11. Национальный портал «Природа»
12. Официальный сайт Министерства природных
ресурсов Российской Федерации
13. Электронная версия журнала «Экология
и жизнь»
14. Региональная программа «Лидеры в области
охраны окружающей среды и развития».
Институт географии РАН, Фонд «Развитие
и окружающая среда»
15. Официальный сайт Комитета по охране
окружающей среды и природных ресурсов
Администрации РО.
1 Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика
природопользования. - Ростов н./Д: Феникс,
2003. С.6
2 Н. Н. Клюев. Экологические итоги реформирования
России.// Экология и жизнь. № 4. 2002.
3 / Региональная программа «Лидеры в области
окружающей среды и развития», Институт
географии РАН, Фонд «Развитие и окружающая
среда»,
4 / Региональная программа «Лидеры в области
окружающей среды и развития», Институт
географии РАН, Фонд «Развитие и окружающая
среда»,
5 Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика
природопользования. Ростов н/Д: Феникс.
2003, с. 316
6 Куриленко В. В. Основы управления природо-
и недропользованием. СПб, 2000. с. 10
7 Игнатов В. Г., Кокин А. В. Природоресурсное
и природоохранное регулирование в системе
управления экологической безопасностью.
Ростов – на – Дону, 1997. с. 515
8 Ноосфера – сфера разума, соответствующая
будущему «устойчивому обществу», в котором
будут обеспечены приоритеты нравственного
разума, интеллектуально – информационных
ценностей, экогуманизма, обеспечивающих
коэволюцию общества и природы, их безопасное
неопределенно долгое развитие. Игнатов
В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика природопользования.
– Ростов н./Д: Феникс, 2003.
9 В данной главе приводится структура
органов управления природоохранной деятельностью
по состоянию на 1 января 2004 года. 11 марта
2004 года Указом Президента РФ «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной
власти» была изменена структура управления
природоохранной деятельностью.
10 Здесь предлагается структура управления
природопользованием Ростовской области
по состоянию на
1 января 2004 года.
11 Официальный сайт Комитета по охране
окружающей среды и природных ресурсов
Администрации Ростовской области.
12 «Положение о Комитете по охране окружающей
среды и природных ресурсов Администрации
Ростовской области». Утверждено постановлением
Главы Администрации области (Губернатором)
от 29.12.2000 N 511
Информация о работе Механизмы регулирования природоохранной деятельности